Рабочая программа курса Введение в обществознание к учебнику Л. Н. Боголюбова


Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по курсу обществознание для 5 классов составленана основе авторской Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова М: «Просвещение» 2009. При составлении рабочей программы учитывались документы, образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089; Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (2004 год). Она соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Программа разработана как компонент методического сопровождения курса обществознание. В преподавании курса используется УМК, который соответствует теории многофакторного подхода к изучению данного предмета и представляет собой:
1.Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Обществоведение: гражданин, общество, государство. 5 класс. – М.: Просвещение, 2007
2 Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова. 5 класс .Рабочая тетрадь.– М.: Просвещение, 2013
Цель изучения курса обществознания:
Сформировать первоначальные представления о сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной.
Задачи изучения курса:
-способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности;
-формировать жизненную стратегию личности подростка;
- развивать познавательные способности учащихся;
- формировать самооценку личности подростка, умение понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.
«Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Знания по курсу должны помочь ответить учащимся на наиболее значимые вопросы миропознания, миропонимания, мировоззрения: «Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире?» и т. д.
Изучение обществознания в основной школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе и продолжается затем в старших классах.
В реализации программы планируется использовать технологии:
развивающего и личностно-ориентированном обучения, исследовательского и дифференцированного подхода в обучении; информационно-коммуникативные технологии.В организации учебного процесса предусмотрено использоватьследующие
формы и методы обучения: устный, наглядныйи практический, а так же уроки - практикумы,уроки-дискуссии, постановка проблемных задач,создание учащимися презентаций, написание учащимися сочинений, эссе. Данные методы и формы позволяют использовать такие средства обучения, как рассказ, монолог, диалог, беседа, работа с любым источником (фото, документ, схема, карта, картина и т.д.).В процессе обучения используются следующие типы учебных занятий:
- 0 тип – вводное занятие;
- 1 тип – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности;
- 2 тип – закрепление знаний и способов деятельности;
- 3 тип – комплексное применение знаний и способов деятельности;
- 4 тип – обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
- 5 тип – проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся;
- 5' тип – коррекция знаний и способов деятельности.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений РФ отводит дляобязательного изучения учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ на этапе основного общего образования в классе по 35часов, из расчета 1 час в неделю, из них:
федеральный компонент – 0
школьный компонент – 1
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения обществознания ученик 5 класса должен
знать:
человек существо биосоциальное, включённое в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом;
человек – это субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми;
человек – индивидуальность, самостоятельно выбирающая свой путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях.
Учащиеся должны уметь:
объяснять смысл основных понятий;
характеризовать основные философские суждения;
высказывать собственное мнение по проблемам межличностных взаимоотношений.
Программа курса «Обществознание» утверждена решением научно - методического совета МБОУ «Гимназия №80».
Содержание тем учебного курса
Введение (1ч)
Тема 1. Человек. (4 ч).Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Тема 2. Семья. (8 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (4 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4.Труд (5 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина (8ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Россия – многонациональное государство.национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения..Добродетели(3ч)
Человек славен добрыми делами.
Основы граждановедения (2ч)
Всего уроков – 35
Практических занятий – -Контрольных уроков -
Учебно-методические пособия
1. Обществознание. 5 класс: учеб.дляобщеобразоват. у/(Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 127 с.
2. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс
3. Рабочие программы по обществознанию для 5 – 9 классов/ Обществознание. Рабочие программы . Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы./ Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
4. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Ф. Иванова; Рос.акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012 – 111 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.socionet.ru— Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru— Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.http: //www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm— Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.HYPERLINK "http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social"http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social— Обществознание в школе (дистанционное обучение).HYPERLINK "http://www.lenta.ru"http://www.lenta.ru— актуальные новости общественной жизни.http://www.fom.ru— Фонд общественного мнения (социологические исследования).Учебно – тематическое планирование
по обществознанию в 5а, б классах
№ Тема урока Тип урока Кол- вочасов Из них
КР ЛР ПР1 Введение 2 1 Раздел 1. Человек 4 2 Человек родился 1 1 3-4 Человек и другие люди 1 2 5 Человек 5 1 Раздел 2. Семья 8 6-7 Семья - ячейка общества 1 2 8-9 Семейные заботы 1 2 10-11 Дому нужен хозяин 1 2 12 Делу время – потехе час 1 1 13 Семья 5 1 Раздел 3. Школа 4 14-15 Профессия - учение 1 2 16 Одноклассники, сверстники, друзья 1 1 17 Школа 5 1 Раздел 4. Труд 5 18-19 Труд – основа жизни 1 2 20-21 Труд и творчество 1 2 22 Труд 5 1 Раздел 5. Родина 8 23-24 Что значит быть патриотом? 1 2 25 Символика России 1 1 26-27 Гражданин – Отечества достойный сын 1 2 28-29 Мы – многонациональный народ 1 2 30 Родина 5 1 Раздел 6. Добродетели 3 31 Человек славен добрыми делами 1 1 32 Будь смелым 1 1 33 Добродетели 5 1 34-35 Основы граждановедения5 2 II.Тематическое планирование
№ Название темы Количество часов Сроки проведения
Введение 1 01-06.09.2014
1 Раздел 1. Человек 4 08.09. -04.10.14
2 Раздел 2. Семья 8 06.10. – 06.12.14
3 Раздел 3. Школа 4 08.12.14 – 17.01.15
4 Раздел 4. Труд 5 19.01. – 21.02.15
5 Раздел 5. Родина 8 23. 02– 25.04.15
6 Раздел 6. Добродетели 3 27.04. – 16.05.15
7 Основы граждановедения2 18.05. – 30.05.15
Итого: 35