Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики в 5 классах на 2016-2017 учебный год 
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики в 5 классах
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 35 часов (исходя из 35 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 35 часов в год в 5 классах (1 час в неделю). 
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 
Основы светской этики. 
Основы мировых религиозных культур.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,  обеспечивает:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; 
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России; 
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; 
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.
Цель курса:
· дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.
Задачи курса:
· развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
· формирование качеств гражданина и патриота России;
· воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
· формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Дети начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание. 
Именно в  школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
 Мотивационно-побудительный -  содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
 Чувственно-эмоциональный -  состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства  отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
 Рациональный (умственный)  - содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий.
      Формы работы:
           - коллективная
           - групповая
           - индивидуальная
Наглядные пособия:
 - настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;
 - рисунки, слайды, диски.
Оборудование:
 - интерактивная доска;
 - проектор;
 - компьютер.
Особенности методики преподавания основы религиозной культуры и светской этики.
Преподавание основы религиозной культуры и  светской этики может строиться с учетом  таких подходов, как: 
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников; 
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя. 
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий  на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. 
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. 
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики  и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами религиозных культур и светской этики. 
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания. 
  В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики»  ученик должен:
   знать/понимать:        основные понятия религиозных культур;        историю возникновения религиозных культур;        историю развития различных религиозных культур в истории России;        особенности и традиции религий;        описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;        уметь:        описывать различные явления религиозных традиций и культур;       устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;        излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;        соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;        строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;       готовить сообщения по выбранным темам.». 
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками  должны быть усвоены следующие смыслы: 
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику, 
ни одна культура не может быть лучше другой,
каждая культура обладает значимым для развития человечества  ценностным содержанием.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 
Модуль I «Основы светской этики» 
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.
Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству
Модуль II «Основы мировых религиозных культур»
Культура и религия. Пантеон. Многобожие. Завет.
Многоконфессинальность .
Буддизм. Будда. Христианство. Миссия (Иисус Христос). Ислам. Аллах. Пророк Муххамед.
Заповеди в мировых религиях. Обряды, ритуалы,  таинства в мировых религиях.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Используемая дополнительная литература
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). 
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни. 
Критерии оценивания учащихся – безотметочная система.
Календарно-тематическое планирование комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 
Классы: 5 
2016 – 2017 учебный год
№
п/п
Тема
урока
Основные 
понятия 
Методика и виды 
работ
Методы и формы контроля, 
рефлексии
Требуемые 
ресурсы 
Домашнее задание, 
привлечение родителей
Дата 
Модуль I 
 Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества – 25 ч. 
ЗУН: Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.  Формировать чувство гордости за свою Родину, развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности. Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Уметь осознавать ценности человеческой жизни. Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного  труда.
1
Введение.
Россия – наша Родина.
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. 
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом
Творческая работа «Составление 
предложений со словами Россия, Отечество, 
патриот, президент, духовные ценности»
Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы
религиозных
культур и
светской
этики». Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 1
стр.4-5
Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. 
2.09
2
Њ°Что такое светская этика.
Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом
Творческая работа «Составление 
предложений со словами культура, моральный, этический.»
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 2
Стр.6-7
Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика?                          
9.09
3
Культура и мораль.
Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.   
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом
Коллективная рефлексия, предусмотренная в 
электронном сопровождении к уроку.
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 3
Стр.8-9
Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод  моральных норм, принятых в вашей семье.
16.09
4
Особенности морали.
В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.  
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом
Самостоятельная работа «Выписать из 
пособия основные особенности морали как 
вида духовно-нравственной культуры» 
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 4
Стр.10-11
Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.
23.09
5
  Добро и зло.                                      
Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку 
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 5
Стр.12-13
Электронное приложение к учебнику. Урок № 6
Стр 14-15
Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения. 
Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи.
30.09
6
Добродетель и порок.
Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Самостоятельная работа «Найти в тексте два
определения добродетели, подчеркнуть их» 
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 7
Стр.16-19
Электронное приложение к учебнику. Урок № 8
Стр.20-21
Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин,Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания?
Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. Расскажи о своих или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетель ли как порочные.   
14.10
7
Свобода и моральный выбор человека.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом
Самостоятельная работа «Выписать из текста 
пособия, что предполагает свободный 
выбор»  
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 9
Стр.22-23
Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло.
21.10
8
Свобода и ответственность.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным  материалом, работа со словарём.
Самостоятельная работа «Выписать из текста 
пособия, что входит в отношения 
ответственности»
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 10
Стр.24-25
Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры. 
28.10
9
Моральный долг.
Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности ест у человека.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Самостоятельная работа «Составить
предложение со словом долг»
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 11
Стр.26-27
Подобрать пословицы, в 
которых говорилось бы 
о долге человека.
11.11
10
Справедливость.
Справедливость. Моральные правила справедливого 
человека.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Самостоятельная работа «Составить план 
статьи из пособия»
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 12
Стр. 28-29
Придумать рассказ о 
справедливом и 
несправедливом 
человеке
18.11
11
Альтруизм и эгоизм.
Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Самостоятельная работа «Найти и выписать
определения альтруизма и эгоизма»
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 13
Стр.30-31
Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма.
25.10
12
Дружба.
Добродетельные отношения. Дружба.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в 
электронном сопровождении к уроку
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14
Стр.32-33
Написать рассказ о 
своём друге
2.12
13
Что значит быть моральным.
Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный 
выбор. Моральные нормы.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом
Самостоятельная работа «Продолжить 
предложение «Быть моральным – это 
значит»
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 15
Стр.34-35
Подготовиться к 
сочинению «Что такое 
добро и зло»
9.12
14
Подведение итогов.
Групповая работа, обсуждение, подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания.
Самостоятельная работа учащихся по 
составлению плана будущей творческой 
работы. 
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 16
Стр.36-37
Редактирование, 
обсуждение с 
родителями, подбор 
иллюстративного 
материала.
16.12
15
Подведение итогов.
Презентации творческих работ  
23.12
16
Род и семья-исток нравственных отношений.
Род. Семья. Фамилия. Родословная.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 18
Стр.38-39
Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи.
17
Нравственный поступок.
Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель 
поступка. Средства достижения цели. Действие. 
Результат.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Самостоятельная работа «Выписать из 
пособия пять компонентов нравственного 
поступка»
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 19
Стр.40-41
Выбрать и 
проанализировать 
поступок любимого 
героя литературного 
произведения
18
Золотое правило нравственности.
Золотое правило нравственности
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Самостоятельная работа «Выписать из 
пособия золотое правило нравственности в 
положительной или отрицательной 
формулировке»
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 20
Стр. 42-43
Оценить поступок героя 
сказки с точки зрения 
золотого правила 
нравственности
19
Стыд, вина и извинение. 
Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку 
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 21
Стр.  44-45
Подготовьте вопросы к тексту в учебнике.
20
Честь и достоинство.
Честь. Достоинство. Кодекс чести.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку 
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 22
Стр.46-47
Подобрать пословицы, в
которых говорилось бы 
о чести и достоинстве
21
Совесть.
Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Самостоятельная работа «Составить план 
статьи»
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 23
Стр.48-49
Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести.
22
Нравственные идеалы.
Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.
Джентльмен. Леди.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Самостоятельная работа «Составить 
несколько предложений о подвигах русских 
богатырей или рыцарей»
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 24
Стр.50-51
Стр.52-53
Подготовить рассказ на 
тему «Нравственный 
образ  богатыря»
Подготовить рассказ на 
тему «Джентльмен и 
леди»
23
Образцы нравственности  в культуре  Отечества.
Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. 
Защитник Отечества. Коллективист.  
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Словарный диктант по содержанию 18-24 
уроков.
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 26
Стр.54-55
Ответить на вопрос 
«Кого из современников
можно назвать героями
защитниками 
Отечества?»
24
Этикет.
Этикет. Образец. Правила этикета.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в 
электронном сопровождении к уроку
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 27
Стр.56-57
Составить перечень 
правил этикета, которые
должен соблюдать 
школьник.
25
Семейные праздники.
Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в 
электронном сопровождении к уроку
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 28
Стр 58-59
Подготовить рассказ о 
семейном празднике.
26
Жизнь человека -высшая нравственная ценность.
Ценности. Жизнь человека. Уникальность, 
неповторимость жизни.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в 
электронном сопровождении к уроку
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 29
Стр.60-61
Подготовить рассказ на 
тему «Жизнь человека – 
высшая нравственная 
ценность»
27
Любовь и уважение к Отечеству.
Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.
беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в 
электронном сопровождении к уроку
Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 30
Стр.62-63.
Рассказать членам семьи 
и друзьям о государстве 
и морали гражданина
Модуль II
Основы мировых религиозных культур – 6 ч.
ЗУН: знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России; 
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление веры в Россию.
28
Культура и религия.
Культура и религия
Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями
Творческая работа «Составление
предложений со словами культура, религия»
Фотографии и изображения священных книг разных религий
29
Возникновение религий. Древнейшие верования
Пантеон. Многобожие. Завет
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Презентации  «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»;
30
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Буддизм. Будда. Христианство. Миссия (Иисус Христос). Ислам. Аллах. Пророк Муххамед. 
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе)» и т.д.
Диск «Основы мировых религиозных культур»
31
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Заповеди
Беседа. Самостоятельная работа с источником информации
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
УМК 
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Подготовить рассказ на
тему «Что говорит о
человеке  культура »
32
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Обряды. Ритуалы. Таинства.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.
Подготовить сообщение об обрядах
33
Календари религий мира. Праздники в религиях мира
Самостоятельная работа с источниками информации. 
Групповая исследовательская работа
Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам
34
Подведение итогов.
Групповая работа, обсуждение.
Самостоятельная работа учащихся -составление плана будущей творческой работы.
Использование мультимедийных средств.
Подготовка и презентация 
творческих 
проектов.
35
Подведение итогов. 
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
Подведение итогов (итоговые занятия) – 4 ч.: 2 ч. по I  модулю и 2 ч. по  II  модулю.
15