Рабочая программа элективного курса Практическое обществознание, 9 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.О. КОЛОМНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
«Согласовано»
Руководитель ШМО учителей истории и социальных дисциплин
________________ Р.Н. Пронина
«____»_________________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______________ И.Б. Гордиенко
«____»__________________2015г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______________ Е.Б. Ялымова
«____»________________2015г.
Рабочая программа элективного курса
«Практическое обществознание»
Класс: 9«А», 9«Б» Уровень: базовый
Количество часов: 34
Разработана Зобовой Е.В.,
учителем истории и
обществознания IКК
г.о. Коломна
2015г.Пояснительная записка
Курс «Практическое обществознание» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на выработку практических навыков и умений работы с материалами ОГЭ.
Программа занятий состоит из трёх разделов:
1.Особенности ГИА по обществознанию.
2.Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
3.Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать
Биосоциальную сущность человека
Основные этапы и факторы социализации личности
Место и роль человека в системе общественных отношений
Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
Основные социальные институты и процессы
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретённые знания и умения для :
Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации: 1год.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 1 учебный час.
Формы и методы обучения: лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты в формате ОГЭ.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№
ТЕМА
Количество часов
1
Особенности ОГЭ по обществознанию.
1
2
Входной контроль
1
3
Раздел 1. Общество
5
4
Раздел 2. Человек, личность
4
5
Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества
6
6
Раздел 4. Социальные отношения
5
7
Раздел 5. Политика
4
8
Раздел 6. Право
3
9
Раздел 7. Духовная сфера жизни общества
4
Итоговый контроль
1
10
итого
34
Содержание программы элективного курса
Особенности ОГЭ по обществознанию (1ч.)
Спецификация. Кодификатор. Основные типы заданий.
Входной контроль (1ч.)
Проведение диагностического тестирования в формате ОГЭ с целью определения уровня подготовленности обучающихся и усвоения ими материала курса «Обществознание» за 5 – 8 класс.
Раздел 1. Общество (5ч.)
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Раздел 2. Человек, личность (4ч.)
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Индивид, индивидуальность, личность. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества (6ч.)
Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Раздел 4. Социальные отношения (5ч.)
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Раздел 5. Политика (4ч.)
Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Раздел 6. Право (3ч.)
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка. Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; семейные правоотношения, гражданские правоотношения. Правоохранительные органы. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Раздел 7. Духовная сфера жизни общества (4ч.)
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе. Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Итоговый контроль (1ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
план
факт
1
Особенности ОГЭ по обществознанию.
1
2
Входной контроль
1
3
Раздел 1. Общество
5
3.1
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества.
1
3.2
Многовариантность общественного развития. Типология обществ.
1
3.3
Глобальные проблемы человечества.
1
3.4-3.5
Решение заданий ОГЭ по данной теме.
2
4
Раздел 2. Человек, личность
4
4.1
Биосоциальная сущность человека. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация.
1
4.2
Потребности и интересы человека. Деятельность.
1
4.3-4.4
Решение заданий ОГЭ по данной теме.
2
5
Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества
6
5.1
Экономика как наука и хозяйство. Типы экономических систем.
1
5.2
Рыночная экономика. Государственное регулирование экономики.
1
5.3
Рынок труда и безработица.
1
5.5-5.7
Решение заданий ОГЭ по данной теме.
3
6
Раздел 4. Социальные отношения
5
6.1
Социальная структура общества. Социальный статус и роль. Социальная мобильность.
1
6.2
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.
1
6.3
Межнациональные отношения.
1
6.4-6.5
Решение заданий ОГЭ по данной теме.
2
7
Раздел 5. Политика
4
7.1
Государство. Основы конституционного строя.
1
7.2
Правовое государство и гражданское общество. Политическое участие.
1
7.3-7.4
Решение заданий ОГЭ по данной теме.
2
8
Раздел 6. Право
3
8.1
Отрасли права. Правовой статус несовершеннолетних.
1
8.2-8.3
Решение заданий ОГЭ по данной теме.
2
9
Раздел 7. Духовная сфера жизни общества.
4
9.1
Искусство и наука.
1
9.2
Религия и мораль.
1
9.3-9.4
Решение заданий ОГЭ по данной теме.
2
10
Итоговый контроль
1
Итого
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.П.А. Баранов. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. – М., Астрель, 2015.
2. ОГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. Кишенкова О.В. – М., Легион, 2015г.
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов М., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Интернет-ресурсы:
Энциклопедии, справочники, словари (политических терминов, по культуре, религии, экономике, психологии, праву):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Методические материалы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Рекомендации участникам олимпиад по обществознанию
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Необычный задачник для обычного гражданина
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сеть творческих учителей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
15