Финансовая грамотность 3 класс Семейный бюджет
Тема «Семейный бюджет» (Слайд 1)
Цели: (Слайд 2)
Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»
Закрепить понятия: «доходы», «расходы».
Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.
Развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление.
Воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в коллективе.
Оборудование: карточки, презентация, тест.
Ход урока.
Организационный момент. (Слайд 3)
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
2. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете слово «Бюджет»? ( высказывания детей) (Слайд № 4)
- Давайте посмотрим объяснение этого слова в словаре Ожегова (Смета доходов и расходов, государства, предприятия, семьи)
-Из чего будет состоять семейный бюджет? (Из доходов и расходов семьи). (Слайд5)
Кто может сказать, что такое бюджет семьи? (Слайд 6)
Бюджет семьи - структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).
-Вспомните, что такое доход? Из чего он складывается? (Доход – это деньги, которые поступают в семью. Это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства и т.д).
- Что является семейными расходами? (На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д).
3. Новая тема.
Построим дом. (Слайд 7)
- По вашему мнению: «Что является основным доходом семьи?» (зарплата)
Это фундамент.
- Что такое зарплата? (плата за труд)
Для того чтобы человек получал достойную зарплату, должен овладеть профессией. Профессия должна быть востребована на рынке труда. Но, выбирая ее, вы должны учитывать свои способности, интересы, возможности.
Строим крышу.
- Мы рассмотрели основные доходы семьи. Но ведь деньги нужны для того, чтобы их использовать. Назовите виды расходов.
- Внимание на экран, что произошло с семейным бюджетом? Расходы превышают доходы. (Слайд8)
Такая ситуация называется дефицит бюджета.
- Исправить эту ситуацию можно различными способами, но мы выберем один который наиболее приемлемый. Часть расходов превратим в доходы.
- Изготовление вещей необходимых семье своими руками.
- Внимание на экран, что теперь произошло с семейным бюджетом? Расходы превышают доходы. (Слайд 9)
Такая ситуация называется избыточный бюджет.
- А если доходы и расходы равны?
Такая ситуация называется сбалансированный бюджет.
- Как вы думаете какая ситуация семейного бюджета лучше? Объясните почему.
Вывод: (Слайд10)
- если доходы равны расходам, бюджет сбалансированный.
- если расходы превышают доходы, бюджет имеет дефицит.
- если доходы превышают расходы, бюджет избыточный.
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.
Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.
4. Работа по карточкам. (Слайд № 11)
Заполни таблицы, вставляя данные «Семейного бюджета» каждой семьи.
Взаимопроверка.
5. Физминутка. (Слайд № 12)
6. Воспитательный момент. (Слайд № 13)
Взрослые трудятся и за свой труд получают деньги. Но не каждый труд оплачивается. Например, дети не платят маме за то, что она приготовила им вкусный ужин, а мама – папе, за то, что он починил телевизор. Взрослые и дети трудятся дома, чтобы создать в нем уют и тепло.
- Как вы помогаете своим родителям?
(обсуждение)
- А вы берете за это деньги?
Родители дают детям деньги на карманные расходы.
-Как вы их тратите?
7. Работа по карточкам. (Слайд № 14)
На карманные расходы вам дана сумма 680 тенге. Отметьте в таблице6 «-« или «+» свою покупку.
Объясни свой выбор.
8. Работа по теме.
(Слайд 15)Саша, друг мой, изменился,
Саша экономным стал,
Так, как раньше, не считая,
Деньги тратить перестал.
Себе не покупает он
Жевательной резинки
И даже самой яркой
Переводной картинки.
Что стало с ним?
Во всем дворе никто не понимает.
А тем, кто задает вопрос,
Наш Саша объясняет:
«Я покупаю только то,
Что мне необходимо.
А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя, мимо.
Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я,
Нужна мне эта строгая,
Ребята, экономия».
- Что значит экономить? (Слайд 16)
Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход.
- Чем отличается экономный человек, от жадного?
- На чем бы вы экономили?
- А на чем экономить нельзя?
- Как можно экономить деньги в семье?
1. Следить, чтобы из крана попусту не лилась вода.
2. Выключать свет, когда выходишь из комнаты.
3. Бережно относиться к вещам.
Тогда баланс семьи будет больше, значит, в семье останется больше денег для других нужд.
9.Работа по теме. (продолжение) (Слайд 17)
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
( премия, наследство)
– А непредвиденные расходы? (слайд 18)
( болезнь, несчастье)
Теперь давайте подробнее рассмотрим вопрос о доходах и расходах.
Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные. (Слайд 19)
Постоянные расходы – расходы, которые не меняются в течение какого-то периода времени (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет и т.д).
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования (мебель 10-12 лет; верхняя одежда 2-3 сезона; бытовая техника, материалы на ремонт и т.д).
Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и.т.д).
Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т.д).
Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т. д.
Задание.
- Выделите постоянные расходы вашей семьи. (Слайд20)
1. Оплата коммунальных услуг.
2. Расходы на покупку билетов в цирк.
3. Расходы на лекарство.
4. Оплата учебы в институте.
5. расходы на покупку туристических путевок.
6. Расходы на еду.
10. Проверка знаний.
Тест
Вопрос
Вариант ответа
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
3. Авторское вознаграждение – это
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара
– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет.)(Слайд21)
– Абсолютно верно! Молодцы!
11.Рефлексия.
Доскажи словечко. (Слайд 22)
Папа, мама, братишка и я – наша дружная ____________.
Заработная плата папы и мамы, стипендия брата – это ___________ нашей семьи.
Мама купила сыр, масло, хлеб, заплатила за квартиру и подсчитала свой ________ .
12. Домашнее задание. (Слайд 23)
Заполнить таблицу.
Читать текст в учебнике на странице 110 – 111.
15