Рабочая программа обществознание 9 класс к учебнику Л. Н. Боголюбова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеМедвеженская основная общеобразовательная школа
Краснозоренского района Орловской области
«Рассмотрено»
ШМО учителей предметников
Протокол № 1
от «___» августа 2016 г.
Руководитель ШМО учителей предметников
____________(Т.И. Теряева)
«Согласовано»
ЗД по УВР МБОУ Медвеженской ООШ ____________(Т.И. Теряева) «Утверждаю»
И.о. директора
МБОУ Медвеженской ООШ
Приказ № ____
от «____» сентября 2016 г.
____________(М.Н.Денисова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
9 КЛАСС (БАЗОВЫЙ) 34 ЧАСА
(к предметной линии учебников под ред. Л.Н.Боголюбова)
2016-2017 уч. год
Разработчик программы учитель истории и обществознания: Анисимова С.В.
с. Медвежье
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта обществоведческого образования;
- Федерального компонента федерального базисного учебного плана (ФК ФБУПа) для основного общего и для среднего (полного) общего образования 2004-2007 гг.;
- Программы по обществознанию 6-11 классы (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев М.: Просвещение, 2010);
Курс «Обществознание» для 9 класса является продолжением начатого в 8 классе систематического, целостного рассмотрения общества в единстве экономической, социальной, духовной и политической сфер человеческой деятельности, её правового регулирования. Курс «Обществознание» для 8 и 9 классов представляет собой новую по сравнению с уровнем изучения курса в 6 и 7 классах ступень обществоведческого образования. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества.
Тема «Политика» дает обобщённое представление о власти и отношениях между органами власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственное устройство РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся даются в определенной мере систематизированные знания о праве.
На каждом этапе реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
На изучение курса обществознания отводится 34 ч в год.
Настоящая программа ориентирована на использование учебника авторов - Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание 9 класс М.: Просвещение 2010.
При изучении данного курса используются как новые технологии, так и традиционные методы обучения. Формами занятий являются – комбинированный урок, урок практикум, ролевые и деловые игры, с использованием методов и приемов - работа в группах, работа с текстами, решение познавательных задач. Формами обратной связи, помимо традиционной оценки может быть защита проекта или сообщения, контрольный срез, тестирование, выполнение творческих заданий в рабочей тетради, зачет, собеседование.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
РАЗДЕЛ 2. ПРАВО.
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Обществознание». 9 класс. 34 часа.
Планирование предмета «Обществознание» составлено на основе программы по обществознанию для общеобразовательных школ.
Данное тематическое планирование рассчитано на использование учебника Л.Н. Боголюбова, А. И.Матвеева и др. “Обществознание”, М., Просвещение, с 2010.
№ сроки по фактутема стр, §
1 Введение. Политика и власть. §1
2 Государство § 2
3 Политические режимы § 3
4 Правовое государство § 4
5 Гражданское общество и государство § 5
6 Участие граждан в политической жизни § 6
7 Политические партии и движения § 7
8-9 Урок –семинар по теме «Политика» §1- §7
10 Урок обобщения 11 -12 Право, его роль в жизни общества и государства § 8
13 Правоотношения и субъекты права § 9
14-15 Правоотношения и юридическая ответственность § 10
16 Правоохранительные органы § 11
17-18 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя § 12 -13
19 Урок- практикум по теме «Конституция Р Ф» § 12 -13
20 Права и свободы человека и гражданина § 14 -15
21 12.02 Гражданские правоотношения § 16
22-23 Право на труд. Трудовые правоотношения § 17
24 Семейные правоотношения § 18
25-26 Административные правоотношения § 19
27-28 Уголовно- правовые отношения§ 20
29-30 Социальные права § 21
31 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов § 22
33 Правовое регулирование отношений в сфере образования § 23
34 Урок обобщения.