Урок математики по теме «Круговые диаграммы» 5 класс.
Урок математики по теме «Круговые диаграммы»
5 класс.
Цели:
Закрепить алгоритм построения круговых диаграмм, научить читать диаграммы.
Обучение построению математической модели с использованием круговых диаграмм.
Применение теоретических знаний в практической деятельности человека.
Задачи:
Повторить ранее изученный материал по темам: «Углы. Измерение углов», «Проценты»
Закрепить построение круговых диаграмм.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Формы занятия: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, проверка и коррекция знаний).
Методы и приемы работы:
учителя: фронтальная работа (объяснение нового, диалог, демонстрация презентации, индивидуальная помощь при выполнении самостоятельной работы);
ученика: фронтальная (диалог; просмотр презентации) и индивидуальная (решение программируемых заданий, работа в тетради, работа за компьютером).
Материалы и оборудование: учебник В.Я. Виленкин, В.И. Жохов «Математика 5», циркуль, линейка, карандаш, транспортир,презентация «Круговые диаграммы», ПК.
План урока
I. Определение темы урока и первичное целеполагание. Самоопределение к деятельности.
Что изучали на прошлых уроках? Какие основные понятия нам были необходимы? В чём были трудности? Как нужно спланировать свою работу, чтобы трудности можно было преодолеть? Для чего нужно постоянно повторять изучаемый материал? Сделайте вывод о предстоящей теме урока.
Что такое диаграмма? Слайды 1-4.
Постановка цели на урок.
Повторение изученного материала, выработать навыки чтения круговой диаграммы, построение диаграмм, построение диаграмм с помощью компьютера, проверка усвоения материала.
II. Этап повторения и обобщения полученных ранее предметных умений.
Устная работа. Слайды 5-7.
Слайд 5. Объяснить диаграмму распределения суши и воды (пояснения учителя)
Слайд 6. Задание №1. Используя круговую диаграмму «Состав воздуха», скажите, сколько процентов кислорода, азота и других газов содержится в воздухе.
Слайд 7. Задание №2. Используя круговую диаграмму, расскажите о распределение суши Земли по материкам в прцентах..
Работа с учебником. ( в тетрадях, число , тема)
Слайд 8. (Алгоритм)- озвучить.
Алгоритм построения диаграммы
Вспомните, сколько градусов содержит круг.
Сколько процентов приходится на всю величину, на единое целое.
Определить, сколько углов будет содержать диаграмма.
Рассчитать, сколько градусов составит каждый угол.
Построить углы, вершины которых будут находиться в одной точке – центре круга.
Выбрать цветовое решение для каждого угла в отдельности и для диаграммы в целом.
Слайд 9. №1695:
Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45% и ужин – 15%.
Постройте круговую диаграмму распределения дневной нормы питания
Решение Слайд 10.
Дневная норма-100%
Круг-360
4 угла
360:100=3,6 - на 1%
3,6 * 25 =90 - завтрак
3,6 * 15 =54 – 2 завтрак, ужин
3,6 * 45 =162 - обед
Сделаем вывод: какое у вас питание? Соответствует ли оно данной диаграмме?
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Построение диаграмм с помощью ПК
Вы не обратили внимание на то, сколько времени потратили на построение диаграммы вручную? Сегодня на практике вручную диаграммы никто не строит или строят, но очень редко. Есть очень хороший помощник для выполнения такой работы. Это компьютер. Займите свои места за ПК.
У вас на экране среда табличного процессора Microsoft Excel. В таблицу занесём данные диаграммы «Сбалансированное питание»
фрукты
2 порции.
овощи
3 порции
мясо
1,5порции
мол.пр.
1порции
жиры
0,5порции
Наша задача построить диаграмму с помощью Мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Внимательно меня слушайте, постарайтесь выполнять действия четко и у вас все получиться.
Выделите ячейки А1-В5. Для этого установите курсор мыши в ячейку А1 и, удерживая левую кнопку, мыши протяните курсор до ячейки В5. Таблица окраситься в черный цвет.
В строке меню найдите команду ВСТАВКА и щелкните по этому слову левой кнопкой мыши. Откроется ниспадающее меню.
В ниспадающем меню выберите команду ДИАГРАММА и щелкните по ней левой кнопкой мыши. Откроется диалоговое окно МАСТЕР ДИАГРАММ.
В списке типа диаграмм выберите слово КРУГОВАЯ. Справа в окне откроются различные виды диаграмм. Выберите 1 вариант. И нажмите кнопку ДАЛЕЕ внизу диалогового окна.
На следующем шаге снова нажмите кнопку ДАЛЕЕ.
На третьем шаге снова нажмите ДАЛЕЕ.
На четвертом шаге нажмите кнопку ГОТОВО.
Получилось?(17 слайд)
Оцените время, которое вы потратили на построение диаграммы на ПК. Сравните затраченное вами время на выполнение этой работы вручную и на ПК. Какой можно сделать вывод?
Сделаем теперь вывод о содержании диаграммы:
Обратите внимание на продукты, употребление которых следует сократить. К ним относятся жиры. А фрукты и овощи должны занимать больше места в вашем меню.
Самостоятельная работа:
Работа в рабочих тетрадях с. 127 № 5
Подведем итоги урока:
Ответьте на несколько вопросов.(20 слайд)
Что такое диаграмма? (Способ наглядного представления числовых данных)
Какие диаграммы вы научились сегодня строить? (Круговые диаграммы)
Какие еще виды диаграмм вы запомнили? (Столбчатые, графики, кольцевые, )
Какие знания и умения вам необходимы для построения диаграмм? (Что такое диаграмма? Углы, правила построение углов. Проценты. Доли и дроби.)
Учащиеся Делают самооценку (используя отметку за устную работу, построение диаграммы с помощью ПК, самостоятельную работу, решение теста)
Заносят результаты в лист самооценивания. Аргументируют свои отметки.
Этап рефлексии.
Сформулируйте цель нашего урока и объясните, удалось ли нам достичь цели.
- Пригодятся ли вам эти умения в жизни? » ( на уроках географии, биологии, при чтение журналов, газет)
Домашнее задание:
Построить диаграмму
Поупражняться в построении круговых диаграмм по данным таблицы на стр.257 в учебнике Н.Я. Виленкина №1696 или №1707, а так же можно распечатать диаграмму на принтере или оформить красочно на листе формата А4
Можно самостоятельно придумать актуальный текст задачи и с помощью круговой диаграммы, показать её решение и получить за это дополнительную отметку.
УДАЧИ ДОГОРОЙ ДРУГ!