Музыкальное занятие в старшей группе. Тема «Образ Бабы Яги в музыке»

































Музыкальное занятие в старшей группе. Тема «Образ Бабы Яги в музыке»

Вид музыкальной деятельности
Задачи
Методические приемы
Взаимодействие с воспитателем и детьми
Репертуар


воспитательные
образовательные
развивающие




Музыкально-ритмическое
упражнение
Закреплять потребность в движениях под музыку
Закреплять умение менять движения в соответствии с изменением темпа музыки, согласно предлагаемым схемам
Развивать чувство ритма
Графическое моделирование перестроений.
Поощрение.
Дети бодрым маршем входят в музыкальный зал, где находят конверт черного цвета с мухоморами, в нем карточки со схемами перестроений. Дети, как вы думаете, кто прислал нам это заколдованное письмо? Да, Баба Яга. Она, наверно, приглашает нас к себе в гости, вот и нарисовала карту, как пройти к ней в дремучий лес. Не испугаетесь отправиться в путешествие к Бабе Яге? Слышите, звучит музыка? Это произведение композитора Модеста Петровича Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Как звучит музыка? Страшно. Баба Яга вышла из своей избушки, оглядывается, нет ли кого в ее лесу? А мы не боимся и пойдем вот так (показывает первую модель) по кругу и змейкой. Слышите, музык звучит по-другому, тревожно и свой маршрут мы поменяем, пойдем вот так (показывает другую модель) парами и врассыпную. Вот и пришли, проходите на места.
М. Мусоргский
«Избушка на курьих ножках»

Слушание музыки
Воспитывать музыкально-эстетическую потребность в ознакомлении с миром музыки
Формировать дифференцированное восприятие музыки. Побуждать адекватно воспринимать образ, переданный в музыке. Учить различать грозные, тревожные интонации, меняющуюся динамику произведения.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку
Целостное первичное восприятие.
Вопросы к детям.
Образный рассказ педагога с исполнением музыкальных моментов.
Целостное повторное восприятие.
Послушайте, как рассказывает музыка о Бабе Яге.
(Исполнение произведения) Как звучала музыка? Да, музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая. Баба Яга ковыляет опираясь на клюку, а потом летит, в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает. Слышны остановки, пугающие жесткие звуки. Как будто Баба Яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. (Исполнение 1-8 тактов) потом появляется непрерывное суетливое движение, мелодия звучит то вверху, то внизу, потому что Баба Яга мечется, суетится, что-то ищет. (Исполнение 9-12 тактов) В средней части пьесы музыка изображает как Баба Яга понеслась в своей ступе. (Исполнение 13-25 тактов) Третья часть повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полете поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. (26-32 такты) Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается в низ на землю, закружилась, колдует, вертится, и вдруг пропала. (Исполнение с 33 такта до конца)

П.Чайковский
«Баба Яга»

Разучивание песни

Повторное слушание песни, подпевание припева. Побуждать запоминать мелодию запева.
Развивать музыкальную память
Целостное восприятие песни в аудиозаписи.
Подпевание припева.
М.р.: Помните, на прошлом занятии мы с вами слушали песню про Бабу Ягу, как в этой песне ласково ее называли? О чем просят Бабку Ежку? Выглянуть в окошко, выходить скорей гулять, чтобы петь и танцевать. Давайте еще раз послушаем эту песню и будем подпевать припев, просить Бабку Ежку.
Т.Морозова «Бабка Ежка»

Закрепление песни
Воспитывать умение сочувствовать

Продолжать способствовать развитию творческих проявлений детей
Сюрпризный момент – выход грустной Бабы Яги.
Вспомнить название песни по вступлению.
Инсценирование содержания песни.
(Под музыку вступления выходит Баба Яга)
Вос-ль: Посмотрите, кто же это? Из какой песни пришла к нам эта Баба Яга? Если звучит вступление к этой песне, значит надо ее исполнить. Слова Бабы Яги пропоет наша го
·стья.
И.Осокина «Баба Яга»

Повторение песни

Закрепить умении правильно пропевать мелодию, распев одного слога на два звука. Формировать чистоту интонирования, певческое дыхание.
Развивать музыкальную память, звуковысотный слух
Вспомнить песню по пропетым двум тактам.
Напоминание о распевании слогов.
Совместное пение.
Игра.
Поощрение .
М.р.: А кто вспомнит, знаем ли мы еще песню про Бабу Ягу? Послушайте, как в этой песне пропевается ее имя. В этой песне много таких мест, где есть распевание, не забывайте про них. Хотите спеть эту веселую русскую народную песню? Баба Яга не обижайся на нас, потому что это шуточная песня и она нам поможет развеселить тебя, поиграй с нами.
«Бабка Ежка – костяная ножка» р.н.п.

Танец
Воспитывать чувство партнера
Закреплять умение детей выразительно выполнять образные движения
Развивать умение ориентироваться в пространстве
Самостоятельное исполнение танца.
Положительная оценка.
В-ль: А теперь, Баба Яга, ребята научат тебя нашему веселому танцу, в котором они будут изображать Бабу Ягу и Лешего. Посмотри на них и выбери ту пару, которая выразительно исполнит все движения.
Баба Яга: Молодцы, все старались, но вот пары.. были самые артистичные, все движения выполняли выразительно.
П.Ермолаев
«Однажды Бабка Ежка»

Игра

Познакомить с новой игрой. Побуждать использовать в свободной пляске в паре знакомые движения
Содействовать творческим проявлениям детей
Знакомство с новой игрой.
Разучивание слов по ходу игры.
Танцевальное творчество.

Баба Яга: За веселое и выразительное исполнение танца я вас научу новой игре, которая называется «Покажи, метла» Метлу мою мы положим в центр хоровода и будем идти вокруг нее, проговаривая слова:
Покажи, метла,
Где Баба Яга,
И где у старушки
Друг или подружка!
И тот, кто остановится около прутьев и черенка метлы – тот выходит в середину и в паре начинают танцевать под р.н.м.

«Покажи, метла» р.н.м.

Игра на ДМИ


Закреплять способы извлечения звука на металлофоне. Формировать умение свободно держать молоточек, проводя по всем пластинкам снизу вверх в разном темпе.

Показ способа звукоизвлечения.
Самостоятельная игра на металлофоне

В-ль: Спасибо тебе, Баба Яга, за интересную игру.
Б.Я.: Мне пора к моей избушке. До свидания!
М.р.: Полетела баба Яга на своей ступе вот так снизу вверх (играет glissando). Сначала летит ступа не очень быстро, а потом быстро уносится вверх. Ваня, хочешь сыграть, как взлетает ступа? А теперь Таня и Сережа сыграют.
«Полет ступы Бабы Яги»

Анализ занятия
М.р.: Ребята, какое произведение мы слушали. Правильно «Баба Яга» П.Чайковского, как музыка рассказывала о ней? Да, музыка рассказывала, как Баба Яга идет, прихрамывает, потом села в ступу и стремительно улетела. Какие песни пели, в какие игры играли? Да, все песни и все игры были про Бабу Ягу, она даже к нам в гости сегодня пришла. Какая она была, когда к нам пришла? Грустная. А что помогло ее развеселить? Да, шуточный танец и игра «Покажи, метла». А что мы изображали, играя на металлофоне? Правильно, полет Бабы Яги на ступе. Занятие окончено, до новых встреч.














1 куплет
На неведомых дорожках,
Где растет дремучий лес,
Избушка там на курьих ножках
Стоит до самых до небес.
Кто в избушке живет,
Песню звонкую поет?
Там Бабушка Яга
Костяная нога!
Припев
Бабка Ежка, выгляни в окошко!
Бабка Ежка, выгляни в окошко!
Не боимся мы тебя!
Тру-ля-ля, тру-ля-ля!
Выходи скорей гулять,
Будем петь и танцевать!
2 куплет
Ох, и скучно же старушке
Жить одной в такой глуши,
Когда вокруг одни лягушки
И растут лишь камыши!
Вот бы было хорошо,
Кабы в гости кто пришел ко мне,
К бабушке Яге
Костяной ноге!
Припев








13PAGE \* MERGEFORMAT14615




15