Технологическая карта урока литературного чтения Русские народные сказки о животных


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №64.
Открытый урок литературного чтения
во 2 классе « Д».
Тема: Русские народные сказки о животных.
«Петушок – золотой гребешок».
Урок подготовила
учитель начальных классов
Жмурова Анна Викторовна
г. Иркутск - 2015 г.
Технологическая карта урока.
Тема урока Русские народные сказки о животных .«Петушок – золотой гребешок»
Тип урока Комбинированный
Дата урока 11сентября 2015 г
Цели урока Учить анализировать структуру сказки;
Совершенствовать умения соотносить данную сказку со сказкой –цепочкой, различать сказки авторские и сказки народные;
Развивать навыки чтения вслух и про себя.
Задачи урока Развивающие:
Развивать выразительные средства речи (умение ставить логические ударения и логические паузы, громкость, тон, темп, тембр и мелодику голоса).
Развивать умение читать рассказ по ролям, развивать умение анализировать текст сказки.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас.
Развивать актерские способности и внимательность на уроке.
Обучающие:
Познакомить с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок».
Формировать правильное осознанное чтение целыми словами.
Обеспечивать целостное восприятие и понимание текста.
Закреплять умение прогнозировать текст на основе заголовка, находить основную мысль текста.
Устанавливать межпредметную связь с русским языком.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные умения работать в группах.
Воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желание прийти на помощь в трудную минуту.
Воспитывать любовь к литературному наследию русского народа.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный;
Индивидуальная, фронтальная , групповая;
Планируемые образовательные результаты Предметные:
Научатся: распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки); соотносить данную сказку со сказкой –цепочкой; читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные;
Получат возможность научиться: делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, средства художественной выразительности (олицетворение).
Метапредметные:
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные - выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках.
Образовательные ресурсы Выставка сборников с русскими народными сказками. Презентация к уроку. Карточки для работы в паре, группе.
Организационная структура урока:
Этап урока
(задания и упражнения) Деятельность учителя Деятельность учеников Универсальные учебные действия
Организационный момент
(Эмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка обучающихся к усвоению изучаемого материала) Учитель читает стихотворение
Прозвенел уже звонок
Начинать пора урок.
Наступила тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся. Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности. Личностные: правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место.
Подготовка к восприя-тию произведения. Сообщение темы урока.
( Определение целей урока. Составление плана работы с произведением)Задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. Определение приёма подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями.
-Любите ли вы читать сказки? Почему?
- В сказках происходят не только разные чудеса и приключения. Сказка – это мудрость народа, его мечты и желания.
-Как вы думаете, почему говорят: « Сказка – ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок?
- Посмотрите на выставку книг. Прочитайте названия сказок.
«Царевна – лягушка»,
«Петушок – золотой гребешок»,
«Кот и лиса»,
«По щучьему веленью»,
«Заюшкина избушка»
-Как их можно назвать?
-Выберите среди них волшебные сказки. Докажите свою точку зрения.
(1и 4, так как в них происходят чудеса – волшебство, есть волшебный помощник, магическое число 3)
-Рассмотрите обложки оставшихся книг. Кто на них нарисован? (Звери)
-Это сказочные звери или настоящие? (Это сказочные звери, так как они одеты, как люди, в народные костюмы)
-Кто герои этих сказок? (Сказочные животные)
-Как можно назвать такие сказки?
- Сформулируйте тему нашего урока.
Мы будем читать русскую народную сказку о животных.
Откройте, пожалуйста, оглавление в учебнике на стр.2. Определите какую русскую народную сказку о животных мы будем сегодня читать . Назовите страницу на которой нужно открыть учебник.(23)Выбор сказки вам поможет сделать наша выставка книг.
Давайте спланируем нашу работу:
1.Раз это для нас новое произведение, значит с ним нужно сначала познакомиться. (Прочитать текст)
2.Объяснить незнакомые слова. (Работа со словарем)
3.Познакомиться с характерами персонажей этой сказки. (Дать характеристику героям)
4.Подумаем над тем, чему учит эта сказка.
5.Продолжим работу над выразительным чтением. Определяют задачи чтения и составляют план
Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по странице «Содержание».
Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.
Первичное восприятие текста.
( Первичное чтение текста.Проверка первичного чтения, Работа с толковым словарем)Определение вида первичного чтения (комбинированное) с учетом специфики текста., возможностей обучающихся. Определение способа выявления первичного восприятия(беседа по вопросам) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся.
Откройте учебник на с.23.Прочитайте название сказки.
(«Петушок – золотой гребешок. Русская народная сказка)-Прочитайте слова, записанные на доске. Они встретятся у вас в сказке. Знаете ли вы их значение?
Строго наказывать - дать наставления в строгой форме.
Домовничать – Находиться дома для присмотра за хозяйством.
Проведала- узнала.
Гусельцы - уменьшительно-ласкательная форма слова «гусли», музыкальный струнный инструмент.
Натренькивать- играть, бренчать на музыкальном инструменте.
Лисафья (лиса)
Кума – дальняя родственница.
Лукошко- небольшая корзина из прутьев, используемая для грибов и ягод.
А теперь прочитаем сказку вместе : песенку за лисичку будут читать девочки, песенку за петушка читают мальчики, остальной текст –подготовленные ребята.
Ученики читают текст вместе : песенку за лису читают девочки хором, песенку за Петушка читают мальчики, остальной текст читают подготовленные ученики. Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные:работают со справочной литературой; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала; определяют план выполнения заданий на уроке; корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении
Коммуникативные: чтение по цепочке
Мотивация к анализу и перечитыванию текста.
( Беседа по содержанию произведения) -Понравилась ли вам сказка? Чем? А наше общее чтение?
-Назовите героев. Сколько их? (Кот, дрозд, лиса, петушок)
-Дадим характеристику каждого героя.
-Кто из них слабый и нуждается в защите? (Петушок)
-Какой он по характеру? (Доверчивый ,глупый, наивный)Докажите строчками из текста.
-А кто из героев хитрый и коварный? (Лиса)
-Кто из персонажей сказки защитники и победители? (кот и дрозд)
-Как они выручали петушка?(Бросились в погоню, отняли петушка у лисы. Кот драл лису, а дрозд её клевал)-О чем вам говорят их действия? (Они любили петушка, заботились о нем, берегли его)
- кого напоминают эти животные?(Своими поступками они напоминают людей)
- А чем еще похожи на людей? (Они разговаривают как люди)
- так какие же признаки сказки о животных мы нашли?(Герои – животные,Они разговаривают и совершают поступки как люди, наделены человеческими чертами характера)
-Кто же главный герой (самый умный и сильный) в этой сказке? (В этой сказке два главных героя – кот и дрозд)
-Почему вы так думаете? (они защитники)
-Главные герои в сказках те, которые защищают слабых.
-Прочитай записанные на доске пословицы и поговорки.
1.Как аукнется, так и откликнется.
2.На языке медок, а в уме ледок.
3.Друг познается в беде.
-Какие из них подходят к сказке и почему?
(Вторая – лиса ласково пела, а на самом деле хотела съесть петушка. Третья – кот и дрозд не бросили в трудной ситуации петушка, а показали себя сильными, смелыми)-Чему учит эта сказка? (Выручай попавших в беду друзей, будь благоразумен и осторожен)
- Кто помог нам прочитать эту сказку? Как вы понимаете выражение « в пересказе А.Толстого»? (Услышал, пересказал и записал) Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполняют оценку своего задания
Коммуникативные: чтение по ролям
физкультминутка Жили Котик (растопырить пальцы)
с Петушком (махи руками)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
(круг головой)
Подкралась к избушке
(сделать руками крышу).
Утащила Петушка
За высоки горы
(потянуться на носочках),
Утащила Петушка
В свою лисью нору
(присесть).
Дрозд и котик в лес пошли
(ходьба на месте)
И нору Лисы нашли
(присесть).
Кот и дрозд спасли дружка -
(погладить макушку)
Петю-Петю-Петушка
(махи руками). Исходное положе-ние –ноги на ширине плеч. Декларируют стихотворение, выполняя дви-жения. Личностные: положительное отношение к двигательной активности; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизировать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Синтетическая (обобщающая) работа с текстом.
(Обобщающая беседа по тексту. Выполнение творческих заданий)Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану, с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев.
- Какими словами обычно начинаются сказки?
-Эта часть сказки называется «зачин». Кто желает выразительно прочитать зачин сказки «Петушок – золотой гребешок»?
-Что происходит в этой сказке сразу после зачина? Прочитайте вслух первую часть сказки.
- Почему лисе удалось унести петушка?
-Что стало с петушком?
- Кто его спас?
-Пошел ли на пользу петушку полученный урок, как вы думаете? Подтвердите с помощью текста свою мысль.
- Сравните поведение петушка в 1-й и 2-й части.
- Сразу ли петушок выглянул после того, как лиса пропела песенку?
Давайте перейдем к прочтению следующей 3-й части.
- Как повели себя в этой ситуации кот и дрозд?
-Каким способом они спасли петушка?
-Вспомните, какой была песня лисы? С какими словами и с какой интонацией обращалась лиса к петушку? Для чего она так пела?
-Посмотрите фрагмент мультфильма «Петушок – золотой гребешок" и послушайте, каким голосом выманивала лиса петушка.
- Одинаковым ли тоном нужно читать слова за лису, петушка, кота?
- Найдите в тексте песенку лисы, которую она пела в первый раз. Прочитайте вслух, подражая голосу лисы.
- А как звал на помощь товарищей петушок?
Прочитайте так, чтобы выразить страх петушка.
-Рассмотрите иллюстрации к сказке .Подберите слова из текста, подходящие к ним.
_ Посмотрите на нашу выставку и найдите сказку, где героем тоже является петушок . («Заюшкина избушка»)
- Вспомните сюжет этой сказки.
-Кто главный герой в этой сказке? Дайте его характеристику. Выберите из предложенных вам слов те, которые характеризуют петушка.
Сильный , смелый, решительный, находчивый, бесстрашный, отважный.
- Кто из героев выполняет точно такую же роль , как и в предыдущей сказке?
Лиса – коварная, хитрая.
-Сравните героев двух сказок. Что вы можете сказать о них?
В сказках действуют одни и те же герои: петушок и лиса. Но лиса остается по –прежнему коварной, а петушок в одной сказке глупый и доверчивый, а в другой –смелый и решительный.
-Недаром в народе говорят:
Хитер ,как …
Трусливый, как…
Голосистый как… Осуществляют выборочное чтение. Читают по цепочке , по ролям Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
Познавательные: быстро находят выделенный фрагмент текста,
Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом
Коммуникативные: работают с соседом по парте, осуществляют взаимопроверку.
Подведение итогов.
Рефлексия Предлагает оценить свою работу на уроке. Проводит беседу по вопросам.
-Что мы сегодня исследовали?
-С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является? Что вам понравилось?
-Чем же закончилась сказка? Благодаря чему петушок был спасен?
-Чему учит эта сказка?
Эта сказка учит нас быть дружными и уметь дорожить дружбой.
-Как вы думаете , а в нашей реальной жизни дружба, взаимопомощь важны?
Демонстрирует изображение петушка.
- Ребята , посмотрите, какой петушок вышел к нам из сказки. Что у него не раскрашено?
Поможем ему. Разукрасим хвост. Кому наш урок понравился –берет перышко яркое-желтое, оранжевое, красное, зеленое.
А кому не очень понравилось – пусть возьмет серое или коричневое перышко.
Ученики по очереди выходят к доске, прикрепляют перышки к хвосту петушка. Отвечают на вопросы . Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы
Домашнее задание Организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание.
1.Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Подготовить чтение по ролям.
3. Выучить наизусть песенку лисы, песенку кота или призыв петушка о помощи.
4. Подготовить творческий пересказ сказки от лица лисы. Записывают домашнее задание -Наш урок подошел к концу. Мы скажем сказке «До свидания». Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен.