Урок литературного чтения по сказкам А.С. Пушкина 2 класс. Тема урока: Добрым молодцам урок.


Литературное чтение
Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».
Тема: «Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.


Этапы урока Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Оформление выставки рисунков, выполненных ребятами.
Обсуждение работ.
Обращение к конкретным строкам сказки Ершова, иллюстрирующим работу.
2. Чтение авторского текста (с. 31 от слов: «Наступило…»)– Чему радостно улыбнулся Саша?
– Как вы думаете, со сказками каких писателей можно встретиться в сборнике сказок?
– Вы готовы к чтению новых сказок? Чего вы ждёте от встреч с этими сказками? Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
II. Развитие умений. Чтение сказки А.С. Пушкина.
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте имя и фамилию автора. Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали?
– Читали ли вы сказки Пушкина? Какие именно?– Прочитайте название сказки.
– Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка.)
– О чём ещё можно узнать из заголовка? (О героях сказки.)
– Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события?
– Кто уже знаком с содержанием сказки?
– Прочитайте про себя начало сказки (с. 32). Похоже на сказку? Тогда начнём читать.
2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.
1-я часть. Читает учитель.
По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения:
Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод – большая рыболовная сеть
Откуп – плата.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
По ходу чтения делаем остановки для комментариев и обращаем внимание детей на то, как бедны были старик и старуха, на то, что старик трижды закидывал невод (сказочная примета!), на отношение старика к рыбке и пр.
Вопросы после чтения 1-й части:
– Как жили старик со старухой?
– Какое чудо произошло?
– Каким мы видим старика в начале сказки?
– Как отнеслась старуха к рассказу старика?
– Каким вам представляется старик? А старуха?
– Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?
2-я часть. Читают ученики.
Попутно ведётся объяснение слов.
Корысть – выгода, польза;
кликать – звать;
пуще – больше и т.д.
Вопросы после чтения 2-й части:
– Как старик объясняет рыбке своё возвращение?
– Заметьте: каждый раз рыбка спрашивает старика: чего тебе надобно? Каждый раз старик отвечает: надобно ей. О чём это говорит?
– Как отнеслась рыбка к просьбе старика?
– Чего теперь захотелось старухе?
3-я часть. Читает учитель. По ходу чтения поясняются слова, обращается внимание на предложение в скобках.
– Какое предложение взято в скобки? Зачем оно выделено?
– Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?
4-я часть. Читает учитель.
По ходу чтения обращаем внимание на предложение в скобках: Неспокойно синее море.
Вопросы после чтения:
– Какой вы себе представляете старуху в этой сцене?
– Становится ли она добрее от подарков золотой рыбки?
5-я часть.Читают ученики – про себя.
Вопросы после чтения:
– Как изменилось поведение старухи?
– Что меняется на море?
– Кем захотела теперь быть старуха?
– Почему это желание старухи испугало старика?
6-я часть. Читают ученики вслух.
Вопросы после чтения:
– Как изменилась старуха?
– А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»? Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)
7-я часть. Читают ученики вслух.
Вопросы после чтения:
– Чем теперь недовольна старуха?
– А что же старик, попытался он остановить старуху?
– Чем закончилась сказка?
3. Выявление первичного восприятия:
– Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?
4. Выявление первичного восприятия. Беседа по тексту.
– Такого ли конца вы ждали? Можно ли конец сказки назвать хорошим?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Личностные результаты
1. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ΙΙΙ. Итог. – Какой же урок извлекли вы из сказки?
ΙV. Домашнее задание. 1. Перечитать сказку.
2. Выполнить задание 6 в тетради (с. 5).