Игра по сказкам А.С.Пушкина Лукоморье


1 Станция «Няня Арина Родионовна»
За ширмой комната — это светлица няни Пушкина: стол, на столе свеча и шкатулка. На окне ситцевые занавески. В углу икона. На стене часы с кукушкой. За столом сидит Арина Родионовна.
Арина Родионовна. Здравствуйте, ребятки! Давно у нас в Михайловском не было гостей.
Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич Пушкин был еще совсем малым дитятей. Родился он весной, двадцать шестого мая 1799 года. На всю жизнь запомнила я этот день. Взяла я малютку на руки и слез унять не могу. Бывало, поведу Сашеньку гулять в сад, да о каждой птичке, каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним, какая кругом красота! А дворовые мальчишки выскочат, и давай кричать: «Арапчонок идет!» Ох, я им, пострелам! Александр Сергеевич и вправду на арапчонка походил: смугленький, волосы кучерявые. Очень он был похож на матушку свою, Надежду Осиповну — красавица была, по-французски говорила и Сашеньку учила. А все ж Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало, начну ему сказки сказывать,так он и не шелохнется, боится слово пропустить. Ужо и засыпать начнет, а все твердит: «Мамушка, еще одну!».
Сослал царь Александра Сергеевича зимой в Михайловское, и попросил он меня, душа моя, снова ему те сказки сказывать, что я ему в детстве сказывала, и стал он те сказки записывать с моих-то слов. Зимние вечера-то, они длинные какие!
Задание.
Сколько сказок написал Пушкин? (6). Давайте их вспомним. Арина Родионовна читает отрывки из сказок по книге, ребята отгадывают сказку.
2.Станция «Сказка о царе Салтане….»
Инсценировка сказки « Сказка о царе Салтане...»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
- «Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
- «Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Танец лебеди.
Автор. Ребята, вы узнали сказку Пушкина, как она называется? «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Задание. Собери четверостишие.
«Ты, царевич, мой спаситель,Мой могучий избавитель,Не тужи, что за меняЕсть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;Это горе — всё не горе.
Ты Не Что Отплачу
царевич, тужи, стрела тебе
мой что пропала добром,
спаситель, за меня в море; Сослужу
Мой Есть Это тебе
могучий не будешь горе - потом.
избавитель, ты всё три не горе. дня, 3.Станция «Сказка о рыбаке и рыбке»
Золотая рыбка. Здравствуйте, ребята! Узнаете ли вы меня? Я родилась в сказке под волшебным пером Александра Сергеевича Пушкина. Знаете ли вы эту сказку? Как она называется?
Дети. Это «Сказка о рыбаке и рыбке»!
Инсценировка сказки « Сказка о рыбаке и рыбке»
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По – нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше – то совсем раскололось».
Задание. Золотая рыбка. Сколько же раз посылала старуха старика к рыбке и зачем?
Дети.
Первый раз — за корытом,
второй раз — за избой,
третий раз — захотела стать столбовой дворянкой,
четвертый — царицей,
пятый — владычицей морскою.
Золотая рыбка. Да, пять раз ходил старик к морю и обращался с просьбой к золотой рыбке. Рыбка – это нейтральный герой. А что же в сказке передает настроение рыбки?
Дети. Море.
Золотая рыбка. Ребята, а, как море менялось с каждым приходом старика?
Дети. Море слегка разыгралось.
— Помутилось синее море.
— Неспокойно синее море.
— Почернело синее море.
— На море черная буря.
4.Станция «Сказка о золотом Петушке»
Автор. А скажите-ка мне, ребята, какая из сказок Александра Сергеевича заканчивается такими словами: «Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок»?
Дети. Это конец «Сказки о золотом петушке».
Автор. А вот и начало этой сказки!
Инсценировка сказки «Сказка о золотом петушке»
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок, Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Вдруг шатер
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
Танец Шамаханской царицы.
Задание.
Петушок. Здравствуйте, ребята. Надо мне телеграммы отправить в сказку, а кому, не знаю — подписи-то нет. Поди тут разберись, кому какую?! Может быть, вы мне, рябятки, поможете?
Дети. Конечно, поможем! Читай телеграммы!
ТЕЛЕГРАММА № 1 ПОД СТАРОСТЬ ЗАХОТЕЛ
ОТДОХНУТЬ ОТ РАТНЫХ ДЕЛ ТЧК
ЦАРСТВУЮ ЗПТ ЛЕЖА НА БОКУ ТЧК
Дети. Царь Дадон!
ТЕЛЕГРАММА № 2 ГРУСТЬ-ТОСКА МЕНЯ СЪЕДАЕТ ТЧК
Дети. Князь Гвидон!
ТЕЛЕГРАММА № 3 ИДУ-БРЕДУ САМА СОБОЙ ТЧК
Дети. Ступа Бабы Яги!
ТЕЛЕГРАММА № 4 НУЖЕН МНЕ РАБОТНИК:
ПОВАР, КОНЮХ И ПЛОТНИК.
Дети. Поп!
ТЕЛЕГРАММА №5. НАЛИВАЮТ МНЕ ЗАМОРСКИЕ ВИНЫ,
ЗАЕДАЮ ИХ ПРЯНИКОМ ПЕЧАТНЫМ ТЧК
Дети. Старуха, ставшая царицей!

ТЕЛЕГРАММА №6 ДЕНЬ И НОЧЬ СКАЧУ ПО СВЕТУ ЗПТ
ГОРЬКО ПЛАЧ ТЧК
Дети. Королевич Елисей!
ТЕЛЕГРАММА № 7 СИЖУ ДА НА СНЕГ ЛИШЬ И ГЛЯЖУ ТЧК
Дети. Царица-мать!
ТЕЛЕГРАММА №8 ВСЕХ Я КРАШЕ.
ОБОЙДИ ВСЕ ЦАРСТВО НАШЕ.
ХОТЬ ВЕСЬ МИР; МНЕ РОВНОЙ НЕТ.
Дети. Царица-мачеха!
Петушок. Спасибо вам за помощь, ребята, теперь я смогу отправить все телеграммы.
5.Станция «Сказка о попе и его работнике Балде»
Автор. У меня, ребята, есть буквы, имеющие отношение к сказкам Александра Сергеевича, они помогут вам узнать главных героев одной из сказок. Из пяти букв можно сложить имя одного героя, три оставшихся буквы подскажут второго. Подумайте и сложите имена этих героев!
Дети (складывают). Поп? Балда! Это «Сказка о попе и о работнике его Балде»!
Инсценировка сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье». Идет Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Автор. Учись за добро отвечать добром. Да, не имя красит человека, а его поступки.
Ой, ребята, а Балда-то возвращается! Аль забыл чего?
Балда. Ничего я не забыл, но уж очень хочется мне детишек повеселить! Давайте-ка, ребята, поиграем!
Проводит с детьми физкультминутку: крутит над полом свою знаменитую веревку, а дети прыгают.
Задание.
Хорошо мы поиграли — попрыгали, теперь немного отдохнем! Шел я, шел и суму нашел. А в той суме диковины из разных сказок. Помогите мне вернуть их хозяевам! Достает из сумы зеркальце.
... Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Балда. Чъе же это зеркальце?!
Дети. Это зеркальце злой мачехи из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»!
Балда достает один предмет за другим: яблоко, сеть, петуха, стрелу, орешки.
...Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось,
Видны семечки насквозь.
Дети. Это яблоко царевны из сказки «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»!
.. .Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод...
Дети. Эта сеть ( невод ) принадлежит старику из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу...
Дети. Эта птица из сказки «Сказка о золотом петушке» принадлежит царю Дадону.
Балда. Балда достает стрелу, орешки. Вот спасибо вам, ребята. Теперь я смогу вернуть все предметы тем, кому они принадлежат!
6.Станция «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Инсценировка сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я  в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
Танец ветра.
7.Станция «Лукоморье»
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт на право - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух.. .там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
Кот. Здравствуйте, ребята! Я очень рад снова видеть вас у себя в гостях. Сегодня мы отправимся в сказочную страну — Лукоморье. Там вас ждут различные чудеса и задания. А помогут нам добраться до Лукоморья сказочные пушкинские герои.
Задание.
Собери кубики и узнай героев сказок Пушкина.
8.Станция «Белочка»
Белочка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказывают сказки старикам и старушкам на утешенье, а молодым людям на поученье, а малым ребяткам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то быльем поросло.
Добро сеять — добро и пожинать.
Белочка. Ребята, из какой я сказки?
Дети. «Сказка о царе Салтане...»
Белочка.
Все кончается когда-то
И теперь скажу, ребята;
Сказки кончились у нас,
Но еще ждет чудо вас!
Это чудо так уж чудо!
Сама его творить я буду!
Это чудо в нашем зале
Вдруг мгновенно оживет
И вкуснейшие гостинцы
Всем в корзинке принесет!
Задание. Игра «Орешки».
Орешки:
— Какими обидными словами старуха называла старика?
— Как называлась сеть, которой старик ловил рыбу?
— Что обещали девицы, мечтавшие стать царицами?
— Какую песенку пела белочка в «Сказке о царе Салтане»?
— В кого царевна Лебедь превращала князя Гвидона?
— В какой день (накануне Рождества Христова) у царицы родилась дочь?
— Что получила в приданое злая царица-мачеха?
— Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
— Кто указал Елисею, где искать царевну?
— Какой дух у Лукоморья?
Белочка. ( В руках у нее корзина со сладкими пирожными - орешками.)
Во саду ли в огороде белочка гуляла,
Вдруг внезапно, словно в сказке!
К вам сюда попала.
Принесла я вам орешки, вкусные такие!
Вы примите их, ребята и гости дорогие!
Белочка угощает детей и гостей.