Конспект урока чтения Русские народные сказки

Урок внеклассного чтения во 2 классе
Тип урока: урок – путешествие
Тема: Русские народные сказки.
Цели урока
Обобщить знания учащихся о прочитанных сказках на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, домашнего чтения.
Развивать познавательный и читательский интерес, активизировать мыслительную деятельность, речь. Обогащать словарный запас.
развивать артистические данные учащихся
Развитие коммуникативных навыков, через выполнение заданий, требующих совместных действий
Развитие художественно-творческого потенциала, через рисования сказочных ситуаций и литературных героев.
воспитание любви к книге, потребности в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам;
Воспитывать доброту, трудолюбие, гуманное отношение к окружающей природе

Ход урока:

I. Организационный момент.
Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать.
II. Мотивация.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ В мир волшебный унесет. Полный смеха, света, краски! А зовется чудо – сказка!
Правильно, и сегодня мы отправимся по дорогам русских народных сказок (слайд1)
(Появляется надпись: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)
Ребята, как вы понимаете это высказывание.
(сказки учат нас быть добрыми ,смелыми, осуждают жадность, лень, тунеядство, трусость, лживость)
Сказка-умница и прелесть, С нами рядышком живёт, Чтобы снова Добрый злого Победил!
В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит! Сказка - умница и прелесть! Ей повсюду путь открыт.
Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”
У меня есть один сказочный предмет: вот это волшебный ларец. Каждый из вас, заглянув в него, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.
Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Они заколдовали наш ларец, откроется он только тогда, когда вы пройдете испытания, которые встретятся вам во время путешествия по сказочной стране (слайд 21)
Мы с вами побываем в деревне Лукошкино, увидим Заморское царство, заглянем в гости к Бябе-Яге, пройдем через Дремучий лес, посетим Тридесятое государство, зайдем в деревню Умельцев, побываем на пиру у царя Василия и переправимся через Огненную реку. (слайд №3)

III. Постановка целей и задач урока.

Мы целую четверть готовились к этому путешествию. Читали русские народные сказки на уроках литературного чтения , дома с родителями и самостоятельно. Ходили в районную детскую библиотеку на библиотечный час. И сегодня на уроке во время путешествия вы покажете свое знание русских народных сказок, умение работать в команде и даже попробуете себя в роли актеров театра. Мы обсудим с вами, чему нас учат сказки.

А следить за нашим путешествием будет сказочное жюри : ( представление членов жюри)

Путешествовать мы будем командами. Каждая команда заранее получила домашнее задание- придумать название своей команде, в соответствии с темой сегодняшнего урока, и нарисовать эмблему команды. Командирам сдать эскизы эмблем в жюри.
Итак, в путь отправляется 1 команда –«»
2 команда –«»
3 команда –«»

IV. Обобщение и закрепление знаний русских народных сказок.

Деревня Лукошкино
На нашем пути деревня Лукошкино. Жители этой деревни приготовили для вас задание: Исправьте ошибки в тексте сказки «Курочка Ряба» (слайд №4)
Командирам получить волшебные листки с заданием. Время на выполнение 4 минуты.
Жили себе мальчик и девочка,
И была у них курочка Дереза.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое,
Серебряное.
Мальчик бил-бил-
Не разбил;
Девочка била-била-
Не разбила.
Слониха бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало
И разбилось.
Мальчик и девочка плачут;
Курочка их жалеет:
«Не плачь, мальчик, не плачь, девочка.
Я снесу вам яичко другое,
Не серебряное -простое.»
Время.
Листки сдать членам жюри на проверку.
Чему учит нас эта сказка?
А мы отправляемся дальше .

2. Заморское царство
Мы прибыли в Заморское царство. Заморский царь хочет узнать, как хорошо вы знаете имена сказочных героев, и приготовил для команд задание: Распутайте путаницу, найдите и исправьте ошибки в именах сказочных героев. (слайд №5)
Командирам получить волшебные листки с заданием. Время на выполнение 2 минуты.
Баба Баяка
Василиса Преглупая
Коза-береста
Змей Равниныч
Сестрица Гулёнушка
Время .
Листки сдать членам жюри .А мы проверим правильность выполнения этого задания.
Баба яга
Василиса Премудрая
Коза -береста
Змей Горыныч
Сестрица Алёнушка
В сказках нам встречаются добрые и злые герои. Какими героями являются наши герои? Докажите свою точку зрения.
Отправляемся дальше.

3.Избушка Бабы-яги
Перед нами избушка на курьих ножках.
Кто в ней живет?
Баба-яга припасла для вас интересное задание: Звездный час.(презентация ) У вас на столах лежат сигнальные карточки с цифрами 1 2 3 4 5. Когда на экране появится вопрос, вы должны посовещаться в команде и по моему сигналу поднять карточку с номером правильного ответа. А наше жюри будет считать правильные ответы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Отправляемся дальше.

4. Дремучий лес.
На нашем пути встал дремучий лес. Чтобы пройти через него надо набраться сил, а для этого сделать физкультурную паузу.

Девочки и мальчики /руки на пояс/
Прыгают как мячики /ритмичные прыжки/
Ножками топают /топанье ногами/
Ручками хлопают /хлопки в ладоши/
Глазками моргают /руки на пояс ритмичное зажмуривание глаз/
После отдыхают /руки вниз/

5. Тридесятое государство
Мы попали в Тридесятое государство.
Здесь вас ждет трудное задание: Вспомните, кто из героев русских народных сказок сказал (слайд №6)
Командирам получить волшебные листки с заданием. Время на выполнение 2 минуты.
Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою.
_______
2.– Ловись, рыбка, мала да велика, Ловись, рыбка, мала да велика”.
________
3. –Молочная река, кисельные берега, куда гуси- лебеди полетели?
________
4. –У меня не усы, усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи- я никого не боюсь.
_________
5. –Слышим, слышим- да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голоском и не так причитает.
__________
Время.
Листки сдать членам жюри на проверку.
Давайте проверим выполнение этого задания
Герой какой сказки сказал: «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою.»
Чему учит нас эта сказка?
(Нельзя убегать от взрослых, нельзя разговаривать с незнакомыми, можно попасть в беду.)
Герой какой сказки сказал: «Ловись, рыбка, мала да велика, ловись, рыбка, мала да велика”
Чему учит нас эта сказка?
(Нельзя быть таким глупым. )
Герой какой сказки сказал: «Молочная река, кисельные берега, куда гуси- лебеди полетели? »
Чему учит нас эта сказка?
(Что надо слушаться взрослых.)
Герой какой сказки сказал: «У меня не усы, усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи- я никого не боюсь.»
Чему учит нас эта сказка?
(Нехорошо хвастаться)
Герои какой сказки так говорили: «Слышим, слышим- да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голоском и не так причитает.»
Чему учит нас эта сказка?
(нельзя открывать дверь чужим)
А мы отправляемся дальше .

6. Деревня Умельцев
Вот и пришли мы в деревню Умельцев. В ней живут мастера на все руки. И здесь мы увидим выставку ваших рисунков на тему «Моя любимая сказка» и узнаем, кто стал победителем конкурса рисунков. (слайд №7) награждение победителя грамотой и ценным призом.

7. Дворец царя Василия
Вот мы и добрались до дворца царя Василия. Очень строгий царь Василий. Он хочет знать: знаете ли вы названия русских народных сказок (слайд № 8)
Командирам получить волшебные листки с заданием. Время на выполнение 2 минуты.

«Царевна-индюшка»
«По собачьему велению»
«Сивка-будка»
«Иван-царевич и зелёный волк»
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»
Время.
Листки сдать членам жюри на проверку.
А мы отправляемся дальше.

8. Огненная река
В конце путешествия наш путь пересекает огненная река.
Что же делать нам, друзья? (слайд №9)
Помогут своим командам переправиться через огненную реку командиры – конкурс командиров. Задание: поймайте волшебную рыбку в огненной реке. На рыбке написан номер вопроса . Вам надо ответить на вопрос. За правильный ответ вы получите 2 балла. Если вы не можете сами ответить на вопрос, то можете обратиться за помощью к товарищам по команде. И тогда за правильный ответ получите только 1 балл.

V. Инсценировка русской народной сказки «Репка»
Вот и закончилось наше путешествие «По дорогам русских народных сказок» ( слайд №10). А пока жюри подводит итог, мы с вами попробуем стать актерами театра и сыграем русскую народную сказку всем вам хорошо известную .
Кто-то за кого-то ухватился крепко
Ох. никак не вытянуть. Ох. засела крепко
Но еще помощники скоро прибегут
Победит упрямицу дружный общий труд
( это сказка «Репка»)
Чему учит нас эта сказка?
Кто главные герои в этой сказке?
(выбираем Деда, Бабу, Внучку, Жучку, Кошку, Мышку. Ребята одевают заранее приготовленные костюмы. Автор – учитель)

VI. Итог урока
Вот и подошел к концу наш урок- путешествие (слайд 1)
Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя). Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!
Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
VII. Рефлексия
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое). – Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, познавательно, вы себя проявили, хорошо работали– прикрепите красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

Слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения победителей. (награждение команды – победителей грамотой)

Заголовок 315