Конспект урока чтения Русские народные сказки
Цели: научить детей общаться, понимать друг друга, правильно выражать свои чувства; воспитывать внимание и чуткое отношение к сверстникам и взрослым.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Беседа по теме
Учитель. Ребята, вы учитесь вместе уже долго, а так и не подружились по-настоящему. И дело не в том, что вы не хотите, а в том, что просто не умеете.
Вы не понимаете друг друга, а без этого трудно общаться и со сверстниками, и со взрослыми и невозможно дружить. Поэтому очень важно учиться понимать друг друга. Как же научиться разговаривать с людьми? Как вы думаете: что нужно для того, чтобы люди понимали друг друга?
Дима. Это же просто. Нужно сказать, что ты хочешь или что ты чувствуешь.
Учитель. Правильно. Кажется, что это просто. Но всегда ли вы можете сказать то, что хотите?
Аня. Не всегда, иногда очень трудно, потому что стесняешься или не решаешься.
Дима. А иногда просто трудно подобрать слова. Не знаешь, как что то сказать или спросить.
Учитель. Вот и давайте вместе подумаем, как выразить свои чувства. Как объяснить свои чувства, свое настроение словами другим людям, чтобы тебя поняли. Для этого выполните несколько заданий.
Знакомство
– Разделитесь на пары и представьте, что хотите познакомиться друг с другом. Пусть каждый из вас по очереди познакомится, используя одну из этих фраз:
Меня зовут... А тебя как?
Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут...
Давай познакомимся. Как тебя зовут?
Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут...
Мама, познакомься: это мой друг. Его зовут...
Поздравление
– Разделитесь на пары и поздравьте по очереди друг друга с чем-нибудь, используя одну из этих фраз:
Поздравляю тебя.
Я рада за тебя.
Хочу тебя поздравить...
Благодарность
– Разделитесь на пары и поблагодарите друг друга по очереди, используя одну из этих фраз:
Спасибо.
Большое спасибо!
Спасибо, как хорошо!
Спасибо, как здорово!
Просьба
– Разделитесь на пары и по очереди попросите что-нибудь друг у друга, используя одну из этих фраз:
Можно, я возьму...?
Дай мне, пожалуйста...
Не могла бы ты мне дать...?
Я очень хотел бы взять...
Предложение
– Разделитесь на пары и по очереди предложите друг другу что-нибудь, используя одну из фраз:
Возьми, пожалуйста!
Ты можешь взять...
Если хочешь, возьми...
Согласие
– Разделитесь на пары и по очереди согласитесь с мнением другого, используя одну из этих фраз:
Я тоже так думаю.
Мне кажется, ты прав.
Мне тоже так кажется.
Наверное, ты прав.
Несогласие
– Разделитесь на пары и по очереди возразите другому, используя одну из этих фраз:
Я думаю, что это не так.
Мне кажется, что это не так.
Я думаю подругому.
Я не могу с тобой согласиться.
Извинение
– Разделитесь на пары и по очереди извинитесь друг перед другом, используя одну из фраз:
Прости, пожалуйста, что так получилось.
Извини, я был не прав.
Прости, я не хотела тебя обидеть.
Извини, это получилось случайно.
Прости, я не думал, что это тебя обидит.
Начало разговора
– Разделитесь на пары и по очереди начните разговор, используя одну из фраз:
Я хочу рассказать тебе...
Можно, я поговорю с тобой?
Я хочу с тобой посоветоваться...
Ты можешь поговорить со мной?
Похвала
– Разделитесь на пары и по очереди похвалите друг друга, используя одну из фраз:
Ты молодец!
Здорово у тебя это получилось!
Я очень рад за тебя!
Ты все сделал правильно!
Я горжусь тобой!
Учитель. Понять друг друга нам помогают не только слова, но и интонация, с которой мы их произносим. «Спасибо» можно сказать вежливо, с искренней благодарностью, а можно буркнуть себе под нос. Поэтому одни и те же слова воспринимаются по-разному.
Задание:
– Произнесите одну и ту же фразу с разной интонацией.
Ты молодец! (С восхищением, с насмешкой.)
Я очень рад за тебя! (С одобрением, с огорчением.)
Спасибо тебе! (С благодарностью, с обидой.)
2. Игра «Испуганный Ежик»
Правила игры
– Игроки разбиваются на пары. Решите, кто из вас будет Ежиком, которого сильно напугала собака. Ежик свернулся в клубок, выставил иголки и шипит на любого, кто к нему приближается. Задача второго участника – успокоить Ежика при помощи слов, прикосновений, так, чтобы он поверил и спрятал иголки.
3. Оздоровительная минутка
4. Беседа по теме
Учитель. Теперь вы знаете, как общаются люди в разных ситуациях.
Аня. Да, но иногда я стесняюсь, когда хочу что-то сказать.
Учитель. Чувствовать себя уверенно непросто, но этому тоже можно научиться.
5. Игра «Аплодисменты»
Правила игры
Ребята по очереди встают, рассказывают перед классом любое стихотворение (четверостишие), все слушатели дружно аплодируют, говорят что-то хорошее, приятное.
Учитель. Как же люди понимают друг друга? Можем ли мы понять друг друга без слов?
Дима. Да, иногда стоит только посмотреть на человека – и сразу видно, какое у него настроение.
Учитель. Ученые доказали, что большую часть информации люди получают без помощи речи. Мы общаемся друг с другом, даже не беседуя. За нас говорят выражение лица – мимика, движения нашего тела – жесты.
6. Итог занятия
– Как нужно общаться друг с другом, чтобы легко понимать других и со всеми дружить?