План-конспект по теме: «Мои любимые сказки»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старших и подготовительных группах
Тема: «Мои любимые сказки»
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Познавательное развитие:
развивать любознательность и познавательную мотивацию в процессе бесед «В гостях у сказки» и «Любимый сказочный герой »
развивать познавательные действия в процессе д/и «Из какой сказки герой?», «Опиши героя», «Найти по силуэту»
способствовать обогащению целостной картины мира посредством ознакомления с иллюстрациями по теме «Мои любимые сказки»
развивать воображение и аналитическое мышление посредством д/и «Так бывает или нет?»
способствовать развитию творческой активности посредством д/и «Раскрась по описанию»
формировать понимание пространственных отношений объектов окружающего мира друг к другу в процессе д/и «Покажи одинаковое»
формировать представления об объектах окружающего мира(форме, размере, материале и т.д.) и развивать осязательное восприятие в процессе д/и «Волшебный мешочек»
способствовать закреплению знаний о сказках посредством д/и «Я назову, а вы продолжите», «Чья песенка?», «Игра в загадки»
формировать умение правильно собирать изображение из отдельных частей посредством д/и «Собери из частей»
способствовать развитию зрительной памяти в процессе д/и «Третий лишний», «Какой игрушки не стало?»
Физическое развитие:
развивать координацию движений и гибкость посредством выполнения утренней гимнастики
развивать двигательную активность посредством физминутки «Стоит в поле теремок», «Буратино»
способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию равновесия, координации движений в процессе п/и («У медведя во бору», «Медведь и пчелы», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Гуси-лебеди»), сказочных эстафет («кот в сапогах», «Лягушка путешественница»)
развивать мелкую моторику рук в процессе пальчиковой гимнастики «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Сидит белка на тележке»
способствовать развитию основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки и т.д.) посредством русской народной игры «Кошки –мышки » и «Аленушка и Иванушка »
развивать умение согласовывать свои действия с музыкальным сопровождением посредством п/и «Лошадка»
способствовать овладению подвижными играми с правилами посредством д/и «Кто за кем»
способствовать становлению целенаправленности и двигательной регуляции в процессе игры «Зайцы и охотник»
способствовать становлению здорового образа жизни в процессе бесед по теме « Всегда и везде вечная слава воде »
Художественно-эстетическое развитие:
развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия в процессе прочтения русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Заяц и лиса», «Гуси- лебеди», «Хаврошечка» , « Петух и лиса »
способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру в процессе ознакомления с иллюстрациями к любимым сказкам .
формировать элементарное представление о видах искусства в процессе беседы и ознакомления с иллюстрациями по теме «Русские народные сказки »
формировать музыкальное восприятие в процессе ознакомления с музыкальными сказками : «Волк и семеро козлят » , « Бременские музыканты »
стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений посредством прочтения К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Волк и лиса », «Теремок», Л.Толстого «Мышка вышла погулять»
реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством рисования «Храбрый мышонок» , аппликации «Заюшкина избушка» , лепки на тему : «Петя петушок» , выполнения оригами «Лягушка - квакушка»
реализовывать самостоятельную творческую конструктивно- модельную деятельность в процессе д/и «Дом для трех поросят» , строительной игры «Теремок»
Речевое развитие
способствовать овладению речью как средством общения и культуры в процессе НОД
обогащать активный словарь в процессе д/и «Стоп ! Палочка остановись !», «Расскажи о картинке»
развивать связную грамматически правильную монологическую речь посредством д/и «Придумай сам», «Козлята и зайчик», «Курочка -рябушка»
развивать связную грамматически правильную диалогическую речь в процессе театрализованных постановок «Теремок» , «Репка»
способствовать развитию речевого творчества в процессе д/и «Заколдованный лес» развивать звуковую и интонационную культуру речи в процессе игры драматизации «Колобок»
развивать фонематический слух в процессе д/и «Исправь ошибку»
формировать способность согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе посредством д/и «Опиши героя» , «Какой ,какая ,какое ?»
Формировать способность образовывать существительные множественного числа в процессе д/и « Один- много»
Социально – коммуникативное развитие :
способствовать развитию взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в процессе с/р игры «Театр»
развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание ,готовность к совместной деятельности в процессе д/и «Починим игрушки»
формировать позитивные установки к различным видам труда посредством ремонта книг и в процессе помощи воспитателю в наведении порядка в игровых уголках
формировать основы безопасного поведения в социуме посредством чтения художественной литературы с элементами д/и «Незнакомые взрослые» по сказке «Петух и лиса»
Методы и приемы:
Практические: Игры: «Из какой сказки герой»,д/и «Опиши героя», д/и«Найди по силуэту», д/и«Так бывает или нет», д/и «Раскрась по описанию», д/и «Покажи одинаковые»,д/и «Волшебный мешочек», д/и «Я назову ,а вы продолжите », д/и «Чья песенка», д/и «Игра в загадки», д/и «Собери из частей», д/и «Третий лишний», д/и «Какой игрушки не стало ? » ,
д/и «Кто за кем», д/и «Стоп! Палочка , остановись», д/и «Расскажи о картинке», д/и «Придумай сам », д/и «Козлята и зайчик», д/и «Курочка - рябушка», д/и «Заколдованный лес», д/и «Исправь ошибку», д/и с мячом«Какой,какая,какое», д/и «Один- много», д/и «Починим игрушки», д/и «Незнакомые взрослые». Игра-драматизация «Колобок», театрализованная постановка «Теремок» и «Репка»; Организация сюжетно-ролевой игры: «Театр»; Строительная игра «Теремок» ; Ремонт книг в книжном уголке ; Изобразительная деятельность : «Храбрый мышонок», аппликация «Заюшкина избушка»,лепка «Петя-петушок»,оригами «Лягушка-квакушка», конструирование «Дом для трех поросят». П/и с музыкальным сопровождением «Лошадка». Физминутка «Стоит в поле теремок», «Буратино»; п/и с сюжетным содержанием «У медведя во бору», «Бездомный заяц», «Гуси-лебеди» , «Хитрая лиса», «Медведь и пчелы»; Русская народная игра «Кошки- мышки», «Аленушка и Иванушка» , «Зайцы и охотник» ; сказочные эстафеты «Кот в сапогах», «Лягушка- путешественница» ;Пальчиковая гимнастика «Мальчик- пальчик», «Сорока», «сидит белка на тележке».
наглядные Рассматривание различных игрушек для кукольного театра, ознакомление с иллюстрациями по теме «Сказки»
словесные Беседы: «В гостях у сказки», «Любимый сказочный герой», «Всегда и везде вечная слава воде»; Загадки о сказках и сказочных героях. Чтение Л.Толстого «Мышка вышла погулять», К. Чуковского «Муха -цокотуха»; Чтение сказки « Хаврошечка », «Гуси- лебеди», «Заюшкина избушка» ; Чтение художественной литературы с элементами д/и «Незнакомые взрослые» по сказке «Петух и лиса»
Материалы и оборудование: Настольно-печатная игра «Сложи картинку» , «Волшебный мешочек»,мяч, разрезные картинки с изображением сказочных персонажей , иллюстрации сказок и сказочных героев, куклы для кукольного театра, контуры героев сказок для раскрашивания , книги для починки , ножницы, клей ,скотч , цветная бумага, альбомы, краски, карандаши ,пластилин , картон , аудиозаписи музыкальных сказок.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игра «Из какой сказки герой»
Цель: развитие речи, закрепление знания сказок, мышления, памяти.
Д/и «Опиши героя»
Цель: развитие грамматического строя речи, умения подбирать прилагательные.
Д/и «Найди по силуэту»
Цель: развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.
Д/и «Так бывает или нет»
Цель: развитие логическое мышления, умения замечать непоследовательность в суждениях .
Д/и «Раскрась по описанию»
Цель: развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли, закрепление понятия силуэт .
Д/и «Покажи одинаковые»
Цель: расширение словарного запаса, обучение мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развитие фантазии, умения классифицировать предметы по разным признакам .
Д/и «Волшебный мешочек»
Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира, развитие осязательного восприятия.
Д/и «Я назову , а вы продолжите»
Цель: закрепление знания сказок , развитие речи, мышления, памяти.
Д/и «Чья песенка?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок.
Д/и «Игра в загадки»
Цель: расширение словарного запаса, развитие мышления.
Д/и «Собери из частей»
Цель: развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движения рук.
Д/и «Третий лишний»
Цель: формирование умения обобщать, классифицировать предметы.
Д/и «Какой игрушки не стало ?»
Цель: развитие зрительной памяти.
Д/и «Кто за кем»
Цель: развитие грамматического строя речи, наглядного мышления.
Д/и «Стоп! Палочка остановись»
Цель: формирование навыков самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них.
Д/и «Расскажи о картинке»
Цель: расширение словарного запаса ,развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Д/и «Придумай сам»
Цель: формирование навыков составления предложений с заданным количеством слов.
Д/и «Козлята и зайчик»
Цель: развитие умения придумывать новое окончание сказки.
Д/и «Курочка -рябушка»
Цель: развитие речевой активности, обрабатывание вопросительной интонации , правильного звукопроизношения.
Д/и «Заколдованный лес»
Цель: развитие умения придумывать и воплощать различные образы на основе схематичных или неполных изображений.
Д/и «Исправь ошибку»
Цель: развитие умения понимать смысл предложения.
Д/и «Какой ,какая, какое»
Цель: формирование способности согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Д/и «Один – много»
Цель: формирование способности образовывать существительные множественного числа.
Д/и «Почини игрушку»
Цель : Развитие аналитического мышления и воображения
Коммуникативная Беседа «В гостях у сказки»
Цель: развитие интереса ,познавательной мотивации.
Беседа «Любимый сказочный герой»
Цель: закрепление знания сказок, развитие памяти ,мышления. Беседа «Всегда и везде вечная память воде»
Цель: развитие интереса к здоровому образу жизни.
Загадки о сказках и сказочных героях
Цель: расширение словарного запаса ,мышления.
Познавательно-исследовательская Рассматривание различных игрушек для кукольного театра
Цель: закрепление знаний о предметах окружающей действительности;
Рассматривание иллюстраций по теме «Сказки»
Цель: обогащение картины мира по теме сказки.
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Заяц и лиса», «Гуси- лебеди», «Хаврошечка» , « Петух и лиса » «Волк и лиса », «Теремок»
Цель: развитие умения сопереживать литературным героям, анализировать прочитанное.
Прослушивание музыкальных сказок «Волк и семеро козлят» , «Бременские музыканты»
Цель: Развитие музыкального слуха, предпосылок ценностно-смыслового восприятия.
Чтение К. Чуковского «Муха-цокотуха»
Цель: Развитие умения анализировать прочитанное
Чтение Л.Толстого «Мышка вышла погулять»
Цель: Развитие умения внимательно слушать, анализировать прочитанное.
Чтение художественной литературы с элементами д/и «Незнакомые взрослые» по сказке «Петух и лиса»
Цель: Формирование понятия о безопасности и правильного поведения в проблемной ситуации.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд д/и «Починим игрушки»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности.
Игровая ситуация по ремонту книг и помощи воспитателю в наведении порядка в игровых уголках
Цель: формирование позитивной установки к различным видам труда.
Конструирование Конструирование «Дом для трех поросят»
Цель: Развитие самостоятельной творческой конструктивно- модельной деятельность.
Строительная игра «Теремок»
Цель: Формирование самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности.
Изобразительная Изо-деятельность «Храбрый мышонок».
Цель: Развитие творческой изобразительной деятельности.
Аппликация «Заюшкина избушка»
Цель: Развитие самостоятельной творческой изобразительной деятельности.
Лепка на тему : «Петя -петушок»
Цель: Развитие самостоятельной творческой деятельности, используя различные способы лепки.
Оригами «Лягушка - квакушка»
Цель развитие самостоятельной творческой деятельности
Музыкальная П/и с музыкальным сопровождением «Лошадка»
Цель: Формирование умения согласовывать свои двигательные процессы с музыкальным сопровождением.
Организация сюжетно ролевой игры «Театр»
Цель: Развитие функций сравнения и обобщения в мышлении детей, развитие идеологической речи, воображения.
Двигательная Физминутка «Стоит в поле теремок», «Буратино»
Цель: Развитие двигательной активности и координации движений.
п/и с сюжетным содержанием «У медведя во бору»
Цель: Развитие правильного формирования опроно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений.
«Бездомный заяц»
Цель: Развитие правильного формирования опроно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений.
«Гуси-лебеди»
Цель: Развитие правильного формирования опроно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений.
«Хитрая лиса»
Цель: Развитие правильного формирования опроно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений.
«Медведь и пчелы»
Цель: Развитие правильного формирования опроно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений.
Русская народная игра «Кошки- мышки», «Аленушка и Иванушка»
Цель: Развитие основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки и т.д.)
«Зайцы и охотник»
Цель: Формирование становления целенаправленности и двигательной регуляции.
Сказочные эстафеты «Кот в сапогах», «Лягушка- путешественница»
Цель: Развитие Подвижности, равновесия координации движений.
Пальчиковая гимнастика «Мальчик- пальчик», «Сорока», «сидит белка на тележке».
Цель: Развитие мелкой моторики рук
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность воспитанников Целевые ориентиры
«Из какой сказки герой?»
Педагог просит воспитанников посмотреть на иллюстрации, и понять из каких они сказок эти герои Воспитанники внимательно рассматривают иллюстрации и соотносит их со сказками - Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
«Опиши героя»
Педагог предлагает детям описать героя сказки Воспитанники составляют описательный рассказ «Найди по силуэту»
Педагог просит воспитанников рассмотреть изображения силуэтов сказочных героев и назвать героя сказки Воспитанники рассматривают изображения и узнают сказочных героев «Так бывает или нет»
Педагог рассказывает сказку и предлагает детям назвать то чего не бывает Воспитанники внимательно слушают и находят противоречия в предложении «Раскрась по описанию»
Педагог предлагает детям раскрасить и дорисовать контурные изображения героев сказки, а затем рассказ о них Воспитанники раскрашивают героя сказки дорисовывают его, а затем рассказывают о нем «Покажи одинаковое»
Педагог предлагает детям рассмотреть изображения различных сказочных героев и найти что у них общее Воспитанники внимательно рассматривают изображения и выделяют общие признаки у сказочных героев (у животных ноги, бабушка и внучка – юбка и т.д.) «Волшебный мешочек»
Педагог предлагает детям опустить руку в волшебный мешочек и на ощупь рассказать о сказочном герое Воспитанники по очереди опускают руки в мешочек, определяют сказочного героя и рассказывают о нем «Я назову а вы продолжите»
Педагог предлагает детям дополнить название героя сказки Воспитанники внимательно слушают и подбирают нужные слова (мышка-норушка, гуси-лебеди и т.д.) «Чья песенка?»
Педагог предлагает детям узнать героя сказки по песенки которую он исполняет Воспитанники внимательно слушают и определяют героя сказки «Игра в загадки»
Педагог предлагает детям послушать загадки и узнать к какому сказочному герою они относятся Воспитанники внимательно слушают и называют сказочного героя «Собери из частей»
Педагог предлагает детям собрать целостную картинку из разрезанных частей Воспитанники выбирают картинки и собирают их из разрезанных частей «Третий лишний»
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и назвать какая из них лишняя Воспитанники внимательно рассматривают изображения и убирают лишнюю картинку «Какой игрушки не стало?»
Педагог выставляет на стол 5 и более игрушек сказочных героев и просит воспитанников запомнить их и закрыть глаза. Педагог убирает одну игрушку и просит детей назвать эту игрушку Воспитанники запоминают ряд игрушек, закрывают глаза, а затем называют ту игрушку которую убрали «Кто за кем?»
Педагог зачитывает детям сказку и предлагает назвать последовательность появления героев сказки Воспитанники внимательно слушают и называют последовательность появления героев в сказке «Стоп палочка остановись»
Педагог называет сказку и предлагает детям описать сказочного героя, передавая им палочку Воспитанники описывают героя сказки и передают палочку следующему ребенку «Расскажи о картинке»
Педагог просит воспитанников рассмотреть картинки и понять из каких они сказок Воспитанники внимательно рассматривают картинки и соотносят их со сказками «Придумай сам»
Педагог просит воспитанников придумать окончание сказки Воспитанники внимательно слушают и придумывают свое окончание сказки «Козлята и зайчик»
Педагог читает знакомую детям сказку и предлагает придумать новое окончание сказки Воспитанники внимательно слушают и придумывают свое окончание сказки «Курочка-рябушка»
Педагог знакомит воспитанников с новой сказкой и предлагает им повторять слова героев используя вопросительную интонацию Воспитанники внимательно слушают и повторяют слова в вопросительной форме «Заколдованный лес»
Педагог читает детям новую сказку и предлагает рассказать ее используя схематические изображения Воспитанники внимательно слушают, выстраивают схематические изображения и пересказывают сказку «Исправь ошибку»
Педагог зачитывает предложения из сказки и предлагает найти ошибку
Воспитанники внимательно слушают и говорят что не так и называют как правильно «Какой? Какая? Какое?»
Педагог выстраивает детей, по очереди бросает им мяч и называет им героя сказки Воспитанники ловят мяч и говорят название сказки Итоговое мероприятие: «Путешествие в сказочную страну»