Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 уч. год. 8 класс
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
2016-2017 уч. год.
8 класс.
Максимальное количество баллов 50.
Первый блок. Задания, оцениваемые в 2 балла.
1. Общество характеризуется учеными-обществоведами как
1) обособившаяся от природы часть мира
2) весь окружающий человека живой мир
3) неотъемлемая часть природы
4) единство живой и неживой природы
2. Какой пример иллюстрирует связь общества и природы?
1) существование сословного деления общества
2) очередные выборы депутатов парламента
3) создание экологических заказников и заповедников
4) проведение реформы системы образования
3. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1) истощении природных ресурсов
2) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
3) формировании сети международных террористических организаций
4) росте культурного многообразия
4. Человек должен быть вежливым и уважительным в общении с другими людьми. Это требование
1) этических норм 2) эстетических норм 3) правовых норм 4) ритуалов
5. Человек – биосоциальное существо. Какая из перечисленных особенностей отличает человека от представителей животного мира?
1) действие механизмов наследственности
2) обучение потомства приемам жизнедеятельности
3) осознание целей деятельности
4) поддержание теплового баланса
Второй блок. Задания, оцениваемые в 3 балла.
1. Организация и проведение международного театрального фестиваля «Черешневый лес», на котором представляют свои работы молодые режиссеры, иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни
1) социальной и политической 3) духовной и экономической
2) экономической и политической 4) социальной и духовной
2. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1) изобретение радио А) экономическая
2) оказание медицинских услуг Б) духовная
3) рост инфляции 4) выставка произведений искусства 1 2 3 4
3. Менее обеспеченный человек не может получить консультацию врача-специалиста. Этот пример – иллюстрация
1) социальной нормы 3) социального неравенства
2) социальной стратификации 4) социальной мобильности
4. Когда стоматолог говорит своему пациенту: "За пломбирование каждого зуба вам придется заплатить 500 руб.", деньги выполняют функцию:
1) средства обращения; 2) средства измерения стоимости;
3) средства накопления сбережений, 4) средства платежа.
Впишите в таблицу приведенные ниже понятия.
Тот, кто выполняет деятельность
То, на что направлена деятельность
Побудитель к деятельности
Осознанный образ результата
То, с помощью чего выполняется деятельность
Путь достижения цели
Отдельные акты деятельности
Соответствие цели
Объект, мотив, результат, методы, действия, цель, субъект, средства
Третий блок. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «традиционное общество». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Аграрная экономика, сословная иерархия, парламентаризм, патриархальность, обычное право, община.
Ответ: __________________________ .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов:
К числу подсистем общества можно отнести _____(1) общественной жизни: экономическую (отношения в процессе _______(2) производства), _____(3) (взаимодействие классов, общественных слоев и групп), политическую (деятельность _____(4) организаций, политических партий), духовную (мораль, религия, искусство и т.д.). Выберите из предлагаемого списка слова и вставьте необходимые по смыслу на место пробелов:
А) государственная Г) социальная
Б) материальное Д) сфера
В) образовательная Е) уровень
Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу:
1 2 3 4
Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, буддисты, протестанты, либералы, католики.
Ответ: ______________________________________________.
Установите соответствие между экономическими понятиями и их определениями:
Определения Понятия
1) Понижение государством курса своей валюты по отношению к валютам других государств. А.
Б. Инфляция
Девальвация
2) Отказ государства от исполнения долговых обязательств. В.
Г. Дефолт
Профицит бюджета
3) Обесценение денег вследствие их избыточного выпуска над потребностями обращения. 4) Превышение государственных доходов над расходами. Запишите полученный ответ в таблицу:
1 2 3 4
Решите кроссворд:
9 5 7 10
4 6 8 2 1 3 1. Земля – наш общий … 2. Так называют экономически развитые страны. 3. Проблема войны и … 4. «Живая» оболочка Земли. 5. Въезд иностранных граждан в какую-либо страну на постоянное жительство 6. Бумажная птица, которую делала японская девочка, чтобы выжить после ядерного взрыва. 7. Средство уничтожения человечества. 8. Потепление климата - парниковый … 9. Японский город, где была взорвана 1-я атомная бомба. 10. Одно из проявлений экологической проблемы.
Какое слово получилось? _______________
Что оно означает?_____________________
ОТВЕТЫ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ школьный этап
8 класс Максимальное количество баллов 50.
1 блок - 10 баллов
1. 1
2. 3
3. 2
4. 1
5. 3
2 блок – 15 баллов
1. 4
2.
1 2 3 4
Б А А Б
3. 3
4. 2
1 - субъект
2 – объект
3 – мотив
4 – цель
5 – средства
6 – действия
7 – методы
8 – результат
3 блок - 25 баллов
Парламентаризм
1 2 3 4
Д Б Г А
Либералы
1 2 3 4
Б В А Г
Ответы на вопросы кроссворда
Х И Б И ЗМ О РА
Б М Ж М Э О Г
С И И У Б Ф С РД Е М О Г РА Ф И Я
О В И С РА Е М ЗМ Е РФ А В К А Н
РА Е ЦЛ Т Е
РИ И Н
А Я К И
Е