МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭОП, ТОРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по учебной дисциплине
«Экологические основы природопользования»
Автор Соколова М.Г.,
преподаватель ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
Методические указания по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
«Экологические основы природопользования»
–
Рассмотрено на заседании
кафедры естественно-научных дисциплин»08.09.2015 г. Це ЕНД протокол № 1, председатель ЦК Пуртова Т.И.____________
Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной
работы для обучающихся разработаны в соответствии с Федеральным
Государственным Образовательным Стандартом СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
4
1.Общие сведения
5
2. Тематический план изучения дисциплины
7
3. Технологическая карта самостоятельной работы
10
4.Перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы
14
5.Виды самостоятельной работы, алгоритм выполнения и инструктаж к заданиям
18
6. Порядок оформления видов и форм отчетности
по самостоятельной работе
32
7.Ведомость учета выполнения самостоятельной работы
40
8.График выполнения самостоятельной работы
42
9.Критерии оценивания самостоятельной работы
43
10.Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов
44
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающимися независимо от форм обучения. Указания содержат набор тем, которые соответствуют темам рабочей программы по дисциплине в рамках ФГОС СПО – 3.
Методические указания включают:
- общие сведения;
- тематический план изучения дисциплины;
- технологическую карту самостоятельной работы;
- перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы;
-виды самостоятельной работы, алгоритм выполнения и инструктаж к заданиям;
- порядок оформления видов и форм отчётности по самостоятельной работе обучающихся:
рекомендации по подготовке презентации
рекомендации по написанию и проработке конспекта
рекомендации по написанию реферата
рекомендации по написанию доклада
-ведомость учета выполнения самостоятельной работы;
- график выполнения самостоятельной работы;
- критерии оценивания самостоятельной работы;
- перечень рекомендуемых учебных изданий.
Форма отчетности предусматривает изучение источников информации по вопросам плана изучаемых тем, ответов на вопросы самоконтроля, проработке конспекта, подготовке презентаций, мини-проектов, написании рефератов, разработке интерактивного плаката, составлении в соответствии с рекомендациями многоуровневого теста.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
МР по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины.
Содержание учебного пособия соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования нового поколения.
По учебному плану рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины следующее:
максимальная учебная нагрузка -50 часов, в том числе:
- обязательное аудиторная учебная нагрузка-34 часа;
- самостоятельная работа 16 часов.
Целью методического пособия является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся, определение ее содержания, установление требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
Целью самостоятельной работы является приобретение новых знаний, умений и навыков с использованием имеющихся базовых знаний и умений.
Задачами методического пособия по самостоятельной работе являются:
- развитие комплексного подхода к изучению дисциплины на основе освоения ее методологических основ применения ранее полученных знаний и умений с использованием междисциплинарных связей;
- активизация самостоятельной работы обучающихся;
- содействие развитию творческого отношения к данной дисциплине;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и нормативными документами;
- управление познавательной деятельностью обучающихся.
Функциями методического пособия по самостоятельной работе являются:
- определение содержания работы обучающихся по овладению программным материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к математическому и общему естественнонаучному циклу. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Биология», «География», «Химия».
Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» является необходимой основой для последующего освоения программ профессиональных модулей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
-анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
- выбирать методы, технологии и аппараты, утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
-определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
-задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
-правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
-принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
Перечень тем СР
Кол-во часов
Примечание
Самостоятельная работа№1
Выполнение теста по теме «Природоохранный потенциал»
3
Самостоятельная работа№2
1.Решение кроссворда «Природные ресурсы и рациональное природопользование»
2. Создание мини-проектов по страницам Красной книги (международной, Российской и краевой).
3
Самостоятельная работа №3
1. Выполнение теста (1уровень)
2.Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката «Загрязнение окружающей среды» (2 уровень)
3
Самостоятельная работа№4
1.Дать обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля.
2.Подготовка рефератов по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»
3
Самостоятельная работа №5:
Подготовка презентационных докладов по темам:
1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.
4
Итого 15 часов
3.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Методическое пособие по выполнению и оформлению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экологические основы природопользования» включают в себя технологическую карту самостоятельной работы, отражающую в себе изучаемые разделы и темы дисциплины, тематику самостоятельной работы, количество часов, виды самостоятельной работы, ее информационное обеспечение и форму контроля.
Технологическая карта самостоятельной работы поможет обучающимся организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной карты обучающиеся узнают наименования тем и тематику самостоятельной работы; ее виды как обязательные, так и по выбору обучающихся. Информационное обеспечение, обозначенное в карте, содержит в себе источники информации для самостоятельной работы. Предусмотренная форма контроля определяет функции преподавателя по проверке результатов самостоятельной работы и указывает на ее оформление. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику освоения содержания учебной дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, включает единицы содержания, выделенные преподавателем для самостоятельного изучения.
Наименование и номер раздела
Наименование темы
Тематика самостоятельной работы
Кол-во часов
Виды самостоятельной работы
Информационное обеспечение
Форма контроля
Обязательная
По выбору
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
Тема 1.1.
Тема 1.1. Природа и общество
Особенности взаимодействия общества и природы
3
Выполнение теста
по теме «Природоохранный потенциал»
Арустамов Э.В.,«Экологические основы природопользования»: М.:,2010г
Проверка выполнения теста
Тема 1.5. Природные ресурсы и их классификация
Понятие о природных ресурсах и рациональном природопользовании
3
Решение кроссворда «Природные ресурсы и рациональное природопользование»
Создание мини-проектов по страницам Красной книги (международной, Российской и краевой).
Арустамов Э.В., Экологические основы природопользования:М.: 2010г
Проверка решения кроссворда и создания мини-проектов
Тема 1.6. Загрязнение биосферы
Проблемы загрязнение окружающей природной среды
3
1. Выполнение теста
(1 уровень)
Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката
(2 уровень)
Константинов В.М. Экологические основы природопользования, М.; 2010г.
1.Проверка выполнения теста
2.Проверка заполнения таблицы и разработки интерактивного плаката
Раздел 2.
Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 2.1. История Российского природоохранного законодательства
Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу
3
Дать обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля.
Подготовка рефератов по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, Ростов на Дону: 2010г
1.Проверка ответов на вопросы для самоконтроля.
2.Проверка написания рефератов
Тема 2.2. Юридическая ответственность в
области охраны окружающей среды
Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
4
Подготовка презентационных докладов по темам:
1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.
Составление многоуровневого теста
Козачек А.В. Экологические основы природопользования.- М.:Феникс,2010г.
1.Проверка презентационных докладов и их коллективное обсуждение
2. Проверка составления многоуровневого теста
5.ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ, АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ И ИНСТРУКТАЖ К ЗАДАНИЯМ
Самостоятельная работа№1
Выполнение теста по теме «Природоохранный потенциал»
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
Тема 1.1.Природоохранный потенциал
1. Тест по теме «Природоохранный потенциал»
1.Термин «экология» был предложен:
А) Ю. Либихом
Б) Э. Геккелем
В) К. Хенке
Г) В. И. Вернадским
Д) Г.Ф. Морозовым
2. Группу особей одного вида, занимающую определённый участок, называют:
А) популяцией
Б) сообществом
В) биомом
Г) экосистемой
Д) биосферой
3.Экология - теоретическая основа:
А) охраны окружающей среды
Б) прикладной математики
В) химии
Г) физики
Д) общей химической технологии
4. Как выглядят основные уровни жизни?
А) биосфера, ноосфера
Б) энергия и вещества
В) морфология, систематика
Г) гидросфера, атмосфера, литосфера
Д) ген, клетка, орган, организм, популяция, сообщество
5. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и
процессами,происходящими в экосистемах и биосфере, называют:
А) мониторингом
Б) модификацией
В) моделированием
Г) менеджментом
Д) прогнозированием
6. Как называется малая область или искусственно-созданный климат?
А) ветер
Б) атмосфера
В) микроклимат
Г) температура
Д) рельеф
7. Воздушная оболочка Земли, осуществляющая защитные функции это:
А) литосфера
Б) гидросфера
В) атмосфера
Г) биосфера
Д) стратосфера
8. Кто ввёл термин "биосфера" в научную литературу?
А) В. И. Вернадский
Б) Э. Зюсс
В) В. Н. Сукачёв
Г) Г.Ф. Морозов
Д) Э. Геккель
9. Что изучает синэкология?
А) популяции
Б) сообщества
В) особи
Г) фитоценоз
Д) зооценоз
10. К невозобновимым ресурсам относятся:
А) лесные ресурсы
Б) животный мир
В) полезные ископаемые
Г) энергия ветра
Д) солнечная энергия
11. К возобновимым природным ресурсам относятся:
А) лесные ресурсы, почва
Б) животный и растительный мир
В) полезные ископаемые
Г) энергия ветра
Д) солнечная энергия
12. Укажите относительно возобновимые ресурсы:
А) лесные ресурсы, почва
Б) животный и растительный мир
В) полезные ископаемые
Г) энергия ветра
Д) солнечная энергия
13. Когда окончательно оформилась экология как самостоятельная наука?
А) в начале XIX столетия
Б) в середине XIX столетия
В) в конце XIX столетия
Г) в начале XX столетия
Д) в конце XX столетия
14. Изучением экологических проблем Земли как планеты занимается:
А) инженерная экология
Б) геоэкология
В) глобальная экология
Г) промышленная экология
Д) социальная экология
15. Что изучает аутэкология?
А) популяции
Б) сообщества
В) особи
Г) фитоценоз
Д) зооценоз
16. Увеличение концентрации какого газа приводит к усилению
парникового эффекта?
А) диоксида серы
Б) углекислого газа
В) аммиака
Г) хлора
Д) сероводорода
17. Нижний слой атмосферы:
А) озоновый слой
Б) тропосфера
В) ионосфера
Г) мезосфера
Д) стратосфера
18. Каменная твердая оболочка:
А) биосфера
Б) гидросфера
В) техносфера
Г) литосфера
Д) атмосфера
19. Территория сосредоточения жилых домов, административных
зданий называется:
А) рекреационной зоной
Б) селитебной зоной
В) промышленной зоной
Г) лесопарковой зоной
Д) антропогенной зоной
20. Специально приспособленная зона для отдыха людей называется:
А) рекреационной зоной
Б) селитебной зоной
В) промышленной зоной
Г) лесопарковой зоной
Д) антропогенной зоной
21. Территория сосредоточения заводов, фабрик называется:
А) рекреационной зоной
Б) селитебной зоной
В) промышленной зоной
Г) лесопарковой зоной
Д) антропогенной зоной
22. Основная зона загрязнения окружающей среды в городе:
А) рекреационной зоной
Б) селитебной зоной
В) промышленной зоной
Г) лесопарковой зоной
Д) антропогенной зоной
23. Что означает процесс урбанизации?
А) рост и развитие сёл, населения сельской местности
Б) уменьшение числа сёл и населения сельской местности
В) рост и развитие городов, увеличение доли городского населения
Г) уменьшение населения городов
Д) снижение роли городов в развитии общества
24. Соотнесите понятия и их характерные признаки.
Признаки
Понятия
1) подчиняется только объективным законам развития;
А) общество;
2) является формой совместной жизнедеятельности людей;
Б) природа.
3) является естественной средой обитания людей;
4) является первичной по времени возникновения частью материального мира.
25.Выберите позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:
А) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от нее;
Б) природа и общество оказывают воздействие друг на друга;
В) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя ее на службу себе;
Г)природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;
Д) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде;
Е) общество и природа никак не связаны между собой
Алгоритм выполнения задания:
1.Внимательно прочесть конспект лекций по теме «Природоохранный
потенциал»;
2.Проработать дополнительную литературу по данному вопросу;
3.Внимательно прочесть вопрос теста и варианты ответов к нему;
4.Выбрать правильный вариант ответа и отметить его специальным знаком;
5.Проверить еще раз правильность данного ответа.
Самостоятельная работа№2
Тема 1.2.Природные ресурсы и рациональное природопользование
1.Кроссворд «Природные ресурсы и рациональное природопользование»
Вопросы:
1. Развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения этих благ будущих поколений.
2. Природопользование, когда происходит разумное, экономическое использование природных условий и ресурсов и их наиболее полное воспроизведение в интересах природы и людей.3. Межправительственное учреждение организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
4. Экологическое движение, способствующее формированию у участников и у населения экологически чуткого отношения к природе.
5. Процесс исторического развития мира живых организмов.
6. Часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей человечества.
7. Природопользование, когда происходит замедленное использование ресурсов, в темпе, значительно меньшем, чем темп самовосстановления на данной территории.
8. Практическое движение, осуществляющее контроль за работой предприятий, восстановление и охрана природы, проведение различных мероприятий, акций по улучшению жизненных качеств среды.
9. Природопользование, когда происходит усиленная эксплуатация природных ресурсов, в темпе, близком их самовосстановлению на данной территории.
10. Хорошо продуманный, наилучший подход к решению той или иной проблемы.
11. Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития.
Алгоритм выполнения задания
1.Внимательно прочесть конспект лекций по теме «Природные ресурсы и рациональное природопользование»;
2.Проработать дополнительную литературу по данному вопросу;
3.Просмотреть все имеющиеся у вас словари, справочники и кроссвордный словарь;
3.Внимательно прочесть вопросы кроссворда;
4.Подобрать правильный вариант ответа и вписать его в соответствующие клеточки кроссворда;
5.Проверить еще раз правильность данного ответа.
2. Создание мини-проектов по страницам Красной книги (международной, Российской и краевой)(по выбору)
Алгоритм выполнения задания:
1.Выбрать проблему, выдвинуть гипотезу, поставить цели и задачи создания мини-проекта, составить план работы;
2. Собрать необходимую информации по данной проблеме из различных источников, проанализировать собранный материал, провести его качественную и количественную обработку;
3. Провести исследования, решить поставленную проблему;
4. Переработать и проанализировать полученные данные, подтвердить или опровергнуть выдвинутую ранее гипотезу, оформить полученные данные в виде продукта проекта;
5. Подвести итоги работы, составить письменный отчет, подготовиться к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации.
Самостоятельная работа №3
Тема 1. 3 Загрязнение окружающей среды
1.Тест по теме «Загрязнение окружающей среды» (1 уровень)
Выбрать 1 правильный ответ
1.На какие виды делятся загрязнения окружающей среды по происхождению?:
А) механические и физические
Б) антропогенные и естественные
В) физические и естественные
Г) естественные и биологические
Д) механические и биологические
2. На какие виды делятся загрязнения окружающей среды по воздействию
на организмы и экосистемы?
А) механические, физические, биологические и химические
Б) механические, естественные, биологические и антропогенные
В) механические, физические, естественные и антропогенные
Г) механические, физические, естественные и биологические
Д) механические, физические, естественные
3. Продолжите предложение: «По мере роста промышленного производства
антропогенное загрязнение атмосферы Земли »:
А) увеличивается
Б) остаётся прежним
В) уменьшается
Г) то увеличивается, то уменьшается
Д) не знаю
4. Основным источником загрязнения воздуха является:
А) бытовые отходы
Б) строительные материалы
В) кислотные дожди
Г) пестициды
Д) выхлопные газы автомобилей
5. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей
среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называют:
А) мониторингом
Б) модификацией
В) моделированием
Г) менеджментом
Д) прогнозированием
6. С выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий в
атмосферу попадают:
А) хлористые соединения
Б) сероводород
В) оксид углерода
Г) соединения фтора
Д) соединения кадмия
7. Какой из источников загрязнения вод приносит наибольший вред?
А) смыв ядохимикатов ливневыми осадками
Б) газодымовые выбросы
В) сброс неочищенных сточных вод
Г) утечки нефти и нефтепродуктов
Д) стоки животноводческих ферм
8. В почвах, находящихся вблизи от автомобильных дорог накапливается чаще:
А) медь
Б) свинец
В) мышьяк
Г) кадмий
Д) железо
9. Какой антропогенный фактор приводит к опустыниванию?
А) умеренное сенокошение
Б) интенсивная пастьба скота
В) внесение удобрений
Г) применение снегозадержания
Д) умеренный выпас скота
10. Восстановление нарушенных земель называется:
А) мелиорацией
Б) дефляцией
В) рекультивацией
Г) деградацией
Д) демеркуризацией
11. Укажите отходы, представляющие наибольшую угрозу для человека
и всей биоты:
А) твердые бытовые отходы
Б) радиоактивные отходы
В) промышленные отходы
Г) жидкие бытовые отходы
Д) газообразные выбросы
12. Какой источник оказывает наибольшее шумовое воздействие
на окружающую среду?
А) автотранспорт
Б) строительство
В) гидроэлектростанции
Г) метрополитен
Д) линии электропередач
13. Какие источники за короткий промежуток времени в воздух
выбрасывают большое количество вредных веществ:
А) мгновенные
Б) залповые
В) линейные
Г) точечные
Д) внутриплощадные
14. Изучением экологических проблем Земли как планеты занимается:
А) инженерная экология
Б) геоэкология
В) глобальная экология
Г) промышленная экология
Д) социальная экология
15. Выбросы, непосредственно поступающие в атмосферу от тех
или иных источников, называются:
А) организованные
Б) вторичные
В) первичные
Г) неорганизованные
Д) мгновенные
16. Увеличение концентрации какого газа приводит к усилению
парникового эффекта?
А) диоксида серы
Б) углекислого газа
В) аммиака
Г) хлора
Д) сероводорода
17. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для
здоровья ионы:
А) свинца
Б) кальция
В) кобальта
Г) ртути
Д) никеля
18. Самыми распространенными заболеваниями, которые
возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
А) болезни опорно-двигательной системы
Б) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания
В) инфекционные болезни
Г) болезни пищеварительного тракта
Д) заболевания глаз
19. Специально приспособленная зона для отдыха людей называется:
А) лесопарковой зоной
Б) селитебной зоной
В) промышленной зоной
Г) рекреационной зоной
Д) антропогенной зоной
20. Наиболее распространёнными химическими загрязнителями воды являются:
А) детергенты
Б) пестициды
В) нефть и нефтепродукты
Г) радиоактивные вещества
Д) щелочи
Алгоритм выполнения задания:
1.Внимательно прочесть конспект лекций по теме «Загрязнение окружающей
среды»;
2.Проработать дополнительную литературу по данному вопросу;
3.Внимательно прочесть вопрос теста и варианты ответов к нему;
4.Выбрать правильный вариант ответа и отметить его специальным знаком;
5.Проверить еще раз правильность данного ответа.
2. Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката «Загрязнение окружающей среды» (2 уровень)
Алгоритм выполнения задания:
1. Проработать конспект лекций и дополнительную литературу по данному вопросу;
2.Заполнить пустые колонки таблицы, касающиеся проблем загрязнения различных сред:
Таблица ««Загрязнение окружающей среды»
Проблема загрязнения
Источники загрязнения
Последствия загрязнения
Пути решения проблемы
Загрязнение атмосферы
Загрязнение литосферы
Загрязнение гидросферы
3. Разработать интерактивный плакат в виде презентации в программе Microsoft Power Point.
Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты представляют учебный материал в гораздо более наглядной и эффективной форме.
Самостоятельная работа№4
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 2.1.Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу
1.Дать обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие разделы в законе об «Охране окружающей природной среды» необходимо знать в Вашей профессиональной деятельности?
2. Почему создаются Международные объединения по охране окружающей природной среды? Ответ обоснуйте.
3. Перечислите основные региональные организации, которые причастны к вопросам природопользования.
4. По поводу участия общественности в обсуждении и решении проблем охраны окружающей среды (ООС) есть разные мнения. С каким из них и почему Вы согласны?
5. Что вы можете сказать о проблемах, которые поднимают «зеленые»?
Алгоритм выполнения задания
1.Проработать конспект лекций и дополнительную литературу по данному вопросу;
2. Письменно дать обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля.
2.Подготовить рефераты по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»
Самостоятельная работа №5:
Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
1.Подготовить презентационные доклады по темам:
1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.
Алгоритм выполнения задания:
1.Изучить состояние данной проблемы, проработав конспект лекций и дополнительную литературу по теме;
2.Составить план;
3. Проанализировать изученные материалы, делая краткие записи;
4.Распределить материал в логической последовательности согласно плана;
5.Сформулировать выводы по каждому разделу доклада, высказав своё отношение к проблеме, сделать заключение;
6.Составить список используемой литературы;
7.Произвести записи текста доклада с учетом единых требований (поля, абзацы, расстояния между строк, оформление цитат, и др.);
8.Подготовить наглядный материал (в виде презентации) для публичной защиты;
9.Составить сообщение на 5-7 мин.
2.Составить тематический многоуровневый тест по теме:
«Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду»
Алгоритм выполнения задания:
1. Разработать разноуровневые по степени сложности задания:
Уровень А задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень В задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
2. Выработать инструкцию (она должна быть четкой и понятной для выполнения), текст и ключ задания;
3.При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:
- основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
- задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
- формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
- избегать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных;
- располагать тесты по возрастанию трудности;
- каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;
- задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых обучающимися;
- правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
- ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.
4.Разработать критерии оценивания теста.
6. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВИДОВ И ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
6.1 Рекомендации по созданию мини-проектов с представлением в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint
Проект – это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска
Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов
Самостоятельная деятельность обучающихся
Структурирование содержательной части проекта
Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Рекомендации по созданию презентации.
Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование колледжа,
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
6.2 Рекомендации по написанию и проработке конспекта
Основные требования:
Внимательно прочти текст;
Выдели главную идею и озаглавь текст;
Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части;
Запиши названия смысловых частей в форме плана в левом рабочем поле конспекта;
Прочти текст во второй раз;
Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными;
Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.
Визуализируй конспект:
напиши источник конспектирования (название, автор);
раздели страницу на три части в соотношении. Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта.
главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;
каждый пункт плана отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию);
в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.
Критерии оценки:
- содержательность конспекта, соответствие плану;
-отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
-наличие особо значимой информации;
- соответствие оформления требованиям;
- грамотность изложения;
-логическая последовательность и связанность материала;
-использование дополнительной литературы (при постановке подобной задачи);
- конспект сдан в срок.
6.3 Рекомендации по написанию реферата.
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Реферат состоит из нескольких частей:
титульный лист (оформляется по требованиям образовательной организации);
оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;
введение;
основная часть, состоящая из глав;
заключение;
список использованной литературы.
Во введении объясняется:
почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых);
какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы... (Клише: “Материалом для написания реферата послужили ...”);
из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе ... В заключении сформулированы основные выводы...”).
Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения)
Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы - это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер.
Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом,.. Можно сделать заключение, что... В итоге можно прийти к выводу... ”)
В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.
Список литературы составляется в алфавитном поряке в конце реферата по определенным правилам.
Описание книг
Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.
Арустамов Э.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К»,2010г.-32с.
Описание сборников
Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.
Химия и экология: Справ. шк. - М.: Просвещение, 2012. - 600с.
Описание статей
Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи.
Уфимцева К.Е.Экологическое природопользование // - 2011. - N° 1. - С. 5-8.
Этапы (план) работы над рефератом
Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.
Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.
Найти книги и статьи по выбранной теме. Сделать список этой литературы.
Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
Составить план основной части реферата.
Написать черновой вариант каждой главы.
Показать черновик преподавателю.
Написать реферат.
Составить сообщение на 5-7 минут.
Критерии оценки:
-выполнены все требования к написанию и защите реферата:
-обозначена проблема и обоснована её актуальность,
-сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция,
- сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём;
- соблюдены требования к внешнему оформлению.
6.4 Рекомендации по написанию доклада
Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.Доклад – это устное выступление, он отличается от письменных работ (рефератов, курсовых и дипломных работ). Для этого нужно соблюдать определенные правила.
Во-первых, необходимо четко соблюдать регламент.Для того чтобы уложиться в отведенное время необходимо:а) тщательно отобрать факты и примеры, исключить из текста выступления все, не относящееся напрямую к теме;б) исключить все повторы;в) весь иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы) должен быть подготовлен заранее;г) необходимо заранее проговорить вслух текст выступления, зафиксировав время и сделав поправку на волнение, которое неизбежно увеличивает время выступления перед аудиторией.
Во-вторых, доклад должен хорошо восприниматься на слух.Это предполагает:а) краткость, т.е. исключение из текста слов и словосочетаний, не несущих смысловой нагрузки;б) смысловую точность, т.е. отсутствие возможности двоякого толкования тех или иных фраз;в) отказ от неоправданного использования иностранных слов и сложных грамматических конструкций.Слушателю должна быть понятна логика изложения. С этой целью перед тем, как закончить доклад, желательно очень кратко повторить алгоритм (ход рассуждений), с помощью которого автор пришел к окончательным выводам.
В третьих, необходимо постоянно поддерживать контакт с аудиторией.Для этого используются разнообразные ораторские приемы. Основными из них являются следующие:а) риторические вопросы;б) паузы;в) голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение или замедление речи, замедленное и отчетливое произнесение некоторых слов);г) жестикуляция;д) прямое требование внимания.
4. Критерии оценки:- соответствие содержания заявленной теме;- актуальность, новизна и значимость темы;- четкая постановка цели и задач исследования;-аргументированность и логичность изложения;- научная новизна и достоверность полученных результатов;
-свободное владение материалом;
-состав и количество используемых источников и литературы;-культура речи, ораторское мастерство;- выдержанность регламента.
7. ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:___________________________________________________________
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Экологические основы природопользования
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:______________________
ГРУППА №______________
ФИО СТУДЕНТА
СР 1
СР2
СР3
СР 4
СР4
Преподаватель_____________________________ (________________________)
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
Темы
Вид задания
Форма контроля
Примерный рок сдачи
1
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы.
Тема 1.1. Природа и общество
Выполнение теста по теме «Природоохранный потенциал»
Проверка выполнения теста
январь
2
Тема 1.5. Природные ресурсы и их классификация
Решение кроссворда «Природные ресурсы и рациональное природопользование»
Проверка решения кроссворда
февраль
3
Тема 1.7. Загрязнение биосферы
1. Выполнение теста
«Загрязнения окружающей среды» (1 уровень)
2.Создание интерактивного плаката (2уровень)
1.Проверка выполнения теста
2.Проверка
создания интерактивного плаката
февраль
4
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования Тема 2.1.
История Российского природоохранного законодательства
Дать обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля.
Проверка ответов на вопросы для самоконтроля
апрель
5
Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Подготовка презентационных докладов по темам:
1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.
Проверка презентационных докладов и их коллективное обсуждение
апрель
9.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны; допущена одна ошибка или два-три недочета.
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Примечание.
1) Преподаватель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если работа выполнена оригинально.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения обучающимся. На последующем занятии предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
1. Арустамов Э.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К»,2010г.
2. Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010г.
3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.- М.: Феникс,2010г.
4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2010г.
5.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, учебник для колледжей и средне- специальных учебных заведений, 5-е издание переработанное, Ростов на Дону: «Феникс»,2010г.
ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ (И-Р):
И-Р 1. priroda.ru – национальный портал природы (Природные ресурсы и охрана окружающей среды)
И-Р 2. anriintern.com/ecology/spisok.htm - ссылки на множество экологический сайтов
И-Р 3. www.myland.org.ua - земельные ресурсы
И-Р4. http://ecoportal.ru/ - мощный экологический портал
И-Р5. list.priroda.ru – каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам
И-Р6. http://ecobez.narod.ru/organisations.html - список основных международных организаций.
И-Р7. www.eco-net.dk/english – Eco-Network – международная сеть экологического образования, воспитания и практики; размещается информация об организациях, работающих в области экологического образования.
13PAGE 15
13PAGE 143715
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915