Программа 10 класса химико — биологического профиля


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.78с. ISBN 5-358-00129-8 полностью совпадает с более поздним изданием: Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.-5-е изд., стереотип.- М.; Дрофа 2010.-78с. ISBN 978-5-378-07685-3.                     Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н.,  Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник  для     общеобразовательных  учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
              Программа  рассчитана на  140 часов в X классе, из расчета - 4 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных -  5 часов, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов - 12.
Структура
Программа по химии состоит из трех взаимосвязанных между собой отделов: пояснительная записка, основное содержание курса, требования к знаниям  и умениям учащихся.
Цели и задачи:
   В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке к рабочей программе по химии:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями:  характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и    ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
использование для  познания окружающего  мира различных  методов  (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
использование для решения познавательных задач различных источников информации;
соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Общая характеристика курса органической химии
  Программа по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса химии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.     Курс четко делится на две части соответственно годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс). Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе.
       После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи (состав — строение — свойства) веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
     Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
1.Тему «Химические реакции» после изучения темы «Углеводороды», т.к. основываясь на знания о свойствах углеводородов ученики легче запоминают типы химических реакций.
2.Увеличено число часов  на изучение тем: -№4 «Спирты и фенолы» с 8 до 14 , № 6 «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» с 11 до 20часов, , № 8 «Азотсодержащие соединения» с11 до 18час, № 9 «Биологически активные соединения» на 2 часа за счет резерва времени в 5 часов в авторской программе, а также за счет переноса в эти темы практических работ из Химического практикума, на который автором отводится 10 часов.
Сокращено число демонстрационных и лабораторных опытов из-за недостатка реактивов по оранической химии.
        Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ.
              На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2006 г. в содержании рабочей программы предполагается  реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: - формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;- развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.Место предмета в базисном учебном плане 
     Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности класса, рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: в 10 классе химико-биологического профиля  предполагается обучение в объеме 140 час.(4 ч.в нед ) Контрольные работы -  5 , лабораторные опыты - 12  , практические работы – 6.
Тематическое планирование профильный уровень (140ч; 4ч/нед).
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Из них Практические
работы Контрольные работы Лабораторные опыты
1. Введение 6 2. Тема №1 Строение и классификация органических веществ 13 №1 3. Тема №2
Углеводороды 31 №1 №2 2
4. Тема №3
Химические реакции 6 5. Тема №4
Спирты и фенолы 14 №2 2
6. Тема №5
Альдегиды и кетоны 10 №3 2
7 Тема №6
Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры 20 №4 №3 4
8 Тема №7
Углеводы 8 №5 №4 2
9 Тема №8
Азотсодержащие органические соединения 18 №6 №5 10 Тема №9
Биологически активные вещества 10 Резерв 4 Итого 140 6 5 12
Содержание программы  10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)
(4 ч в неделю; всего 140ч, из них 4 ч — резервное время)
 Введение (6 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s u p. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sр2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, С12, N2, H2O, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2.
 Тема 1   Строение и классификация органических соединений (13 ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок).
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.
Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.
 Тема 2   Углеводороды (31 ч)
Понятие об углеводородах.
Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.
Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями.
Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.
Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).
Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.
Лабораторные опыты. . Построение моделей молекул алканов. и углеводородов. . Построение моделей молекул алкеновТема 3        Химические реакции в органической химии (6 ч)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.
Реакции изомеризации.
Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Обесцвечивание раствора перманганата калия этиленом и ацетиленом.. Получение этилена и этанола.
Тема 4     Спирты и фенолы (14 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Реакция фенола с хлоридом железа (III).
Лабораторные опыты. . Построение моделей молекул изомерных спиртов.  числом атомов углерода в воде... 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II).
Тема 5       Альдегиды. Кетоны (10 ч)
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).
Лабораторные опыты.  Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов.. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II)..
Тема 6         Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (20 ч)
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Лабораторные опыты Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 1карбоновых кислот и их солей.. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
Тема 7           Углеводы (8 ч)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.
Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты.  Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра.. Качественная реакция на крахмал.. Знакомство с коллекцией волокон.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Тема 8        Азотсодержащие органические соединения (18 ч)
Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты.  Построение моделей молекул изомерных аминов.. Качественные реакции на белки.
Тема 9      Биологически активные вещества (10 ч)
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, E). Их биологическая роль.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов.
        Лабораторные опыты. Анализ лекарственных средств
Календарно-тематическое планирование по химии по химии
(10 класс, Профильный уровень,140; 4ч/нед.)

п/п Наименование разделов и тем уроков Из них
Практические работы
Контрольные работы Лабораторные опыты Дата
По плану Факт
Введение (6ч.) 1 Вводный инструктаж по технике безопасности 2 Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе. 3 Органические вещества 4 Строение атома углерода в органических веществах 5 Предпосылки создания теории строения органических веществ 6 Ученые химики - органики Тема №1 Строение и классификация органических веществ (13ч) 1.1 Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. 1.2 Основные положения теории. Понятие о гомологах и изомерах 1.3 Химическая связь в органических веществах 1.4 Виды разрыва химической связи. 1.5 Валентные состояния атома углерода 1.6 Типы гибридизации атома углерода 1.7 Классификация органических соединений.
Ациклические соединения 1.8 Карбоциклические соединения 1.9 Изомерия и её виды 1.10 Пространственная изомерия 1.11 Решение упражнений по составлению изомеров и гомологов 1.12 Обобщение сведений по строению и классификации органических веществ Контрольная работа №1 «Строение и классификация органических веществ» Тема №2 Углеводороды (31ч.). 2.1 Природные источники углеводородов. Природный газ .Попутный нефтяной газ. 2.2 Нефть, свойства нефти и способы переработки 2.3 Каменный уголь. Коксохимическое производство. 2.4 Алканы. Строение, физические свойства, гомологический ряд. 2.5 Химические свойства алканов, номенклатура. 2.6 Получение и применение алканов 2.7 Решение задач на нахождение молекулярной формулы алканов 2.8 Алкены. Строение, изомерия, номенклатура 2.9 Получение и физические свойства алкеновЛ.О. Получение этилена 2.10 Химические свойства алкенов2.11 Применение алкенов2.12 Практическая работа№1
«Получение этилена и опыты с ним» 2.13 Алкадиены. Номенклатура. Изомерия 2.14 Алкадиены. Физические свойства.Получение2.15 Химические свойства алкадиенов2.16 Каучуки.Резина2.17 Алкины. Изомерия.Номенклатура2.18 Химические свойства ацетилена 2.19 Способы получения и применение алкиновЛ.О Получение ацетилена 2.20 Решение упражнений на осуществление превращений 2.21
Циклоалканы. Строение, изомерия. номенклатура и свойства 2.22 Номенклатура и свойства циклоалканов2.23 Ароматические углеводороды:
состав и строение 2.24 Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Способы получения 2.25 Химические свойства бензола и его гомологов 2.26 Решение задач и упражнений по теме «Арены» 2.27 Генетическая связь углеводородов. 2.28 Решение упражнений на осуществление превращений 2.29
2.30 Обобщение сведений об углеводородах.
Подготовка к контрольной работе 2.31 Контрольная работа №2 «Углеводороды». Тема №3 Химические реакции (6 ч.) 3.1 Типы химических реакций в органической химии 3.2 Классификация реакций в органической химии 3.3 Электронные эффекты в молекулах 3.4 Взаимное влияние атомов в молекуле 3.5 Нахождение молекулярной формулы органического вещества по продуктам сгорания 3.6 Самостоятельная работа на решение задач Тема №4 Спирты и фенолы (14ч.) 4.1/4.2
Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура 4.3 Физические свойства и получение спиртов 4.4 Химические свойства предельных одноатомных спиртов 4.5 Применение спиртов 4.6
4.7 Многоатомные спирты: номенклатура, строение молекул 4.8 Качественные реакции на глицерин Л.О.Качествен-ная р-я на глицерин 4.9 Фенол. Строение, изомерия, номенклатура 4.10 Химические свойства фенола 4.11 Качественные реакции на фенол Л.О.Качествен-ная р-я на фенол 4.12
4.13 Семинар
«Одноатомные и многоатомные спирты» 4.14 Практическая работа №2
«Спирты» Тема №5 Альдегиды и кетоны (10ч.) 5.1 Альдегиды: строение, изомерия. 5.2 Физические свойства альдегидов и номенклатура 5.3 Химические свойства альдегидов Л.О.Р-я «Серебряного зеркала» 5.4 Кетоны: строение, номенклатура 5.5 Химические свойства кетонов 5.6
5.7 Получение альдегидов и кетонов 5.8
5.9 Семинар «Карбонильные соединения» 5.10 Практическая работа №3
«Альдегиды и кетоны» Тема №6 «Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры» (20ч.) 6.1
6.2 Карбоновые кислоты. Классификация и
Номенклатура. 6.3 Изомерия карбоновых кислот 6.4
6.5 Химические свойства кислот Л.О.Р-я получения сложных эфиров 6.6 Получение и применение кислот 6.7
6.8 Представители карбоновых кислот и их применение 6.9
6.10 Семинар «Карбоновые кислоты» Л.О. Взаимодействие со щелочами и солями,спир-тами6.11 Практическая работа №4
«Карбоновые кислоты» 6.12 Сложные эфиры. Номенклатура 6.13 Химические свойства и получение сложных эфиров Л.О.Р-я этерификации 6.14 Решение задач на нахождение теоретического выхода продукта реакции 6.15 Жиры. Реакция этерификации. 6.16 Мыла. Реакция омыления 6.17 Семинар «Сложные эфиры и жиры» 6.18
6.19 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кислородсодержащие органические соединения». 6.20 Контрольная работа №3
«Кислородсодержащие соединения». Тема №7 Углеводы (9ч.) 7.1 Понятие об углеводах. Моносахариды. 7.2 Строение молекулы глюкозы, фруктозы. 7.3 Химические свойства глюкозы. Получение и применение Л.О.Р-я «медного зеркала» 7.4 Дисахариды 7.5 Полисахариды ЛО.Качествен-ная р-я на крахмал 7.6 Практическая работа №5
«Углеводы» 7.7 Обобщение сведений об углеводах 7.8 Контрольная работа №4
«Углеводы» Тема №8 Азотсодержащие органические соединения (18ч.). 8.1 Амины. Строение и получение аминов 8.2 Химические свойства аминов 8.3
8.4 Анилин. Строение молекулы
Получение и свойства анилина 8.5
8.6. Семинар «Амины» 8.7
8.8 Аминокислоты. Строение, изомерия, номенклатура
8.9
8.10 Химические свойства аминокислот.
Амфотерность аминокислот 8.11
8.12 Белки. Структура, функции и свойства белков. 8.13 Цветные реакции белков 8.14
8.15 Нуклеиновые кислоты. 8.16 Практическая работа №6
«Аминокислоты.
Белки» 8.17 Обобщение сведений об азотсодержащих соединениях 8.18 Контрольная работа №5 по теме: «Азотсодержащие соединения». Тема №9 Биологически активные вещества (10ч.). 9.1
9.2 Витамины. Классификация.
Роль витаминов для человека 9.3
9.4 Ферменты.
Многообразие ферментов и их роль. 9.5
9.6 Гормоны.
Действие гормонов на организм 9.7
9.8 Лекарства.
Значение лекарств для человека 9.9
9.10 Семинар «Биологически активные вещества» Резерв – 4часа Требования к результатам усвоения учебного материала химии 10 класса
В результате изучения химии на профильном  уровне ученик должен знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология: 
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянствасостава, периодический закон,
основные теории химии: химической связи, строения органических соединении.
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре, 
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона,  принадлежность веществ к различны классам органических соединений, характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединении,
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,
•  проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: •  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве: • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:                                                                               •  экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды наорганизм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации,поступающей из разных источников.
   В рабочей программе в разделе «Планируемые результаты обучения» продвинутый и творческий уровни усвоения обозначены курсивом, а творческий и жирным шрифтом.      
Предусмотрено овладение следующими компетенциями:
учебно-познавательной,
коммуникативной,
информационной,
рефлексивной,
личностного саморазвития,
смыслопоисковой,
профессионально-трудового выбора.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
1. Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка — оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Учебно-методический комплект:
Химия. 10 класс Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; под ред. В.И.Теренина. – М.: Дрофа, 2013. - 300с.
Методическая литература:
Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480с.
Химия 10класс.Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия.10»/О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др.-5-е изд., испр.-М.:Дрофа,2006.-127.
Дополнительная литература:
Химия. 10 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
Интернет-ресурсы:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет