Конспект урока окружающего мира Разнообразие профессий людей (2 класс)

Тема: «Разнообразие профессий людей»
Цель: формирование понятий профессия; профессионал, мастер;
расширение представлений о разнообразии профессий и их взаимосвязи, о важности профессии эколога;
воспитание уважения к труду людей разных профессий.
Задачи урока:
1.Регулятивные и личностные УУД:  формирование понятия профессия и умения ориентироваться в мире профессий; расширение представлений о разнообразии профессий, о важности профессии эколога, способствовать формированию у обучающихся представления  о том, что любая профессия важна и нужна.
2. Познавательные УУД:  формирование учебно-информационных умений и навыков   младших школьников, а также работать в группах;  развивать умение объективно   оценивать свои знания,  содействовать развитию  коммуникативной культуры учащихся;  помочь обучающимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности; создать условия для развития речи обучающихся, её эмоциональной краски.
3. Личностные и коммуникативные УУД:  воспитание уважения к труду людей разных профессий, любви к природе, воспитывать   взаимоуважение, взаимовыручку; умение работать дружно, согласованно с одноклассниками в парах и в группах.

Оборудование:
Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.
Разноцветные кружки.
Конверты с заданиями для каждой группы.
Учебник окружающего мира и рабочая тетрадь на печатной основе.

№ слайда
Этап урока
Содержание
Примечание

1
Организа-ционный
момент
Великая радость - работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей
Здравствуйте!


2
Проверка дом. задания
Тесты. Взаимопроверка.
Тесты распечатаны на листах у каждого ученика

3
Актуализация новых знаний.
На прошлых уроках мы говорили об изобретениях человека. Для чего они необходимы? (Облегчение труда человека)
Предлагаю Вам разгадать кроссворд и по ключевому слову узнать тему нашего урока
1. пекарь
Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь.
2.маляр
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
3.доктор
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он кали предложит принять,
Тому, кто здоров,- разрешит погулять.
4.фотогаф
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас.
5.учитель
Он учит детишек читать и писать.
Природу любить, стариков уважать.
6.артист
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать очень много,
Потому что он
7. сталевар
В горячем цехе,
В доменной печи
он варит сталь,
А это ведь не щи!
8.водитель
Встаем мы очень рано,
ведь наша забота – Всех отвозить
по утрам на работу.
9.портниха
Шьёт прекрасно, порет лихо
Рукодельница -
- Прочитайте ключевое слово.


4
Расширение лексического запаса
Кто объяснит значение слова «ПРОФЕССИЯ»? Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Учащиеся находят значение слова в словаре

5
Актуализация новых знаний.
Работа в парах (тетрадь стр. 18 № 1).


6
Формулировка темы урока и целеполагание
Сформулируйте тему и задачи нашего урока, опираясь на значение ключевого слова и затруднений, которые возникли при выполнении задания в тетрадях.


7
Выявление
уровня
знаний
На столе у каждого из вас лежат кружки. Рядом с собой синий положит тот,
- кто считает, что он мало знает о профессиях, и хотел бы еще больше узнать.
Зелёный
- кто достаточно знает о профессиях, но еще не все.
Красный
- кто считает, что все знает о профессиях.











Обобщить
количественное
соотношение

8
Определение заданий по группам
Готовы отправиться за новыми знаниями?
В наше время в мире насчитывается около 30 000 профессий. Очень трудно разобраться в таком многообразии.
Как вы выбрали себе занятия в кружках, в студиях? (По интересам)
Профессия – это тоже интерес. Иногда интерес на всю жизнь.
Многими профессиями овладел человек. Он научился строить дома, готовить пищу, лечить людей, учить детей. Изобрёл разные машины, орудия труда, приборы для изучения природы. После этого исчезло много профессий, но и появилось много новых. Например, после изобретения землеройных машин практически исчезла профессия землекопа, но появилась новая – машинист экскаватора.
Современные автоматические устройства заменяют однообразный труд людей, опасные действия заменяют роботы. Но и сегодня особо ценятся мастера своего дела: прекрасные учителя, врачи, архитекторы, лётчики, художники, писатели. Называют “золотыми” руки хирурга, портного, плотника, слесаря, кондитера.
Все профессии можно разделить на группы. Вам нужно ответить на вопрос: каких пять интересов выделяют в профессиях?































Группы: человек, художественный образ, техника, природа, знак.

9
Правила работы в группе
Сегодня мы работаем в группах.
Чтобы работа была успешной, нужно соблюдать правила.
1.Каждый член группы заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая!
2. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.
3. Говорить нужно по твоему вопросу, избегая лишнего!
4. Если что-то не вполне ясно, то спроси еще раз!
5. Если не понравилось сказанное другим, то предложи что-то свое.

Выполняя эти правила, вы достигнете хорошего результата.
Учащиеся вспоминают правила работы в группе.

10
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Учащиеся выполняют движения под музыку

11
Работа в группах
Чтение карточек и заполнение таблиц.
См. приложение

12
Презентация итогов работы каждой группы

Гиперссылки:
щелкнув по каждой картинке, открывается группа профессий.

13
Выявление основных качеств для всех групп профессий.
Назовите качества, которые необходимы для любой профессии.





Вывод: ответственность и трудолюбие – основа успеха в любой профессии.
На слайдах ответственность и трудолюбие не появляются, но звучат в детских ответах
и записываются в таблицу.

14
Установление взаимосвязи между профессиями.
Выберите фото человека той профессии, которая относится к вашей группе. Обоснуйте важность этой профессии.



После выступления представителей всех групп: «Какая же профессия самая важная?»
Врач – самая важная профессия. Но врач хочет есть. Мясо, молоко, овощи ему предоставит фермер.
Кто поможет доктору доехать до больницы?
Кто насчитает врачу зарплату?
Доктор любит читать книги. Кто их напишет?

Вывод: все профессии нужны, все профессии важны.
Рассказ можно начать словами: «Мы считаем, что самая важная профес-сия»


Анимация слайда

15
Необходимость
компьютерной грамоты.
Профессий много в мире есть, Их невозможно перечесть. Сегодня многие нужны, И актуальны, и важны. И ты скорее подрастай, Профессией овладевай. Старайся в деле первым быть И людям пользу приносить. - Почему такое напутствие даёт вам именно компьютер?





Работа по учебнику: стр.49 выборочное чтение

16
Игра «Доскажи словечко»
Повторяем движения за мной:
Трактор водит  (тракторист) Электричку  (машинист) Стены выкрасил  (маляр) Доску выстругал  (столяр) В доме свет провёл  (монтёр) В шахте трудится (шахтёр) В жаркой кузнице  (кузнец) Кто всё знает – молодец!


17
Рефлексия
Детям предлагается ещё взять по одному кружку на выявление уровня знаний.
Встаньте, у кого обогатились знания о профессиях.


18
Итог урока
Ваши знания о профессиях стали ещё больше. Но скоро наступит время выбирать вам профессию.
Мы с вами начинаем проект «Профессии моих родителей»
Защита проекта через 2-3 недели

19
Резерв
Работа в парах.
Игра «Назови профессию на каждую букву алфавита»
Работа по учебнику: стр.51

20
Дом. задание
Тетрадь стр.19 №3, приготовить небольшое сообщение к ключевому слову кроссворда.
Учащиеся самостоятельно подбирают материал о профессии эколога.




































Приложения к 11 пункту урока


Название профессий
Водитель

Строитель

Автослесарь

Конструктор

Лётчик

Токарь
Эколог

Геолог

Лесничий

Фермер

Ветеринар

Дрессировщик



Учитель

Врач

Юрист

Продавец

Экскурсовод

Парикмахер






Художник

Композитор

Актёр

Писатель

Балетмейстер

Реставратор




Бухгалтер

Математик

Программист

Картограф

Диспетчер

Корректор


















Группа «Человек – человек »
Для этой группы профессий главным предметом труда являются люди.
Профессии «Человек – человек» - самые гуманные, наполненные радостью взаимопонимания и общением.
Мы выбрали такие профессии
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Люди, выбравшие эти профессии, имеют такие качества, как
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________





Группа «Человек – художественный образ »
Труд представителей этой группы профессий называют искусством.
Профессии «Человек – художественный образ» - это творческие профессии. Для людей этой группы важно достижение красоты.
Мы выбрали такие профессии
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Люди, выбравшие эти профессии, имеют такие качества, как ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
___________________________________________________________












Группа «Человек - природа»
Для этой группы профессий главным предметом труда является окружающая нас природа.
Профессии «Человек – природа» связаны с преобразованием природы.
Мы выбрали такие профессии
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Люди, выбравшие эти профессии, имеют такие качества, как
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________




Группа «Человек – техника»
Для этой группы профессий главным предметом труда являются технические устройства.
Техника – это разнообразные машины и механизмы, которые применяет человек для облегчения своего труда.
Мы выбрали такие профессии
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Люди, выбравшие эти профессии, имеют такие качества, как
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________













Группа «Человек – знак»
Для этой группы профессий главным предметом труда являются знаки: буквы, цифры, формулы.
Знаки являются средством информации. Люди группы профессий «Человек – знак» создают и обрабатывают информацию.
Мы выбрали такие профессии
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Люди, выбравшие эти профессии, имеют такие качества, как
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________



































Название профессионально важных качеств






Точность
Аккуратность
Организованность
Исполнительность
Интерес к технике
Выносливость
Ответственность
Трудолюбие








Интерес к природе
Наблюдательность
Доброта
Смелость
Терпение
Выносливость
Ответственность
Трудолюбие


Художественный вкус
Оригинальность
Творческий подход
Наблюдательность
Терпение
Упорство
Ответственность
Трудолюбие




Интерес к людям
Доброжелательность
Взаимопонимание
Выдержка
Вежливость
Общительность
Ответственность
Трудолюбие







Усидчивость
Терпение
Аккуратность
Организованность
Внимание
Наблюдательность
Ответственность
Трудолюбие



15