Урок музыки в 5 классе: Балет – связь музыки и танца

Тема урока музыки в 5 классе, 1 четверть: Балет – связь музыки и танца

Цель: установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой в балете.

Задачи:
-личностные
Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
-метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации.
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в балете.
-предметные
учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
произведения, слышать его образное содержание;

Тип урока - урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная

Муз. мат-л: фрагменты из балета Карена Хачатуряна «Чиполлино»:
- Общий танец
- Танец полицейских и Помидора
- Марш сеньора Лимона
- Чиполлино грустит об отце. Скрипач Груша.

Ход урока
1. Вход в класс. Шопен. Полонез.
- Какое произведение прозвучало?
- Что стало бы с этим произведением, если бы не было литературы? (ничего, осталось бы без изменения)
- Почему вы так считаете? (инструментальное)

2. Распевка.
- Как мы сможем сейчас спеть попевку, если не будет литературы? (вокализ)

3. Цель.
- На какой вопрос в четверти мы пытаемся найти ответ?
- Я утверждаю, что если бы не было литературы, то произведение, которое будет сегодня звучать в классе, не появилось бы на свет. Послушайте один фрагмент. Согласитесь вы со мной или нет.
4. Слушание фрагмента из балета Хачатуряна «Чиполлино» («Общий танец»).
- Обсудите результат в группах.
- Кто согласен с моим утверждением? Аргументируйте ответ.
Если вопрос вызывает затруднение, спрашиваю:
- Вокальное произведение или инструментальное?
- Кто исполняет музыку?
- Где можно услышать музыку симфонического оркестра?
- Песенное, танцевальное или маршевое произведение?
- Что прозвучало? (балет)

5. Тема
Что стало бы с балетом, если бы не было литературы? (запись в тетради)

6. Анализ.
- Что такое балет? (представления детей, работа со словарём)
- Какое действие происходит в балете?
(слушание остальных фрагментов, образное представление: праздничное гуляние, погоня, марш важной большой персоны, плач скрипки)
- Как называется балет? (Если вопрос вызвал затруднение, прослушать фрагменты с голосом автора) Дети сами называют название балета.
- Автор этого балета вам известный армянский композитор... (Карен Хачатурян)
- Как Хачатурян создавал музыку балета? С чего начинал?
(прочитал книгу Дж. Родари и составил либретто)
- Что такое либретто?
- Вспомните названия других балетов. Что лежит в их основе?

7. Итог.
- Что стало бы с балетом, если бы не было литературы?
Если бы не было литературы, то исчезли все балеты, потому что...
Задание: продолжение предложения запишите самостоятельно в тетради.
- Зачем нам нужны знания, которые вы получили на уроке?

8. Д/З. Синквейн на тему «Балет» или нарисовать афишу балета «Чиполлино»

9. Разучивание песни (если позволяет время урока)
- Сказка «Чиполлино» стала вдохновением не только для написания балета. Послушайте песню на музыку Г. Селезнёва, слова Б.Ческиса.
- Каким мы представляем в песне Чиполлино?

Вокально-хоровая работа.

10. Рефлексия
«Плюс-минус-интересно».

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.

Песня «Чиполлино»
музыка Г. Селезнёва, слова Б.Ческиса

Все девчонки, и мальчишки
Дни просиживали с книжкой,
И, раскрашенные краской,
Приходили к нам из сказки

Припев:
Чиполлино, Буратино,
Карабас-Барабас и синьор Помидор.

Годы птицей пролетели,
Мы, конечно, повзрослели.
Детство вновь не повторится
Но порою детство снится

Припев:

А теперь сидят над книжкой
Наши милые братишки,
И, раскрашенный краской,
Вновь приходят к нам из сказки.


















2. Либретто

Действие первое
Солнечный итальянский город. Базарная площадь. Жители волшебного городка овощи и фрукты радостно танцуют. Затем среди них появляется и Чиполлино. Веселье продолжается до появления Помидора, который пытается сдержать общественный порядок. Вдруг вся площадь затихает выходит принц Лимон со своей свитой и зачитывает новый указ. Народ протестует, а Чиполлино раздумывает об этой несправедивости, но наступает принцу на ногу.

Принц Лимон громко кричит, а отец Чиполлино Чиполлоне признаётся, что это сделал он. Чиполлоне уводит стража, а сам принц уходит со свитой. Чиполлино в отчаянии. Настроение ему поднимает скрипач Груша. Затем появляется старик Тыква с несколькими кирпичами, и все помогают ему строить дом. Вдруг появляется Помидор с двумя стражниками, и между ним и Чиполлино происходит стычка. Чиполлино заставляет Помидора заплакать, и он с двумя стражниками удаляется. Но приходят Лимончики и разрушают дом Тыквы. Чиполлино клянётся отомстить обидчикам.

Действие второе

Граф Вишенка танцует вместе со своими друзьями во дворце. В это время настаёт время урока танца, и входит Петрушка. Когда урок заканчивается, перед Магнолией и Вишенкой предстаёт Чиполлино и узнаёт от них, где заточен Чиполлоне. Он освобождает отца. За Чиполлино начинается погоня, но он убегает от стражи. В это время в замке графинь Вишен проходит великолепный бал, на котором присутствуют хозяйки замка и сам принц Лимон. Принцу сообщают о побеге, и бал заканчивается.

Действие третье

За Чиполлино снова начинается погоня. Он прячет отца и подругу Редиску, а сам попадается стражникам. Чиполлино сажают в тюрьму. Узнав об этом, Вишенка и Магнолия достают ключ от подземелья у стражника и освобождают Чиполлино. В это время гвардия принца Лимона во главе с самим принцем решают расстрелять всё и всех в городе из пушки. Но принц Лимон и Помидор сами попадают в пушку. Раздаётся выстрел, но злодеев нигде не видно. Все ликуют, а затем появляется опечаленный Тыква. Все соглашаются ему помочь и выстраивают для него новый дом.
15