Статья Искусство танца Фламенко

Статья по народно-сценическому танцу.
«Искусство танца Фламенко»
Подготовила:
учитель хореографии
МБОУ «СШ 31 с УИП ХЭП»
города Нижневартовска
Ильина Александра Валерьевна.

Искусство фламенко, народный танец и пение, гитарная импровизация под звук кастаньет, - представляет собой интереснейшее явление испанской культуры, фольклора самой южной провинции Испании, Андалусии. Сейчас, когда оно известно не только Испании, но и всему миру, когда танцорами (байлаорами) и певцами (кантаорами) фламенко оставлены воспоминания, содержащие особенности этого жанра, трудно поверить, что в первой четверти XX века это искусство находилось на грани вымирания, постепенно опускаясь до уровня низкопробной кафешантанной испанщины. Первыми забили тревогу крупнейшие представители творческой интеллигенции Испании - один из её лучших поэтов и один из её лучших композиторов, Федерико Гарсиа Лорка и Мануэль де Фалья. По их инициативе был организован первый фестиваль андалусского народного пения - канте хондо, состоявшийся в Гранаде 13 - 14 июля 1922 года, а 19 февраля того же года Гарсиа Лорка выступил в Гранаде с лекцией о канте хондо. Примерно тогда же он создал поэтическую книгу с таким же названием. Что касается Мануэля де Фальи, то, использовав в своих музыкальных произведениях мелодии фламенко и канте хондо, он подарил народному искусству Андалусии всемирную известность.


Раннее фламенко вызревало в тесных семейно-соседских кругах, в патио, в пивных, тавернах, при свете луны и свечей. Фламенковые танцевальные стили тесно соприкасались и с фольклорными стилями - андалузскими и испанскими в целом.
Точной даты возникновения  фламенко нет, его корни  уходят вглубь веков. История этого истинно андалузского  продукта испанской культуры, который поначалу был довольно закрытым и герметичным, овеяна облаком мифов и загадок. Любое фольклорное явление происходит от древних традиций и представляет собой некое коллективное творение.
Фламенко - очень молодое искусство, история которого насчитывает не более двух веков. С тех пор, как во фламенко стала использоваться гитара, оно находится в постоянном развитии. Это вполне закономерно: такая богатая, насыщенная, самобытная музыкальная культура не может находиться в застойном состоянии: сказывается ее бесспорное смешанное происхождение.
Фламенко - это результат слияния на Иберийском полуострове нескольких культур. Корни его уходят в самые разнообразные музыкальные традиции, в том числе индийские, арабские, еврейские, греческие. Семисотлетнее арабское завоевание Южной Испании оставило после себя заметный след в музыкальном искусстве. Другие восточные черты фламенко пришли от литургических песнопений небольшой, но значительной еврейской общины средневековой Испании. Но свое окончательное оформление эта музыка получила в среде цыган южной Испании, обосновавшихся в Андалузии в 15 веке. Цыгане пришли с территории современного Пакистана в 1400 году, спасаясь от войск Тамерлана. Сначала они попали в Чехию, но, не встретив там радушного приема, были вынуждены двигаться дальше. Одна часть цыган ушла в Восточную Европу, другая - в Италию и на Балканы. Цыгане называли себя "людьми степей" и говорили на одном из индийских диалектов.
На протяжении своих странствий они перенимали культуру местного населения, переделывая ее на свой лад.
Этимология слова фламенко до сих пор не совсем ясна, во всяком случае, у фольклористов нет единого мнения по этому вопросу. Происхождение слова "фламенко" покрыто мраком веков. Существует предположение, что оно происходит от латинского слова огонь (flamma). Народные андалусские танцы и песни якобы заслужили это название своим страстным, «огненным » характером.
Некоторые считают, что это слово происходит от арабского "felahmengu", что означает "песни бедных людей". Другие связывают фламенко с птицами фламинго (что по-испански также будет "flamenco"), так как их оперение похоже на платья танцующих женщин или потому, что в древней Индии некоторые животные могли символизировать определенные звуки. Но скорее всего слово "flamenco" связано с первыми цыганами, которые пришли в Испанию из Индии и поселились в Андалузии. Эти цыгане, первые кочевники Андалузии, называли себя "flamencos".
В испанском языке фламенко дословно означает "фламандский", и некоторые утверждают, что кастильцы, испугавшись буйного поведения королевских вассалов, прибывших вместе с Карлом V из Фландрии в 1517 г., стали использовать это слово для описания грубого поведения вообще. Возможно, это слово происходит от арабского выражения "фелагменгу", что означает " крестьянин" и "беглец", так как сначала эта музыка ассоциировалась с цыганами, жившими в отдаленных испанских уголках. Другие производят его от немецкого слова "фламен" (пылать), соответствующего интенсивности и выразительности исполнения. Когда католические короли издали указ об изгнании всех, кто не хотел принимать католицизм, андалусские цыгане стали изгоями испанского общества, прячась от насильственного крещения в горах. Несмотря на это, их музыка пользовалась большой популярностью, и их часто приглашали выступать в богатые и знатные дома.
Со временем в Испании стали терпимее относиться к цыганам, а их музыка прочно вошла в испанскую культуру, вызывая все больший интерес к ней среди людей нецыганского происхождения. В целом, уже к концу 18 века фламенко приобрело свои современные формы, хотя продолжает развиваться и по сей день. Изучение фламенко усложняется тем, что его традиции передаются в устной форме от учителя к ученику, и никаких письменных документов просто не существует.
Танец фламенко, чувственный, страстный, неистовый,  захватывает даже непосвященных в тайны компаса и сапатеадо. Гитара фламенко  виртуозна, имеет свойственную  только ей технику, раскатистое  расгео, бурлящее альсапуа и острое, как бритва, пикадо. Пение фламенко, то затихающее где-то за пределами звука, то взрывающееся в неистовом выражении всей гаммы человеческих чувств -  от глубочайшей скорби до неистовой радости, зачастую обескураживает неподготовленного слушателя.  Основа основ фламенко -  компас порой труден  в освоении даже для опытных музыкантов.
Фламенко включает в себя весь спектр человеческих эмоций- от ненависти и отчаяния до иронии и страсти, а высочайшим проявлением искусства считаются песни, в которых поется о самых темных, сложных и мучительных периодах жизни. Эта форма песен называется "глубокая песня" и самым тесным образом связана с цыганами.
Самыми распространенными формами канте являются солеарес и сегирия. Солеарес называют "матерью фламенко", потому что именно она оказалась наиболее важной для его развития в 19 и 20 веках. Ее название происходит от цыганского произношения испанского слова "соледадес", что значит "одиночество ", а песни исполнены отчаяния и отчуждения. Наиболее чувственной песней фламенко считается сегирия. Тексты сегирии - это страстный крик души, которая ропщет на гонения жизни, на судьбу, на мимолетность любви и на смерть, постоянно сопровождающую человека.
Фламенко исполняется в определенном четком ритме, который подчеркивает выразительность текстов и танца. В 18 и 19 веках наиболее популярным аккомпанементом стала гитара, а до этого ритм создавался хлопаньем в ладоши, щелканьем пальцами и даже стучанием костяшек пальцев по столу таверны.
 Канте хондо (cante jondo) - это наиболее древнее ядро фламенко, его первооснова. "Сущность отличия канте хондо от канте фламенко состоит в том, что канте хондо восходит к древнейшим музыкальным системам Индии, первообразцам пения, а фламенко, его позднее эхо, определено и окончательно сложилось в 18 веке. Канте хондо - таинственный отсвет первовремен, канте фламенко - искусство почти современное и сильно уступающее по глубине чувства. Канте хондо - это самый универсальный и древний голос Андалузии. Голос, который способен выразить как личную драму, так и драму целого народа.
"Cante jondo" переводится как "глубокое", "глубинное" пение. Как и указывает само слово, канте хондо - это что-то настолько глубокое и древнее, что существовало уже в те времена, когда все андалузское, цыганское и то, что мы называем фламенко, только зарождалось, а, быть может, еще и не существовало.             Более полное название фламенко - это "канте фламенко" (cante flamenco). Несмотря на то, что в дословном переводе с испанского "cante" означает "пение", это наименование включает в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре и охватывает все частные проявления стиля фламенко.
Фламенко -  сравнительно молодое танцевально-музыкальное искусство, зародившись в Андалусии, одном из "перекрестков"  культур, впитало в себя черты, мудрость и знания других, более древних цивилизаций, так или иначе контактировавших  с Андалусией: арабской, греческой, цыганской, еврейской, латиноамериканской.
За сравнительно короткий исторический отрезок времени оно из автохтонных песен андалузских цыган развилось в искусство, влияющее на многие мировые направления в музыке и танце.
Культурологические аналоги фламенко можно найти и в других странах: например, американский "черный" или "деревенский" блюз, или русский романс, при различных формах, имеют явные общие черты развития. При этом в русском романсе, так же впитавшем цыганские мотивы, порой наблюдается поразительное сходство с фламенко. Сколько русских, впервые услышав фарруку фламенко, расплываются в улыбке, говоря: "Так это ж наша цыганочка!"  Кстати, испанцы, услышав "цыганочку", говорят с точностью обратное: "Это же наша фаррука!"
Все свои эмоции танцор фламенко выражает посредством танца (байле), т.к. в традиционном фламенко все жесты и движения предназначены только для того, чтобы выразить чувства. Одиночный народный танец, каким является фламенко, - явление уникальное, учитывая, что танец всегда был коллективным действием. В танце фламенко и воинственность, и отблеск древних ритуалов, и любовная страсть, однако все это танцор несет в самом себе. Он способен выразить все свои чувства без противника, с которым ему предстоит сразиться, без возлюбленной, которой он посвящает свои победы, и любви которой добивается. "Байлаор" соревнуется только сам с собой, отсюда удивительная экспрессивность и выразительность танца. Следует подчеркнуть, что танец фламенко не нуждается в широком сценическом пространстве, зато требует пространства внутреннего - пространства души.
Фламенко отличается от танца западной Европы двумя существенными деталями. Хореографы европейских танцев стараются создать иллюзию свободы от сил земного притяжения и независимости движения конечностей от торса. А танец фламенко с его чудесными движениями ступней ног старается сохранить связь танцора с землей, а наиболее выразительные движения рук и ног всегда возвращаются к центру тела.
В танце фламенко большое значение имеет осанка и умение, даже застыв на одном месте, когда движутся только руки, сохранять внутренний ритм танца, как бы пульсирующий в крови. Надо помнить, что основа искусства фламенко-интуиция и темперамент. Без этих 2 необходимых качеств не стоит зря тратить время на изучение ритмов и шагов и окрыляться несбыточными надеждами, заранее обреченными на гибель.
К торжественным и драматическим танца хондо, более чем другие, говорящим на языке символов относятся –сапатеадо, алегриас, солеарес, сигирийю, а к фламенко –булериас, гарротин и некоторые другие.
Alegrias .Веселый, динамичный, непринужденный стиль очень часто использующийся в танцах. Танцевать его могут как мужчины так и женщины, хотя женщины его предпочитают исполнять чаще. Среди прочих вариантов выделяются варианты Кадиса и Кордобы (Alegrias de Cadiz и de Cordoba). Как для пения так и для танца компас алегриас практически идентичен компасу солеа и выглядит следующим образом:
123   456  78  910  11 12
Характерной чертой фламенко является "сапатеадо"- отбивание ритма каблуками, барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. Сначала сапатеадо исполняли только мужчины, т.к. эта техника исполнения требует затраты немалой физической силы, в то время как женщины добивались изящества и плавности движения рук, запястья и плеч. Сейчас различие между женским и мужским танцем не так ярко, хотя гибкость и плавность по-прежнему отличают танец женщин. Движения рук танцовщицы волнообразные, "мягкие", "ласкающие". Линии рук плавные и гибкие. Движения кистей необычайно подвижные, так что их сравнивают с открывающимся и закрывающимся веером. Движения танцоров более геометричные, сдержанные и строгие, они скорее похожи на два меча, разрезающие воздух. Но в XX в. эта разница практически исчезла, поскольку женщины тоже стали исполнять сапатеадо.
Помимо сапатеадо танцоры используют питос (прищелкивания пальцами) и пальмас (ритмичные хлопки, скрещенными ладонями), ритм которых часто в два раза превышает основной ритм песни. В традиционном, "чистом" фламенко руки байлаоров не должны быть заняты никакими предметами и должны быть свободны для движений, поэтому традиционные кастаньеты используются только в испанском классическом танце. Хотя сейчас с одобрения поклонников кастаньеты употребляют и во время "шоу фламенко".
И в завершение хочется привести высказывание Альвареса Кабальеро, одного из наиболее влиятельных современных критиков:"Только дуэт певца и гитариста на сцене встретишь крайне редко, это скоро станет архаизмом. Тем не менее, мне очень бы хотелось ошибиться в своих прогнозах". Он, безусловно, ошибется. "Чистое"  фламенко не исчезнет.
Говорить о фламенко  можно долго, но при этом так и не дать ответ на вопрос  "что же такое фламенко"? Танец фламенко, гитара фламенко, ни с чем не сравнимое пение  канте хондо являют собой ярчайший пример редкого своеобразия стиля. Признаем, что трудно не узнать в танце фламенко именно танец фламенко, а в традиционном пении или манере игры на гитаре  -  не услышать характерные для фламенко черты. 

Список используемой литературы:
1.Пуиг К.А. Искусство танца фламенко/ Пер. с исп. и предисл. Н.Ю. Ванханен.- М.: Искусство,1984.-183 с.,ил.
2. Интернет: www.flamenco.ru.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15