Из опыта работы по совместному обучению в классе детей, обучающихся по общеобразовательным программам и программам 7-8 вида


Кононова Вера Олеговна, учитель математики МБОУ «Контошинская СОШ»
Косихинского района, руководитель МО
учителей математики Косихинского района
Из опыта работы по совместному обучению в классе детей, обучающихся по общеобразовательным программам и программам 7-8 вида.
В феврале Министерством образования и науки России были утверждены новые государственные образовательные стандарты – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью. Положения этих документов вступят в силу с 1 сентября 2016 года.
Какие изменения ожидают учебные заведения и каждого ребенка с инвалидностью?
Нормы государственных стандартов распространяются на следующие категории обучающихся: слабослышащих, глухих и позднооглохших, слабовидящих и слепых, детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, с задержками в психическом развитии и расстройствами аутистического спектра, а также иными тяжелыми дефектами.
В основу документов положены нормы Конституции РФ и законодательства России, Конвенция ООН о правах ребенка и правах инвалидов, а также многолетний опыт, наработанный в разных регионах страны. В широкой общественности новые стандарты уже получили название «инклюзивных».
Они представляют собой набор обязательных требований при реализации адаптированных программ в учебных заведениях.
Прежде всего, они регулируют структуру, условия и предполагаемые результаты учебной деятельности.
Стандарты прописывают, как на практике можно добиться того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не были дискриминированы, чтобы у них были такие же возможности, как у их здоровых сверстников.
«Инклюзивные» стандарты предполагают создание соответствующих материально-технических условий и кадровую подготовку.
ЧТО СЕГОДНЯ ПРОИСХОДИТ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ, ГДЕ В КЛАССЕ СИДИТ ТАКОЙ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ?
В нашей школе из__130__детей: 7 вида (ЗПР)-_14__человек, 8 вида (олигофрены) - 7 человек.
В среднем в каждом классе обучается ребенок 7 или 8 вида, а в некоторых и тот и другой. Например, в 7 классе(преподаю математику) 6 человек: 2 – норма, 2 – 7 вида, 2 – 8 вида.
В нашей школе реализуется проект по сопровождению детей с ОВЗ. Первоначально была решена проблема с кадровым обеспечением. У нас работает психолог, социальный педагог и логопед. Таким образом, в нашей школе сформировался психолого-медико-педагогический консилиум, который занимается сопровождением каждого такого ребенка. Диагностируют, заводят специальные карты, составляют планы работы совместно с классными руководителями и педагогами-предметниками и пр. На школьных методических объединениях знакомят нас - предметников с психологической терминологией, рассказывают о диагнозах (т.е. если это олигофрены, то какого типа они могут быть, что от них можно ожидать и др., если это дети с ЗПР, то ещё на какие категории и типы они делятся и т.д. ). И самое главное - они дают нам рекомендации по работе с такими детьми. И не общие рекомендации, а конкретно для каждого ребенка.
Далее решаем проблему с материально-техническим обеспечением.
Мы стараемся обеспечить специальными учебниками, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, которые отвечают потребностям ребенка.
При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.(имеется презентация по составлению рабочих программ)
Дети 7-го вида занимаются по общеобразовательным программам, но для них определены специальные критерии оценки.
Для детей 8-го вида составляем отдельные рабочие программы. Школа работает по УМК В.В.Воронковой.
Организация учебной деятельности – непосредственно сам урок.
Задаемся вопросом: Как в течении урока уделить внимание и тем и другим?
Ни для кого ни секрет, учитель идя на урок готовит поурочный план. Изучив методику преподавания в коррекционных классах- все этапы урока точно такие же как и для общеобразовательных. Дальше все зависит от творчества учителя. Смотрю по темам, совпадают, не совпадают, есть ли какие либо пересечения. Например, используем такой прием, как устный счет. Здесь можно вовлечь весь класс. На экране или доске подобрать примеры дифференцированно (возможно дать в качестве домашнего задания на предыдущем уроке). Они участвуют в процессе со всем классом, у них это получается! Они видят свой успех.
Следующий пример, работа у доски – слабые дети в роли помощников. В этот момент они чувствуют себя нужными!
На разных этапах урока применяю схемы-алгоритмы, шаблоны, наглядность и прочее…Индивидуальный подход, дифференцированные задания…
Я для себя отметила на каждом этапе урока должна быть «СИТУАЦИЯ УСПЕХА» и особенно для детей занимающимся по адаптированным программам.
Ну и о результате. По какой бы программе не занимался ребенок, должен быть результат. В рабочей программе мы прописываем требования, что должен знать и уметь ребенок по прохождению темы, или по окончании учебного года по данному предмету. Здесь опять работа ПМПК – отслеживание результатов, диагностика, корректировка в работе. Обязательно работа с родителями.
И в завершении своего выступления: если спросить меня «СЛОЖНО?», отвечу «Да, сложно, НО выполнимо, необходимо и интересно!»
Как писал Косихинский поэт Р.Рождественский«Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка - все начинается с любви»