Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Приглашение в сказку»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с. Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республика Башкортостан
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Приглашение в сказку»
подготовила:
воспитатель: Гильманова Г.Н.
2016 год
Тема: «Приглашение в сказку» Цель: формирование элементарных математических представлений.
Оборудование: картина с изображением леса, где каждое дерево обозначено цифрой (цифры от 1 до 10); бабочки из картона с точками на крыльях; «замок» с составом чисел 4, 6, 5, 7, 10; карточки с пропущенными числами; домики – желтый прямоугольный, синий – квадратный, оранжевый – прямоугольный, зеленый – квадратный; простые карандаши.
Раздаточный материал: карточки с пропущенными числами.
Предварительная работа с детьми:
- Работа с детьми на закрепление знаний прямого и обратного счёта до «10».
- Решение задач на сложение и вычитание с правильной формулировкой арифметических действий.
Образовательные области
Задачи
Последовательная деятельность
Предполагаемые ответы детей
Социально-коммуникативная
Познавательное развитие, речевое развитие.
Познавательное развитие; социально-коммуникативное
Познавательное развитие; социально-коммуникативное
Познавательное развитие.
Познавательное развитие.
Физическое развитие, речевое развитие
.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное
Познавательное развитие.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Эмоциональный настрой на работу.
Сообщение темы. Развитие речевого слуха, внимания.
Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10; называть числа в прямом и обратном порядке.
Совершенствовать навыки счета.
Закреплять умение определять состав числа из двух меньших.
Выявление умения детей измерять жидкость; воспитывать доброту и желание помочь;
Развитие общих речевых навыков, координации и речи с движением
Закрепить знание о задаче, ее структуре; формировать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание при решении использовать знаки действий «плюс», «минус», «равно».
Закрепить умения называть последующее и предыдущее число, обозначать цифрой.
Формирование знаний о последовательности дней недели, месяцев. Формирование умений определять время по часам с точностью до 1 часа.
Способствовать развитию умения решать примеры с числами первого десятка.
Организация окончания деятельности.
1. Приветствие «Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.
2. «Лети, лети, лепесток, через запад на восток. Через север, через юг»Из какой сказки эти слова? Сколько лепестков было у цветка? Какие сказки вы знаете, где встречается число семь? Ребята я приглашаю вас сегодня в сказку, вы согласны? Повторяем слова из сказки «Цветик – семицветик»: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток Вели, чтобы ребята оказались в сказке!
В одной далекой сказочной стране жил-был Волшебник. Он был очень добрый. Настолько добрый, что всем доверял. И вот попал он в плен к злому колдуну. Не стало доброго волшебника. Затужили все: и звери, и птицы, и люди. Нам надо пойти и освободить его. Вы готовы? Если вы готовы, отправляемся в путь-дорогу дальнюю, через дремучий лес. А чтобы не скучно было, давайте представим, что наш лес –числа. Вот они, в лесочке. Называйте подряд.
Вот и закончился лес. Но, смотрите, здесь что-то страшное произошло – на лесной опушке заколдованные бабочки. Не могут они взлететь – у них на крыльях неодинаковое количество пятнышек, поэтому они не взлетают. У бабочек должно быть одинаковое количество пятнышек, сколько на левом крылышке, столько и на правом. Надо восстановить недостающие пятнышки на крыльях у бабочек.
Вот и освободили вы бабочек. Теперь они могут взлететь в любое время. Они очень благодарны вам ребята. А теперь тихо! Мы подходим к замку Колдуна. Сейчас он спит. Но в любую минуту может проснуться, выглянуть в окно и увидеть нас. Если он нас увидит, он может заколдовать нас: окутать паутиной или облаком лени. Я предлагаю по быстрее закрыть окна на нижних этажах замка. Секрет: в пустое окно надо поставить такую цифру, чтобы в сумме получилось число стоящее на башне замка. (Состав числа 4, 5, 6, 7, 10.) Закрыли все окна башни? Все на месте? А теперь пойдем дальше.
Ой, а это что за избушка? Скажите, кто живет в избушке на курьих ножках. Вы не поверите, но злой колдун и её заколдовал. Чтобы ее спасти, нужно напоить ее живой водой. Вот у нас в кувшине живая вода имеется. Бабе Яге достаточно 1 глоточка, а у нас много воды. Как узнать, сколько воды в кувшине? С помощью чего можно измерить? У нас есть стакан и банка. Давайте измерим, сколько банок воды в кувшине, сколько стаканов. Молодцы, вы справились с заданием. Давайте нальем в стакан воды и дадим Бабе Яге. Баба Яга: (выпивает воду): Ой, какая вкусная вода. Я так долго проспала, аж кости залежались. Давайте вместе разомнемся.
5. Речевая гимнастика «В темном лесу есть избушка». В темном лесу есть избушка. (дети шагают) Стоит задом наперед. (дети поворачиваются) В той избушке есть старушка. (грозят пальцем)
Бабушкой Ягой зовут. (грозят пальцем другой руки) Нос крючком, (показывают пальчиком) Глаза большие, (показывают) Словно угольки горят. (покачивают головой) Ух, сердитая какая! (бег на месте) Дыбом волосы стоят. (руки вверх).
Баба Яга: Хорошо размялись, пойду делами займусь.
Мы же забыли. Что нельзя шуметь. Проснулся Колдун! Ох! Чувствую лень – это он облако лени напускает на нас, чтобы мы забыли про доброго Волшебника, не стали его искать. А чтобы этого не произошла, нам надо решить задачи на сложение и вычитание. Вспомните, что такое задача? Сколько частей в задаче? Назовите их. 6. Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. (слайды)
Вот и освободились мы с вами от облака лени. А перед нами белочка и зайчик. Спорят они: каких цифр не хватает у них на карточках, определить не могут. Помогите им, ребята. 7. Упражнение «Смежные числа»
Звери убежали. А перед нами четыре дома. В каком доме поселился добрый Волшебник? Сорока на хвосте новость принесла, что Волшебник живет не в оранжевом и не в квадратном доме. В каком же?
Закройте глаза. Чувствуете, как добрый Волшебник гладит вас по головкам в знак благодарности? Он приглашает вас на угощенье в первый месяц весны, в третий день недели, ровно в три часа дня.
8. Решение примеров Добрый Волшебник прислал вам эти воздушные шары. Решите примеры и вы прочтете, что он вам передает.
Я поздравляю вас с окончанием нашего долгого, но интересного пребывания в сказке. Что вам больше всего понравилось? Кому вы сегодня помогли? Какие препятствия вы преодолели, спасая доброго Волшебника?
Что бы вы хотели пожелать доброму Волшебнику?
Дети берутся за руки.
Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик».У цветка было семь лепестков. Сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».
Да!
Дети называют числа от 1 до 10; прямой и обратный счет
Дети дорисовывают недостающее количество пятнышек на крылышках.
Дети подбирают необходимые числа.
Баба Яга
Измерить
С помощью условной мерки – стакана, банки, кружки .
Дети рассказывают стихотворение и выполняют действия в соответствии с текстом.
Задача – это рассказ, в котором надо что-то узнать. Задача состоит из четырех частей: условие, вопрос, решение, ответ
Дети на карточках печатают недостающие цифры, определяют «соседей» чисел.
Волшебник живет в желтом домике.
Дети называют первый весенний месяц – март; третий день недели – среда; дети рассказывают и показывают, что большая стрелка будет стоять на двенадцати, а маленькая на три.
Дети решают примеры со знаком «плюс» и со знаком «минус» в пределах десяти, расставляют ответы в определенной последовательности – по порядку от 1 до 10. и читают слова «Вы молодцы!»
Мы помогли доброму Волшебнику, освободили его из плена злого колдуна. Выполняли различные задания: считали до десяти, выручили бабочек, решали задачи и примеры.
Чтобы он был осторожен с незнакомыми людьми, не был доверчив.
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада под редакцией И.А. Помораева, В.А. Позина.
3. Сценарии занятий по математике. Подготовка к школе. Р.М. Хамидулина.