Методическая разработка заседания НОУ Мудрая сова


Пояснительная записка
В современном образовательном пространстве школы растет удельный вес альтернативных вариантов взаимодействия всех объектов этого пространства - на принципах сотрудничества партнёрства, взаимообогащения. Развитие личности, способной к быстрой адаптации, выбору успешной стратегии , одним словом личности самодостаточной . Главная цель обучения и воспитания. В первую очередь это необходимо в работе с одарёнными детьми.
Мир стремительно меняется и то, что мы делаем сегодня , зачастую было востребовано еще вчера. Работать с опережением – вот задача Н/О в современной школе. Творчество, исследовательская работа – всё это средства для достижения цели – осмысления самого себя , формирование способности к непрагматическому риску , когда сомнению подвергаются авторитеты , ломаются стереотипы и деятельность в конечном итоге переводится из режима управления в режим самоуправления . При этом основная концепция – сохранение приоритета духовных ценностей, культуры общения , принципов научной этики - должна чётко просматриваться.
Н/О – добровольное творческое объединение школьников , которые стремятся к углублённому изучению различных областей науки . Деятельность в Н/О позволяет развить творческое мышление, аналитический подход к собственной деятельности .
Цель: выявление и воспитание одарённых детей.
Задачи: - содействие повышению престижа популяризации научных знаний
– развитие познавательной активности и творческих способностей
- обучение приёмам и методам научного поиска
- профессиональное самоопределение
- воспитание коммуникативных умений
- формирование активной гражданской позиции
- развитие научно-методических связей с вузами и НИИ
Ниже приводятся материалы научно-практической конференции , на которой проходило итоговое обсуждение исследовательских работ членов Н/О , на отдельной тематике ( материалы конференции прилагаются).
Научно-практическая конференция на базе школьного Н/О «Мудрая сова».
Тема: Культурологические аспекты изучения наук естественно-гуманитарного цикла.
(Направление: « Эстетика художественного творчества и научного познания»)Творческая лаборатория :Оборудование: – м/м ресурс для демонстрации презентации
- раздаточный материал ( программа выступления, анкета для участников , карта рефлексии)
1. Выступление руководителей секции Н/О Бесходарной О. В. , учителя истории и обществознания.
Презентация №1 ( 14 слайдов)
«Эмпирическое описание как универсальный метод научного познания»
Познание как деятельность - фундаментальной свойства человеческой цивилизации.
Поэтому эпиграфом нашей конференции мы выбрали слова «Все люди от природы стремятся к знанию» (Аристотель, «Метафизика» книга 1)
На столах вы видите программу конференции, тестовые материалы, вопросы анкетирования, которое проводилось среди обучающихся 10-х 11-х классов накануне.
Это- 4-я тема нашей конференции. Здесь присутствуют эксперты ( информация о них в программе), оппоненты слушатели. Они участвуют в обслуживании и тестировании.
Итак, эмпирическое описание - это перевод чувственной информации на язык знаков, понятий , схем, графиков. Т. е.,- создания формы удобной для систематизации. Следующая цитата является блестящим образцом формальной логики (Декарт) это- 2-я страница программы.
«Вы замечаете, что можете сомневаться во всём, но можете ли вы сомневаться в своём сомнении? Если верно , что я сомневаюсь, а в этом нельзя сомневаться, то также верно, что я существую..
Значит единственное, чего я не могу отделить от себя – это то , что я мыслящее существо».
На первый взгляд-игра слов. Но- лишь на первый взгляд. По изящности и лаконизму это – математическая формула, выраженная вербально. Есть еще одна причина, по которой я выбрала данную цитату ( учащиеся отвечают, что Декарт – автор алгебраической символики, то есть- разработчик методики эмпирического описания , что объединяет все выступления экспертов).
Мозг человека воспринимает информацию , корректируя ее при помощи вопросов. Оперативная память постоянно обновляется, перезагружается, но что делать, если человек лишён зрения? Он может читать пальцами, даже – ощущать цвета. На Востоке символам придают огромное значение. Иероглиф «Мечта» интересен тем , что – символ в символе , т. к. «Мечта»- это понятие, т. е.- символ.
Красота эстетики порождает эмоции что, в свою очередь , может быть выражено символически. В выступлениях наших экспертов мы увидим примеры сублемации- перевода на язык символов – и обратно по направлениям : прикладная математика, лингвистика, историография , социология и политология.
Наши выступающие подготовили демо-версии по своим темам, где они продемонстрируют приёмы эмпирического описания.
Оппоненты слушают, оценивают, готовят вопросы.
Презентация №2
Слово- первому эксперту Мезенцевой Дарии. Её тема « Теория игр. Как она работает». Дария продемонстрирует также приёмы интерактивного общения с аудиторией.
Презентация №3
Далее- обсуждение и выступление по теме «Мобилизационный дневник курской губернии за 1914 год» (Работа учащегося Секерина Алексея в курском государственном архиве)
Презентация №4
3-е выступление «Восточные языки: от пиктограммы до иероглифа .История трансформации и перспектива развития»
Руководитель секции : Заключительная тема нашей презентации – «Россия- маяк в центре евразийской цивилизации. Кто и почему не желает признать этот факт»
Презентация №5
Выступает Сергеева Татьяна .
« Недавно в разговоре со сверстниками я услышала фразу- « Спасти рядового Райена»- вот это фильм! Круто американцы воевали!» ( демонстрируется фрагмент фильма –десанта в о Арденнах 6.07.1943 г.) Не круто воевали, а – круто показали в кино. Как и в новой премьере Голливуда- в фильме «Ярость» с Брэдом Питтом. Если мои товарищи рассуждают таким образом, то что говорить о молодёжи США? В чем причина такого положения вещей? Перед нами была дилемма- избрать тривиальный путь и искать ответ на просторах интернета. Уверены, что это был бы для нас полезный опыт, но мы решили поступить иначе. Нас , в первую очередь, интересовали проблемы контроля над массовым сознанием. Почему общественные организации и страны враждебно настроены по отношению к России, разворачивают информационную войну, меняют представления о нашей стране, искажают образ России. А главное – в преддверии празднования Великой Победы пытаются отнять у нас право считать эту победу нашей главной заслугой. И это – вопреки достоверным документам и фактам. В США выходит информационный журнал «Public relation»- отсюда и понятие PR ( пиар). Американцы пытаются заставить весь мир поверить, что , кем бы ты ни был – мошенником или самозванцем – главное убедительный пиар. Политический процесс превращается в шоу. Электорат в зрителей, которых кормят дутыми сенсациями - это, кстати, один из главных приёмов манипуляции. Помнится Геббельс говорил : « Чем чудовищнее ложь, тем легче в неё верят».Как ни печально, этот приём работает до сих пор. Западные обыватели уверены, что Россия агресс. Журналиста СИНН и НВС строго наказали за репортаж ДНР, где они объективно отразили действия сторон. Наблюдатели ОБСЕ в упор не замечают актов агрессии, вандализма со стороны правого секретаря. В этой связи мы решили провести социологический опрос 10-х 11-х классов».
Результаты
Проведенного соц. опроса были отработаны и представлены в виде графиков.
Учащиеся комментируют результаты и приходят к выводу, что большинство респондентов считают, что в искажении объективной информации о мировых событиях виновны СМИ , проамериканские политики, выступающие с трибуны ООН в защиту неофашистской идеологии новых украинских лидеров. Виноваты также псевдолиберальные правозащитники ( на экране – фото И. Хакамады , Навального и д.р. ) Большинство респондентов считают , что философия « дауншифтинга» - ухода от реальности « жизни для себя» - это не отказ от « ложных ценностей» , обыкновенный эгоизм , духовная деградация . На экране – кадры из фильма « Духлесс 2» Выход- формирование собственной гражданской позиции – через конкретные дела – ( волонтерская работа , участие в секции « Бессмертный полк» и д.р. ) . ( На экране – фото 09.05.14 год в Курске )
Руководитель секции :
Как известно , ноу хау происходит от английского « I know how» - « Я знаю как» .Кто-то манипулирует сознанием , влияет на мнение , но как это делается ? Как можно влиять на восприятие людей ? На фото- вооруженный человек на фоне символа , который принято считать государственным флагом Украины . Это- объективная информация .Теперь внимание – комментарии с позитивной смысловой нагрузкой – « Защитник новой демократии» . С негативной нагрузкой : « Жёлто-блакитная демократия» Ваша задача – заложить в комментарий подтекст , способный влиять на восприятие : а , значит , и на мнение .
Презентация №6
Солдаты НАТО в камуфляже . Комментарий :
«Форма , стиль и макияж – скоро мир весь будет наш !»
Американские солдаты со свастикой на плече . Комментарий :
« Не играйте – сгорите !» « Где-то мы это уже видели» .
Фото А. Меркель и П. Порошенко на сцене . Комментарий :
« Оскар за лучший адаптированный сценарий государственного переворота» . « Тефлоновый канцлер и шоколадный магнат»
Российский триколор на фоне земли , леса и гор . Комментарий :
« Лес и горы и земля – это – Родина моя» . « Эта земля , леса , горы – наши . Остальное – возьмите себе» . « У нас – одна Россия – одна - на всех . Мы за ценой не постоим».
Фото 9.05.15 Московский парад Шествие «Бессмертный полк» . Комментарий :
« Сегодня и завтра . На все времена – Россия великая наша страна !»
Заключение
Итак , сегодня мы показали примеры научных методов обработки информации , элементы поисковой деятельности , систематизации и обобщения фактов, и также- приёмы манипуляции общественным сознанием.
Предлагаем заполнить тесты, написать отзывы в любой удобной для вас форме.
Это поможет нам объективно оценить работу участников конференции. Подведение итогов – на следующем заседании Н/О .
Таким образом , цель конференции – продемонстрировать методики , позволяющие кореллировать творческую активность учащихся по разным направлениям , была достигнута .
Важную роль в нашей деятельности играет идеологическая составляющая . Общий концепции формирования в России сплоченного гражданского общества .
Надеюсь , нам удалось показать дух , атмосферу нашего Н/О , где прежде всего ценится компетентность , эрудиция , коммуникативность и где не признают готовых истин .