Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященная Н.Ф. Катанову, великому хакасскому ученому.
«Урок (внеклассное мероприятие) с использованием материалов, посвященных Н.Ф. Катанову»
«Николай Федорович Катанов –
великий хакасский ученый»
Автор-составитель: Албычакова Валентина Вячеславовна, учитель хакасского языка и литературы МБОУ Аршановская СОШ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеклассное мероприятие ««Николай Федорович Катанов – великий хакасский ученый» рассчитано на детей от 15 лет, т.е. с 8 класса и старше. На изучение настоящей темы отведен 1 час.
Цель: ознакомление с жизнью и творческим наследием великого
хакасского ученого Н.Ф. Катанова поэта
Задачи:
Познакомить с личной жизнью великого ученого, его вкладом в развитие науки и культуры не только России, но и за ее пределами.
Пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества уникального ученого.
Основные термины и понятия: тюрколог , этнограф, лингвист.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: устный журнал.
Технические средства и наглядности: компьютер, мультимедиа-проектор, мультимедийная презентация.
Рекомендации по проведению мероприятия: к настоящему мероприятию учащиеся с учителем заранее готовят сообщения. По каждой «странице» устного журнала выступает по 1 ученику. Остальные слушают докладчика и формулируют вопросы, которые в конце мероприятия будут задавать друг другу и сделают обобщающие выводы.
Оформление: плакат с названием мероприятия, портрет Н.Ф. Катанова, выставка книг.
«Катанов для Хакасии –
великий человек, для России –
замечательный ученый. Он –
человек, который сделал себя сам»
(А. Анненко)
Есть ценности, которые всегда национальные,
потому что общечеловеческие. К таким ценностям
принадлежит творческое наследие и Н.Ф. Катанова.
План:
1. Биография великого ученого.
2. Годы учебы Н.Ф. Катанова.
3. Научные работы.
4. Творчество и значительный вклад Катанова в науку и культуру.
Ход мероприятия
- Добрый день, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались в этом замечательном зале для того, чтобы поговорить о творческом наследии великого сына Хакасии – Николая Федоровича Катанова.
Профессор Н. Ф. Катанов один из ярких и колоритных национальных ученых и мыслителей российской науки, образования и культуры. Его жизненный путь и деятельность отражает важные события и тенденции отечественного и мирового востоковедения рубежа XIX–ХХ вв.
Многообразная научная и педагогическая деятельность Н. Ф. Катанова яркое свидетельство развития в России тюркологической науки и национальных гуманитарных исследований и научных школ. Феномен его личности и наследия в истории отечественного востоковедения и культуре народов России, к великому сожалению, пока недостаточно изучен. Сегодня биография Н. Ф. Катанова для современников представляет не только историко-научное значение. Жизнь и труды замечательного тюрколога и этнографа следует оценивать не только в координатах истории востоковедения в России и Европе. Его этапы жизненной биографии и огромное творческое наследие для нас представляются интересным, ярким, поучительным, трагическим примером. Он стал олицетворением образа двух миров европейской и азиатской.
В контексте современной историографии жизнь и деятельность Н. Ф. Катанова оценивается, прежде всего, его личным огромным вкладом в развитие тюркологии рубежа XIX–ХХ вв., а с другой стороны отсутствием условий для создания научной школы.
Невозможно полностью осветить его жизнь и всю глубину его педагогического наследия. Наш устный журнал представит сегодня лишь несколько страниц жизненного Подвига Николая Федоровича Катанова.
После создания в 1994 году Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова. Особо почитаемым имя Н.Ф.Катанова, что вполне понятно, является сейчас в Хакассии. Что же касается нашей республики, то отношение к его имени и научному наследию долгие годы трудно было признать достойным. Между тем, в последнее время и у нас ситуация начала меняться к лучшему. Так, благодаря активной позиции "Международной Независимой Ассоциации Трезвости", возглавляемой казанским историком В.М.Ловчевым, в июле 2005 года постановлением главы администрации города Казани Школьный переулок, в котором долгое время жил учёный, был переименован в Катановский (до революции он уже носил в народе это название).
1-я страница. Биография великого ученого.
6 мая 1862 года жители изюмской степи, что под селом Аскиз , сагаец Катанов Фёдор Семенович ( по- хакаски : Хызыл ) и качинца Чаптыкова Мария подарили миру будущего учёного –тюрколога , доктора сравнительного языкознания, профессора Императорского казанского Университета , действительного статского советника Николая Федоровича Катанова .
« Природный сагаец », как иногда именовал себя Николай Федорович, был человеком с юрты. однако, благодаря своему природному уму, к жажде познанию окружающего мира, целеустремлённости характера, а так же благородной поддержки и помощи передовых представителей русской интелигенции Сибири и Санкт-Петербурга, ему удалось взабраться на самую вершину российского востоковедения своего времени, оставить глубокий след в разработке целого комплекса научных дисциплин, образующих востоковедение как науку.
2-я страница. Годы учебы Н.Ф. Катанова.
Действительно, даже сегодня мало кто отважится плыть на лодке по бурному Абакану и могучему Енисею до Красноярска, что сделал юный Катанов в Августе 1876 года. И поплыл он не ради приключений, а за знаниями. Его товарищ по университету, впоследствии член Академии педагогических наук РСФСР Н.В.Чехов вспоминал, что Николай Катанов прошёл весь курс гимназии первым учеником и окончил её с золотой медалью, что он всегда знал, что полагалось, и многое сверх того от чтения, которым усердно занимался в свободное время, и сам Катанов в своей автобиографии сообщает, что кром6 общих предметов, в гимназии изучил языки : латинский, греческий, французский и немецкий.
Именно одержимость помогла ему осуществить свою мечту – получить университетское образование в столице. И здесь он, по воспоминаниям Н.В.Чехова, аккуратностью, с чисто « китайским » упорством занимался учением Он не только не пропустил ни одной лекции, но все застенографировал и все стенограммы переписывал на обыкновенный шрифт.Эта работа при его исключительной памяти вероятно, давала ему возможность крепко усвоить и навсегда запомнить все прослушанные курсы . Готовиться к экзаменам ему не приходилось .
Наряду с университетскими знаниями он изучал у академика В.В.Радлова дома тюркскую фонетику, которую он называл «новой точной наукой», систематически посещал «четверги» известного исследователя Ядринцева. поэтому вполне закономерно любознательный Катанов по всем специальным дисциплинам получил «отличные» познания. Только по русской истории его знания были признаны как «хорошие» .
Широко известны имена тех, кто в той или иной степени повлиял на становление « сообразительного татарчонка » как гражданина , интиллегента , учёного. Это Иннокентий Каратанов из Аскиза, золотопромышленники отец и сын Кузнецовы, Красноярский учитель Андрей Кириллович Завадский-краснопольский , известные миссионеры , учёные тюркологи В.И Вербицкий и Н.И.Ильминский, академик В.В.Радлов, профессора Н.И.Веселовский, И.Н.Березин, В.Д.Смирнов, сибирский областник Н.И. Ядринцев и другие.
Сегодня в их числе хотелось бы особо назвать имя веры Арсеньевны Баландиной, урожденной Емельяновой. Между тем это была передовая, высокообразованная женщина своего времени , внесшая большой личный вклад вклад в развитие производительных сил Хакасии.
В годы учёбы в Красноярске Вера Арсеньевна была знакома с Катановым, она брала у него уроки французского языка. Учился у него французскому языку так же родственник Веры Арсеньевны, будущий профессор Арсений Арсеньевич Явилов (1868- 1948). Николай Фёдорович неоднократно бывал в семье Яриловых в селе Медведево Новоселовского района.
После весьма плодотворной четырёхлетней командировки Н.Ф.Катанов успешно выдержал экзамен на степень магистра турецко-татарской словесности и предложил Министерству народного просвещения свои знания , « применить к делу распространения русской грамотности среди инородцев ». И как он пишет в своей автобиографии , по высочайшему повелению определён казанский университет на должность VI класса преподователем в звании экстраординарного профессора по кафедре турецко-татарских наречий, где трудился почти около 30 лет , до конца своих дней . Именно здесь наиболее ярко проявились его черты , новатора , первопроходца в науке. уже во вступительной лекции « Этногафический обзор турецко-татарских племён» Н.Ф.Катанов изложил своё видение предмета «тюркский язык» как комплексную проблему. в ней он дал типологическую характеристику тюркских языков , сведения о географии распространении « тюрского языка », о религии и верованиях тюркоязычных народов , об их образе жизни, об их образе жизни и государственных образованиях . Именно он возглавил чтение в Казанском университете тюркских, арабского персидского языков .Именно он положил начало учению о стилях татарского языка, заложил элементы сопостановительной грамматики русского и татарских языков.
3-я страница. Научные работы.
В декабре 1888 г. Николай Катанов выехал из Санкт-Петербурга в Сибирь. 19 января 1889 г. он прибыл в Красноярск, позднее в Минусинск и Аскыз.
Первая его экспедиция была совершена в Урянхайский край (Туву). Из г. Минусинска он выехал 7 марта 1889 г. Подробный маршрут своего путешествия «с целью исследования быта и языка Урянхайцев» Н. Ф. Катанов описал в своем письме В. В. Радлову (подробнее см.: Письма Н. Ф. Катанова, 1893: 7-8). Основными пунктами своих экспедиционных разъездов он избрал 14 торговых заведений русских купцов, расположенных в бассейне рек Турана, Улуг-кема и Бом-кемчика. Всего во время путешествия было пройдено около 700 верст (там же: 8). В этот период были собраны тувинские песни, загадки, сказки, поверья и шаманские молитвы.
Из этой поездки по территории Тувы он вернулся в Аскыз 27 августа 1889 г. В своем письме отсюда Н. Ф. Катанов от 15 сентября 1889 г. писал В. В. Радлову: «Дневник путешествия, со включением в него сказок, песен, загадок и шаманских молитв, со включением также описания обычаев Урянхайского народа и рисунков клейм родовых (тамги) и рисунков на предметах домашнего обихода имею представить в скором времени для напечатания Императорскому Русскому Географическому обществу» (там же: 10).
Основным итогом комплексных исследований Тувы стала неопубликованная рукопись Н. Ф. Катанова «Очерки Урянхайской земли» (См.: Вайнштейн, 1968: 34; Кужугет, 2006: 46-49), которая имеет неоценимое значение в истории этнографии Тувы.
После этой экспедиции, находясь в Аскысе и Минусинске в сентябре–декабре 1889 г., Н. Ф. Катанов занимался перепиской и переводами собранных тувинских текстов. Кроме того, он записывал сказки (нымак), песни (такпак) и загадки (тапчан нымак) «минусинских татар» хакасов (См.: Письма Н. Ф. Катанова 1893: 18).
Определяя итоги и новые задачи дальнейшей работы Н. Ф. Катанов писал своему наставнику В. В. Радлову 26 декабря 1889 г. из Аскыса: «Недели через три я выеду для исследования карагасов, обитающих в Каннской и Нижнеудинской тайгах; в настоящее время я собрал богатый материал по части наречий и обычаев абаканских татар (сагайцев, качинцев и бельтиров)».
Завершающим этапом масштабного научного путешествия Н. Ф. Катанова стали июнь–декабрь 1892 г., когда он проживал в с. Аскыс и г. Минусинске. В основном Н. Ф. Катанов совершал поездки в Минусинском округе Енисейской губернии, изучая языки и этнографию тюркоязычных групп Минусинской котловины и предгорий Западных Саян – бельтыров, сагайцев, койбалов и качинцев. В центре внимания ученого оказался феномен шаманизма хакасов. В основном он записал «шаманские рассказы и молитвы бельтиров, каларов, сагайцев и качинцев» (там же: 89-95).
Следует особо отметить, что в целом во время путешествия 1889–1892 гг. в центре комплексного исследования Н. Ф. Катанова были «минусинские татары» хакасы. Можно выделить три главные периода целевых полевых исследований языка и быта хакасов: сентябрь 1889–январь 1890 гг.; апрель–июнь 1890 гг. и июль–октябрь 1892 гг. Он посетил основные географические зоны кочевьев сагайцев, качинцев, бельтиров, каргинцев – бассейны речек Таштыпу, Еси, Аскысу, Камышту, Уйбату, Ташебе, Бее и реки Абакан и составил уникальные записи об их расселении, верованиях, хозяйстве, административном управлении, этногенезе, миссионерской деятельности, памятниках народной литературы и т.д. (там же: 107-113). В одном из своих писем в Академию наук из г. Минусинска от 2 апреля 1890 г. Н. Ф. Катанов сообщал: «Теперь я занят переписыванием лингвистич[еских] материалов, собранных за время с октября 1889 г. по апрель 1890 года (у минус[инских] татар и карагасов). Всего накопилось около 3.000 страниц (СПб. филиал Архива РАН. Ф.87, оп. 3, Д. 175).
Особо также следует выделить значимость фольклорных и этнографических материалов, собранных Катановым во время новых научных экспедиций в период работы в Казанском университете. В период с 15 мая по 1 сентября 1896 г. он совершил лингвистически-этнографическую поездку в Минусинский округ Енисейской губернии (Ученые записки Казанского университета, 1897, кн. 3; кн. 5-6: 1-53). Им был собран оригинальный этнографический материал, посвященный тюркским народам региона – «О свадьбах у бельтирского племени, 28 июня 1896 года», «О костях (коленах) у племен Сагай и Койбал», 2 июля 1896 года», «Родины и наречение имени у койбальского племени, 11 июля 1896 года», «О погребальных обрядах у койбальского племени, 11 июля 1896 года», «О приметах и поверьях у койбальского племени, 11 июля 1896 года», «О свадебных обрядах у койбальского племени, 12 июля 1896 года», «О свадебных обрядах у качинского племени, 12 июля 1896 года», «О погребальных обрядах у качинского племени, 12 июля 1896 года» и др.
Первыми знаменательными этнографическими публикациями Н. Ф. Катанова в этот период являются статьи «О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней» (ИОАИЭ, 1894: 109-142) и «О свадебных обрядах татар Восточного Туркестана» (ИОАИЭ, 1895: 409-434).
В первой публикации он обобщил тюркские погребальные обряды, записанные им в 1889-1892 гг. в ходе экспедиции в «Сибири, Монголии, Китайском Туркестане и округе Тарбагатай». Материал отличается обобщенным описанием существующих погребальных обрядов тюркских народов «бельтиров, сагайцев, карагинцев, карагасов, урянхайцев, китайских казак-киргизов, восточных и западных китайских татар, лобнорских татар».
В целом, оценивая наследие Н. Ф. Катанова надо особо выделить его определяющее влияние на формирование историко-этнографических коллекций в ряде музеев России – комплектовании и изучении коллекций предметов материальной и духовной культуры народов Евразии
Венцом научного творения Н.Ф.Катанова является его главный труд «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. По признанию учёных , этим трудом «определяется значение Катанова как тюрколога». Крупнейший тюрколог нашего времени Н.К.Дмитриев оценивал этот труд как «колоссальный справочник по всем тюркологическим материалам».
В 1903 году Н.Ф.Катанов защитил «Опыт исследования урянхайского языка » как диссертацию на соискание учёной степени магистра турецко-татарской словесности. Через четыре года он за все свои труды по языковедению удостоился учёной степени доктора сравнительного языкознания без защиты диссертации , что по тем временам , да и по нынешним , было редким случаем в научной практике .
По сведения библиографов, как литературный факт насчитывается 382 научные работы Н.Ф.Катанов в различных изданиях, причём в это число не вошли многочисленные публикации в газетах и журналах .библиографы так же указывают , что Николай Федорович использовал в своих научных трудах данные 114 языков мира , а сам он свободно владел почти всеми европейскими и азиатскими языками, включающие классические и древнетюркские . В его рукописных фондах, хранящихся в Казани, есть письмена и алфавиты из японского, китайского, санскритского, арабского, латинского, греческого языков .
4-я страница. Творчество и значительный вклад Катанова в науку и культуру.
Творческие устремления Николая Федоровича Катанова охватывают обширный круг вопросов: древние и современные ему языки и литературу тюрков и монголов, нумизматику , музейное дело, просвещения «инородцев» их религию и культуру .Н.Ф.Катанов науку рассматривал как средство просвещения народа , повышения его народа , повышения его культуры . Поэтому он много времени отдавал общественной и просветительской деятельности . Эта его деятельность с наибольшей полнотой и очевидностью выявляет высокие гражданские и человеческого характера первого хакасского учёного.
Николай Федорович ратовал за обучение детей на родном языке, чтобы они могли получить полноценные знания об окружающем мире и человеке. Без знания языка и словесного творчества, считал он невозможно узнать историю и духовную жизнь народа.
Следуя этой истине, Н.Ф.Катанов оказывал постоянную помощь многим авторам, работавшим в области тюркской филологии и фольклористики .
Значительный вклад внёс Н.Ф.Катанов в деятельность переводческой комиссии при братстве святителя Гурия. Это братство занималось реализацией просветительской программы известного тюрколога и миссионера Н.Ильминского, предложившего создать систему миссионерских школ для «инородческого» населения России. К сожалению, в целом их гуманитарная роль еще не получила должной оценки в нашей науке, их история или замалчивалась, или толковалась превратно.
Россия территориально находится на границе между востоком и западом, представляет собой евразийскую страну. Значительный массив её народонаселения представлен тюркоязычными народами. Без их просвещения и образования Россия не могла рассчитывать на государственную прочность и благополучие. В этом кон-тексте миссионерские школы закладывали надежную основу для исторической перспективы России, поднимая уровень образованности и общественной активности тюркского мира.
Как специалист по восточным языкам и знаток «инороднеческих» школ, Н.Ф.Катанов часто привлекался Министерством народного просвещения для решения назревших вопросов «инородческого» образования.
К важнейшей сфере просветительской деятельности Н.Ф.Катанова следует отнести его неизменную и значительную по своему диапазону помошь переферийным краеведческим музеям и библиотекам. Известно , что на свои средства он приобрёл большое количество экспонатов для музеев Казани , участвовал в основании Красноярского и Тобольского краеведческих музеев . Уделял внимание музеям средней Азии и Кавказа, оказывал помошь библиотеке иркутского университета .
Постоянно поддерживал творческие связи с музеем Н.М.Мартьянова в Минусинске. Весьма плодотворной была его помощь в подготовке музея к участию во всемирной выставке 1900г. В Париже. На выставке Минусинскому музею был присуждён почётный диплом
Нужды переферийных музеев Катанов знал как специалист, будучи сам директором Нумизматического музея Императорского казанского университета, членом совета Историко-этнографического музея в Казани представителем Совета Казанского городского научно-промышленного музея. Немало сил он отдал созданию Этнографического музея при духовной академии.
Наряду с музейным делом Н.Ф.Катанов серьёзно занимался краеведением. Как вспоминал его современник И.В.Барашков – Эпчелей, он упрекал тех, кто в поисках самообразования уходит из родного села Аскиз. « А мой ответ: Всё начинаете со своего гнезда », - наставлял Николай Федорович . Он перечислял исторические достопримечательности села Аскиз, называл темы для исследования . Учёный заключал : « начинайте изучать свой край , своё село , которое вы невежливо именуете «дырой» . Как считал Катанов , оттолкнувшись от разностороннего изучения « родных палестин » , двигаться дальше легче и лучше в изучении других народов .
Творческая жизнь и просветительская деятельность Николая Федоровича Катанова не замыкалась узкими рамками национальных пристрастий, а служили общему делу продвижению народов России к новым рубежам научного познания и культуры. Его труды получили широкое познание не только в России , но и далеко за её пределами . Он был избран действительным членом Русского географического общества, действительным членом Общества любителей естествознания , антропологии и этнографии в Москве, членом сотрудником . русского археологического общества в Санкт-Петербурге и ряда других обществ России, действительным членом международного общества наук в Будапеште членом-корреспондентом Финно-угорского общества в Гельсингфорсе .
Заключение
Сегодняшняя встреча – это знак памяти о Н.Ф. Катанове, выдающемся ученом. Творчество Н.Ф. Катанова велико и многогранно, и о нем можно говорить до бесконечности. У великих людей одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта.
- Ребята, как вы считаете, современен ли Катанов сегодня? (Ответы детей). В ходе мероприятия учащиеся составляли вопросы, которые задают друг другу в конце занятия.
Вклад Николая Федоровича в российскую науку трудно переоценить. Он оставил после себя огромное педагогическое наследие, а также богатейшие исследования языка, литературы и фольклора малых народов России. Научные работы Катанова высоко оценены не только в нашей стране, но и за рубежом.
«Николай Федорович Катанов – великий хакасский ученый»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
Албычакова Валентина Вячеславовна, МБОУ Аршановская СОШ
15