Методическая разработка внеклассного мероприятия Герои рядом с нами


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Брединская средняя общеобразовательная школа №97

Внеклассное мероприятие
«Герои рядом с нами…»
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Суслина Светлана Николаевна
2016г
Цель: Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества, сформировать представление о Дне Героя Отечества; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм народа; знать и чтить память героев страны, героев земляков.
Задачи:
- формировать у воспитанников чувство патриотизма;
- развивать чувства гордости и уважения к героям;
- сохранять память о подвигах Героев Отечества;
- активизировать интерес к изучению истории России, своей малой Родине;
- воспитывать любовь к Родине и родному краю.
Способы применения в учебно-воспитательном процессе: внеурочная деятельность, классный час для учащихся 5-7классов, на уроках истории, в рамках НРЭО.
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:
- авторская презентация;

Ход мероприятия.
1.Актуализация знаний, подготовка к основному этапу
У учителя на одежде приколота георгиевская ленточка. Он акцентирует внимание на ней и спрашивает детей: Что это? Что вы знаете о ней? В какое время года вы ее встречаете очень часто повсюду?
Ответы обучающихся.
Учитель делает вывод сказанному детьми.
В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится масштабная акция под названием «Георгиевская ленточка». По условиям акции ленточку необходимо прикрепить на лацкан одежды, повязать на руку, на сумку или на антенну автомобиля.
А знаете ли, вы что она означает? И почему она так называется? Сегодня мы с вами это выясним.
2. Усвоение новых знаний и способов действия.
Слайд №2
Учитель: Подумайте, как связаны между собой герб России, герб столицы нашей Родины Москвы, Георгиевская лента
Сейчас будет подсказка – послушайте легенду Слайд №3
Легенда о змее.
Известно огромное количество совершённых Георгием чудес. Самое известное – чудо святого Георгия о змее. Согласно этой легенде, вблизи одного языческого города поселился огромный змей (дракон), который истреблял все живое вокруг. Для спасения от напасти боги посоветовали правителю города ежедневно жертвовать чудовищу юношу или девушку. Жертву выбирали по жребию, и, в конце концов, на съедение к змею отправилась дочь правителя. Вдруг появился воин на белом коне. Он уязвил змея копьем, а его конь принялся топтать чудовище копытами. Всадник (святой Георгий) велел девушке накинуть пояс на шею израненному змею и привести его в город. Когда горожане вышли встречать девушку и ее чудесного избавителя, Георгий Победоносец объяснил, что совершил свой подвиг силой веры в Спасителя мира Иисуса Христа. Затем святой по просьбе людей убил змея, и на этом месте забил целебный источник, а горожане приняли Крещение. Изображение чуда святого Георгия о змее помещено на гербы г. Москвы и Российской Федерации.
Обучающиеся высказывают свои догадки.
Учитель подытоживает сказанное детьми.
Слайд №4
Императрица Екатерина II учредила в 1769 году Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Новой наградой первой удостоила себя.
Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений. Это элемент награды, за которую многие отдали свою собственную жизнь.
9 декабря страна отмечает День героев Отечества.
В этот день чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и кавалеров ордена Святого Георгия.
Учитель: Что вы знаете об этом празднике? Кого поздравляют в этот день?
Учитель: Герой, кто он? А вы знаете героев? Каких героев чествую в этот день? Можете назвать их имена?
Ответы детей.
Учитель подводит итог сказанному
Герой-это человек, совершивший или совершающий благородные поступки, связанные с риском для его жизни.
3.Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
Эпизод первый
На слайде №5 улица Маяковского, по которой дети часто ходят в школу.
Вы узнаете это место? Этот дом видели? Обращали внимание на табличку на доме?
Ответы детей.
В этом доме жил наш земляк полный кавалеров ордена Славы, Минин Александр Иванович. Слайд №6
Всего полных кавалеров ордена Славы, насчитывается 2656 человек. К нам в гости пришла его вдова Мария Ивановна Минина, она вам расскажет о своем муже.
Минин Александр Иванович Слайд №7
Александр Иванович родился в селе Рымникский Брединского района Челябинской области в 1923 году 13 ноября. Образование 7 классов. В 19 лет комсомольца Минина призвали в армию. После обучения в школе младших командиров становится командиром миномётного расчёта стрелкового полка.
Третий орден Славы на гимнастёрку приколол сам генерал за смелый и быстрый разгром штаба немецкой дивизии. Случилось это в Чехословакии. Преодолев водный рубеж, полк закрепился на ближних подступах к городу Острава. Разведка донесла: впереди, за перевалом, штаб немецкой дивизии. Ночью расчёт Минина благополучно миновал вражескую передовую их, вёл старшина разведроты в тыл к гитлеровцам. Но вдруг – рассвет. Он застал их на окраине города. На установку миномёта потребовались считанные минуты. Ещё миг – и окончена наводка, и штаб немецкой дивизии был разгромлен.
В мае 1947 года кавалер 3 орденов Славы вернулся в Бреды. Работал десятником, инструктором райкома партии, главным бухгалтером в ПТУ.
Сейчас уже нет с нами Александра Ивановича. 5 мая 2000 года было увековечено имя героя открытием мемориальной доски в его честь. По улице Маяковского на доме 27.
Поблагодарим Марию Ивановну за рассказ. Можете задать вопросы
Прочитать о нашем герое вы можете в книге «Посвящается ветеранам Великой Отечественной войны Брединского района».
Эпизод второй
Учитель: вы узнаете это место? Слайд№8
На слайде памятник воинам – брединцам, погибшим во время войны Великой Отечественной войны установленного в парке культуры и отдыха.
Что вы знаете о нем?
Слайд №9- фото нашей школы
Подумайте, как могут быть связаны эти 2 объекта?
Ответы детей.
Учитель
Автором проекта этого памятника был Павел Порфирьевич Бородин, участник ВОв., учитель рисования нашей школы.
Выступление обучающегося, с подготовленным материалом о Бородине Павле Порфирьевиче (другой вариант приглашенный внук Бородин Андрей Викторович, расскажет о деде, его жена работает у нас в школе и преподает английский язык в вашем классе).
Бородин Павел Порфирьевич Слайд №10-11
Родился в 1926 г. в семье крестьянина Порфирия Федоровича Бородина и Ефросиньи Степановны, в п. Мариновке. У них было семеро детей: четыре сына и три дочери. Во время войны три сына ушли на фронт. Начало войны застигло 15-летнего подростка в разгар сенокосной страды. В действующую армию был призван в ноябре 1943 года, когда ему было семнадцать лет.
Попал на курсы в учебный полк в г. Чебаркуль. В марте 1944 года ему присвоили звание «младший сержант». Он был командиром минометного отделения. В апреле 1944 года он попал в танковую школу, после ее окончания в сентябре был отправлен на фронт.
Павел Порфирьевич воевал на 1 Белорусском фронте. Прошел от Москвы до Берлина с 17 отдельным гвардейским мотоциклетным Померанским краснознаменным батальоном. Воевал механиком-водителем на танке Т-34, разведчиком в тылу врага. Освобождал Варшаву, Берлин, штурмовал рейхстаг, на нем и расписался в 1945 году со своим другом из Кишинева Петром Кузьменко.
В боях с фашистами сгорело 2 танка, на которых воевал Павел Порфирьевич; Берлин брал на 3-ем танке. Павел Порфирьевич был 1 раз ранен, 2 раза контужен.
Родина высоко оценила его боевые заслуги. Он награжден орденом Славы 3 степени, орденом Отечественной войны, медалями: “За взятие Берлина”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Слайд №9
В 1950 году Павел Порфирьевич вступил в ряды КПСС. В этом же году закончил Всесоюзный дом народного творчества имени Н.К. Крупской – отделение живописи и рисования. С 1950 по 1955 он работал в школе №1, с 1955 по 1975 год – в школе №97. Заочно окончил Троицкий сельскохозяйственный техникум. После техникума преподавал еще машиноведение.
Вопрос учителя: Павла Порфирьевича можно считать героем и чествовать в этот день? Обратили внимание на фото – у него ведь один только орден Славы III степени. Мы можем брать с него пример?
Ответы детей.
Эпизод третий
Слайде №12.-карта Брединского района.
Учитель: найдите п.Борое. Многие из вас проезжали на машине или автобусе. У кого- то родственники живут в этом поселке. Кто знает, почему мы сейчас акцентируем внимание на этом поселке?
Ответы детей.
Слайд №13.-Боровская школа.
Зачем я показываю вам этот слайд? Что на нем? Как вы думаете, почему этот мальчик сфотографировался у школы?
Ответы детей
Учитель
Эта школа носит имя Героя России Тимура Ибрагимова.
На Южном Урале почетным званием Героя России удостоены 19 человек. Большинство из них посмертно. Один из этих героев жил в п.Боровое

Рассказ о Тимуре Ибрагимове. Слад №14
Тимур Ибрагимов.
До 15 лет Тимур с родителями жил в п. Княженском. В боровской школе проучился всего год. Тимур рос очень общительным и жизнерадостным. В Княженском он посещал военно-патриотический клуб, организованный на погранзаставе. Его мужское плечо, хоть еще и неокрепшее семья чувствовала всегда. В своем селе Тимур стал героем давно. Еще учась в школе, он спас на пожаре целую семью из восьми человек - земляков своего села. В армии Тимур служил стрелком штурмового отделения 27-го отряда специального назначения «Кузбасс» Сибирского регионального командования Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Его отряд принимал участие в боевых действиях на Кавказе. 20 марта 2009 года поисковая группа кемеровского отряда специального назначения, в составе которой рядовой Тимур Ибрагимов, вступила в бой с боевиками в Карабудахкентском районе Республики Дагестан.
Теснимая разведчиками банда отходила вверх по склону, яростно огрызаясь огнем. В боевых порядках одной из разведывательно-поисковых групп находился начальник разведки ангарского полка оперативного назначения внутренних войск, прибывший в эту командировку вместе с отрядом. В завязавшемся бою офицер автоматными очередями подавил несколько огневых точек. Одна из бандитских пуль ранила начальника разведки, но истекая кровью, офицер продолжал вести огонь. Рядом с раненым командиром занял позицию рядовой Тимур Ибрагимов. Вдвоём они прикрывали перемещения других бойцов группы. Тимур уничтожил несколько боевиков, после чего огонь противника на какое-то время ослаб.
Тимур увидел, что офицер получил второе ранение и выронил оружие из рук. Тимур вынес командира из-под огня, но буквально в шаге от спасительного укрытия сам был сражен пулей снайпера. Ему не исполнилось и 24 лет…
Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2009 года рядовой Ибрагимов Тимур Франилович награжден медалью Золотая Звезда, и ему присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Эпизод четвертый
Так вот ребята как часто мы ходим по знакомым местам – и незнаем, что здесь жили герои.
Ребята – а бывают ли герои в наше время? Те кто не получает орденов и медалей?
Вы знаете таких?
Давайте посмотрим на слайд№15 – река Синташта.
Узнаете эту реку. Где еще протекает эта река?
Дети отвечают.
Учитель: правильно это наша речка Синташта, в п.Мирном.
Слайд №16 Фото мальчика из этого поселка - Денис Тарасов.
Какая взаимосвязь между р.Синташтой и этим мальчиком
Кто - из вас слышал историю про него?
Давайте посмотрим в интернете. http://russia-reborn.ru/news/profile/57649.html
Дети находят в интернете, читают материал.
Семилетний Денис Тарасов из поселка Мирный  прекрасно знает, что такое настоящая дружба. Вместе кататься с горки – это просто приятельство, а вот вытащить товарища из проруби, рискуя собственной жизнью – совсем другое дело. В тот день, 10деккабря, после уроков ребята играли на снежной насыпи. Мальчуган Алеша слишком резво скатился с горки и вылетел прямо на поверхность замерзшего водоема. Лед с треском провалился, и малыш начал тонуть. Ему на помощь примчался одноклассник.  Денис каким-то чудом сумел вытащить друга из воды. При этом парнишке самому пришлось встать на тонкий лед и изо всех сил тянуть одноклассника на берег. С трудом верится, что у него получилось, ведь, учитывая мокрую одежду и вес самого Алеши, спасать утопающего было бы затруднительно даже для взрослого. Но известно, что настоящая дружба творит чудеса.
Ребята вы все зимой ходите на реку кататься с горки? Бывает, переходите ее возле местного базара? Это опасно? Подумайте, смогли бы вы совершить такой поступок?
На бумаге напишите вопросы, которые вы хотели бы задать этому юному герою, ему сейчас столько же лет, как и вам и он тоже учиться в 5классе.
Я узнала телефон Дениса и договорилась о звонке. (Можно по скайпу)
Сейчас мы ему можем позвонить и задать вопросы.
Дети задают вопросы мальчику.
Учитель: давайте подведем итог нашему мероприятию.
Что вы сегодня узнали нового для себя? Что вас заинтересовало наибольше? Что вы хотели бы еще узнать о героях?
Как вы понимаете высказыванием Гете: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» Слайд №17
Ответы детей.
Учитель подводит итог.
Оказывается не надо далеко ходить и ездить. Герои жили и живут рядом с нами. Может быть, когда то мы будем говорить и о вас как о людях совершающих благородные поступки, добрых, храбрых, любящих свою Родину и не обязательно совершающих поступки связанных с риском для жизни. Мы будем гордиться вами, и говорить как о героях!
Написать сочинение на тему «Письмо моему герою».



Используемая литература
Агеева И.Д.Кто лучше всех знает историю. М.:Творческий центр Сфера,2005.
Гайдина Л.И. и др. «Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий» Москва, «ВАКО», 2009
Данилова Г.И. «Мировая художественная культура». 7-9 классы. Дрофа, 2006
Интернет-ресурсы:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1f/Cath2russia.jpg 
http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf2_2.html 
http://heraldry.rus.net/img/1.gif 
http://www.obrazz.ru/uploaded/articles/1240_ba_prev.jpg 
http://www.stihi.ru/pics/2009/05/08/7297.jpg 
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ 
images.yandex.ru›герои челябинской области http://russia-reborn.ru/news/profile/57649.html