Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по теме Роль общения и дружбы в подростковом возрасте

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Медицинское училище № 9
Департамента здравоохранения города Москвы




Методическая разработка
внеаудиторного мероприятия
для студентов
I и II курсов
по специальности 060109 Сестринское дело



ТЕМА: «Роль общения и дружбы в подростковом возрасте».





МОСКВА
2009 г.

Рассмотрено на заседании
ЦМК общепрофессиональных дисциплин
от «_____» ______________________ 200 9г.

Председатель ЦМК
________________ Рамирес Обрегон Е.В.


«Утверждаю»
Заместитель директора по учебной работе
ГОУ СПО
Медицинского училища №9

__________________________________
Чекуркова В.Н.






Автор:
Полукарова И.С.
- заместитель директора по воспитательной работе (вторая квалификационная категория) ГОУ СПО Медицинского училища №9; преподаватель психологии.




РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Капитанчук Л.В.
- председатель городской комиссии заместителей директоров по воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе (высшая квалификационная категория) ГОУ СПО Медицинского училища № 19.



Миненкова С.Н.
- методист высшей квалификацион-ной категории ГОУ СПО Медицинс-кого училища № 9





ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ:
Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия со студентами 1-го и 2- го курсов специальности 060109.51. Сестринское дело.


















СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ



п/п
Раздел
Стр.


1.
Пояснительная записка

4

2.
Организационно – методический блок

5

3.
Информационный блок – сценарий

12

4.
Литература

25

5.
Приложения (на CD):




презентация по теме
фонограмма песни О. Митяева «Как здорово»





































Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для участия студентов II курса в рамках адаптационного проекта «Мы студенты I курса».
Многие исследователи отводят влиянию общения со сверстниками на личность подростка решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Таким образом, общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение.
Мы тоже считаем, что роль общения со сверстниками у подростков действительно велика. Немаловажным остается тот факт, что межличностное взаимодействие играет не последнюю роль в формировании личности подростка. Здесь можно говорить о том, что при построении социальных связей со своими сверстниками подросток начинает формировать и накапливать свой багаж знаний о том, с какими социальными ситуациями он может столкнуться в жизни.
Для формирования у студентов навыков делиться своими представлениями о себе, умение показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают их особенными, не похожими на друг на друга:
для нравственно-психологического воспитания и полноценного развития личности;
для воспитания в человеке ответственности за себя и окружающих его людях;
для воспитания личностной зрелости;
для получения человеческого счастья, радости благополучия, уверенности в жизни.
Важным аспектом в воспитании и обучении является привлечение студентов к самостоятельной работе, поэтому в подготовке первичного материала для открытия данного проекта принимали участие студенты не только I курса, но и II, III курсов.
Под руководством заместителя директора по воспитательной работе студенты разработали сценарий открытия проекта, выполнили оформление и музыкальную часть своего выступления. Одним из направлений в выступлении второкурсников является психологическое просвещение студентов. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированного мероприятия заместителем директора по воспитательной работе, зав. отделением и психологом- предметником с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить студентов использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.
Место проведения мероприятия – актовый зал. Участники мероприятия - активная группа студентов II и III курсов.
Эта совместная работа сплотила студентов, позволила проявить их творческие способности, выявила таланты в разных областях, способствовала формированию стиля и манеры общения, помогла студентам осознать свои коммуникативные способности, умения и навыки общения.





ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК











Общие цели:
подготовить студентов к жизни в меняющемся мультикультурном обществе.
содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания, сотрудничества.
формировать установки на диалоговое решение проблем, благодаря сотрудничеству и справедливости.
привлечь студентов к творческой самостоятельной работе и работе малыми группами.
создать творческую атмосферу в коллективе студентов.
воспитать в студентах чувства сопричастности к общему делу, своей полезности и значимости.
развить навыки ораторского искусства, умения выступать перед аудиторией.
Задачи:
показать студентам необходимость принятия индивидуальности другого человека;
развить у студентов чувство взаимовыручки и взаимопомощи;
воспитать культуру общения;
раскрыть понятие «дружба» как одно из составляющих человеческого общения;
создать возможности для самооценки поведенческих реакций студентов в ходе дружеских взаимодействий;
способствовать усвоению студентами новых теоретических знаний и практических умений позитивного общения со сверстниками и взрослыми;
воспитать у студентов доброжелательность, искренность в общении с окружающими.


Конкретные цели:

Совершенствование методов и форм внеаудиторной самостоятельной работы:
активизация деятельности студентов;
привлечение студентов к подготовке сценария проекта;
развитие практических навыков поиска, отбора и анализа практического материала;
развитие творческих возможностей студентов;
формирование навыков коллективной работы;
формирование умения публичного выступления.

Ознакомление студентов с:

основными понятиями общения и толерантности;
позитивными коммуникативными навыками, как одного из важнейших условий в развитии дружеских отношений подростков;
использованием психологических знаний в личной и общественной жизни;
демонстрацией навыков общения и взаимодействия с большой аудиторией студентов;
Формирование у студентов:
установки на толерантность;
уважительного отношения к человеку не зависимо от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального и социального происхождения;
навыков, стиля и манеры общения;
позитивных коммуникативных навыков;
умения использовать психологические знания в личной и общественной жизни.




ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: сформировать интерес к познанию базовых профессиональных знаний в области психологии общения, необходимых для деятельности медицинской сестры.


РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: развить умение использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях, общаться с коллегами в процессе профессиональной деятельности, работать в составе команды.












Мотивация

В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни сообща” стало первоочередной задачей. Все мы живем в многонациональной стране. Поэтому необходимо воспитывать студентов быть открытыми, относится с пониманием друг к другу, к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития. Подростковый период – важнейший этап жизни, во много определяющий последующую судьбу человека. И перед подростком стоит главная задача, в какую сторону пойти. В одну сторону – путь к реальной взрослости, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. В другую – к взрослости иллюзорной, инфантильной или асоциальной с множеством проблем.
Чем больше людей живет в гармонии и согласии, тем гуманнее все наше общество. А когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то имеем в виду, в том числе моральные ориентиры и достоинство каждой личности. Все эти качества отчасти берут истоки из той среды, куда попадает подросток. Поэтому огромное значение имеет формирование добрых взаимоотношений  в группе, позитивных коммуникативных навыков как одного из важнейших условий в развитии дружеских отношений подростков.
Дружба оказывает большое влияние на жизнь человека, на его поступки, самосознание. Очень часто «за компанию» совершаются поступки, не соответствующие социальным нормам общества и уровню воспитания большинства членов дружеской группы. Не всегда человек осознает ответственность за другого в дружеской паре или компании, а значит, не всегда может оказать помощь в трудной ситуации. Поэтому рассмотрение данной проблемы будет актуально значимым для подростковой группы, где согласно возрастным изменениям происходит переоценка ценностей и, может, даже изменение дружеских симпатий.
Поэтому мы решили осуществить наш проект в рамках конференции для первокурсников «Мы студенты I курса», чтобы помочь в формировании интеллектуальных, коммуникативных и личностных качеств студентов в процессе межличностного общения, усвоение новых знаний и умений позитивного общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у студентов доброжелательности, искренности в общении с окружающими.









План мероприятия:

Вступительное слово.

Сообщение о взаимном общении.

Что такое толерантность.

Сообщение о видах контактов.

Как уметь общаться.

Что такое дружба.

Из сокровищницы мудрых мыслей.

Заключение.






















Перечень оборудования:


Методическое оснащение:
подбор литературного материала
сценарий
презентация
фонограмма


Материально-техническое оснащение:
ноутбук,
проектор,
музыкальный центр,
микрофоны.
































· Межпредметные связи







Обеспечивающие Обеспечиваемые


Литература Основы сестринского дела
Русский язык и культура СД в терапии и курсе первичной
речи медицинской помощи
История СД в педиатрии
География Основы права
Анатомия и физиология СД в невропатологии
человека СД в психиатрии с курсом
Философия наркологии














Обеспечивающие Обеспечиваемые

Личность Психология жизненного пути
Общение Психологические особенности
Эмоциональные процессы овладение профессией
и состояния Принятие решения













Информационный блок
(сценарий мероприятия)













Вступление:
Чтец №1
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром –
В прошлом, будущем и настоящим.
(В. Высоцкий)


Ведущий I
ВЗАИМНОЕ ОБЩЕНИЕ – это бесконечное взаимное узнавание, взаимные предсказания и нередкие взаимные ошибки. Мы всё тоньше и глубже узнаем людей, а они нас, и этот процесс бесконечен и прекрасен. Именно в нем и только в нем источник нашего духовного роста и обогащения.
У меня просил на этом свете
Мне прислали по одной копейке, -
Стала б я богаче всех в Египте
Но они не слали мне копейки,
А со мной своей делились силой.
И я стала всех сильней на свете (А. Ахматова)

Ведущий II
Как важно понимать, что сложный внутренний мир имею не только я, а каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находиться рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами.


Чтец №3
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой есть особое, свое,
И нет планет похожих на неё.
(Е. Евтушенко)






Ведущий I
Уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ.

Ведущий II
Толерантность – это активное отношение, признание и уважение прав и свобод других.

Ведущий I
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор. А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Ведущий II
Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других.

Чтец №4
Землю обогнули тоненькие нити, Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните, Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом, От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и веселым хмурый человек!
Ведущий I
В образе жизни человека выделяют 2 стороны: контакты с природой и контакты с себе подобными.

Ведущий II
Первый вид контактов способствует созданию предметов материальной и духовной культуры, другой вид контактов – взаимодействие человека друг с другом, способы обмена различной информацией. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы.


Чтец №5
СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО», «ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА», «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ, БЕЗ НИХ НЕ ВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ. СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ
Ведущий I
Совершать добрые поступки – это значит делать людей и себя счастливыми.
Чтец №6
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звёздной красоте Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом. Давайте воевать за доброту!



Ведущий II
Жизнь – это постоянное взаимодействие с окружающими людьми. В межличностных отношениях очень важно уметь общаться:
– прийти к согласию и взаимопониманию,

– простить и уступить в интересах дела,


– договорить между собой и найти общий язык,


– выслушать мнение собеседника и понять его проблемы,

– признать свою вину и извиниться.



Ведущий I
Большое влияние на жизнь человека, на его поступки, самосознание оказывает дружба.



Ведущий II
Дружба очень значима для подростковой группы, где согласно возрастным изменениям происходит переоценка ценностей.
Ведущий I
Согласно словарю Даля, « дружба - взаимная привязанность двух и более людей, тесная их связь».
Ведущий II
Самая великая, настоящая дружба - это когда два или несколько человек живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, в самоотверженности друг ради друга.



Чтец №2
Тот истинный друг, кто укажет в пути Препятствия все и поможет пройти, Льстецов причислять опасайся к друзьям, Тот истинный друг, кто честен и прям.
Ведущий II
В дружбе человек удовлетворяет такие важнейшие потребности, как потребность в эмоциональном тепле и привязанности, в самоутверждении и самовыражении, в самопознании и познании других, а самое главное, в человеческом общении.
Ведущий I Вспомним, пронизывающие сердце строки из сокровищницы мудрых мыслей.
Презентация.



ВЕД II Аристотель



Чтец №1 Человек по своей природе есть существо общественное.




ВЕД I Тарас Шевченко




Чтец №2 Во всех отношениях человек необходим для человека.






ВЕД II Людвиг Фейербах






Чтец №3 Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.




ВЕД I Марк Аврелий





Чтец №4 Люди существуют друг для друга.




ВЕД II В.А. Сухомлинский




Чтец №5 Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.





ВЕД I Жан Жак Руссо




Чтец №6 Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.









ВЕД II Тарас Шевченко




Чтец №1 Никакая причина не извиняет невежливости.



ВЕД I Чарльз Дарвин



Чтец №2 Способность краснеть – самое характерное и самое человеческое из всех человеческих чувств.









ВЕД II А. Сент-Экзюпери



Чтец №3 Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь, Качнется купол неба большой и звездно-снежный, Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Качнется купол неба большой и звездно-снежный, Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет, Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка, улыбнись. И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
И всё же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним, Чьи имена, как раны, на сердце запеклись, Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним, Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним, Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.





Используемая литература:

1. Введение в психологию/ Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М. 1997.
2. Популярная психология для родителей/ Под ред. А.А. Бодалева. - М. 1988.
3. Мы живем среди людей: Кодекс поведения/ Авт.-сост. И.В. Дубровина – М. 1989.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М. 1998.
5. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.,1983.
6. Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1997.
7. Зинченко В.П. Как построить свое Я. М. Просвещение, 1991.
8. Донцов А.И. Психология коллектива. М. Знание, 1987.
9. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
10. Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 1988.
11. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни) - М.: Знание, 1986.
12. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общении. - 2-е изд., дораб. и дополн. - М.: Знание, 1990.



























Междисциплинарные связи





Внутридисциплинарныесвязи





Изображение 137  @’ °
·
·
·
·
·щ
·
·
·
·
·№
·
·
·