Как научить учиться современного ученика


Е.В.Волковаг.НижневартовскМуниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
КАК НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕНИКА
(из опыта работы учителя иностранных языков)
Teachers are special people who cause joyful happenings
in the hearts of children. If you make happy two people in
your classroom today, be sure one of them is you.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС общего образования, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Молодой человек, живущий в современном обществе, должен адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни, самостоятельно приобретать знания, необходимые для решения определенных проблем, самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие трудности и найти способы выхода из них, используя современные технологии, быть способным предлагать новые идеи, творчески мыслить. Ему необходимо научиться работать с информацией, обобщить ее и сделать аргументированные выводы. Для решения проблем он должен быть коммуникабельным, чтобы быть способным работать в различных социальных группах.
На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок. Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения? Цели уроков зависят от замысла, выдвигается на первый план то, в чём нуждаются дети этого класса. Подготовка содержательного и методического обеспечения урока проходит в соответствии с требованиями к традиционному уроку, при этом важно учитывать место урока в теме, содержание материала урока, уметь выделить главный материал, который ученики смогут понять, усвоить и применить в новой ситуации. Важно обращать особое внимание на индивидуализацию обучения, стимулирование интереса и творческой активности обучающихся, включая самостоятельную продуктивную деятельности, продумать форму контроля и предусмотреть этап диагностики результатов достижения цели, сориентировать содержание, методы и формы образования на уровень подготовленности по предмету, уровень развития и воспитанности детей. И самое главное в современном уроке то, что ребенок должен осознать концепцию урока «Учитель не тот, кто даёт готовую истину, а тот, кто учит её искать». Поэтому обучающимся важно научиться искать необходимую информацию, критически и продуктивно оценивать этот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон.
Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо овладеть определенными практическими и мыслительными навыками, которые учитель развивает через многообразие педагогических приемов:
вовлечение в процесс всех обучающихся по всем видам речевой деятельности в рамках одного урока;
чередование видов деятельности (динамичные, спокойные, устные, письменные);
использование всех компонентов УМК;
использование активного баланса обоих полушарий: левое: ответы на вопросы, заполнение пропусков, вербальный анализ, последовательная обработка информации, правое: образы, воображение, креативность, рисование, параллельная обработка информации, обучение чтению целыми словами на узнавание после устного закрепления;ведение учёта возрастных особенностей на уроке: 15 мин - разогрев, 15-20 мин - активная презентация, 10-15 мин - утомление, затухание, при этом необходима смена деятельности: рисунки, песни, ролевые игры, творческие задания; развитие способов восприятия, воображения и запоминания: визуалы - через зрение (картинки, карточки, таблицы); аудиалы - через слух (музыка, звуки); кинестетики - через движение (песни, рифмовки, поделки);воспитание толерантности с использованием социокультурного компонента;
ориентирование на самоконтроль и самооценку (улыбка, жесты, хвалить, но не навреди).
Наряду с педагогическими приемами эффективными являются современные образовательные технологии, среди которых можно выделить технологию развития критического мышления. Основа технологии - трехразовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия. Эта технология представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса обучающихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить и применить на практике приобретенные знания.
Вызов. В классе на стадии вызова обучающиеся могут получать задание, потом методом мозговой атаки составлять список того, что они знают или думают, что знают. На этой стадии формируется мотив к обучению. При этом деятельность на уроке не пассивная, а активная. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. На данной стадии происходит определение цели предлагаемой темы. При этом следует различать цели учителя и цели обучающихся. Цели, выбранные учеником, более сильны и мотивированы.
Осмысление. На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Форма контакта может быть разной: чтение текста, выполнение опытов, аудирование и т. д.
Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы сами обучающиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия.
Использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого обучающегося, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Технология развития критического мышления имеет множество достоинств, как для ученика, так и для учителя.
Технология критического мышления дает ученику:
повышение эффективности восприятия информации;
повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
умение критически мыслить;
умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования учеников;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
При проектировании урока, в частности урока иностранного языка, необходимо учитывать принцип диалога культур, реализация которого способствует формированию у обучаемых таких необходимых для межкультурного общения качеств, как культурная непредвзятость, толерантность, социокультурная наблюдательность, готовность к общению и сотрудничеству в инокультурной среде, речевой и социокультурный такт и вежливость. Подход к организации учебно-исследовательской деятельности на уроке, направленной на исследование социокультурных реалий стран изучаемого языка, дает колоссальные возможности школьникам устранить белые пятна, найти научное объяснение тому или иному явлению, постичь ту или иную истину. В преподавании иностранного языка учителю очень важно владеть технологией организации учебно-исследовательской деятельности, которая позволяет развивать у обучающихся специфические исследовательские умения и навыки, систематизировать формы и методы работы, направленные на формирование исследовательской культуры и создавать благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции обучающихся. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими: урок - исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок -рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей. Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими: исследовательская практика обучающихся; ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ. Участие старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий.
В данной статье приведены лишь несколько педагогических приемов и образовательных технологий, активно используемых мною на уроках иностранного языка. Они вполне эффективны, легко воспринимаются обучающимися и дают желаемый результат, который соответствует запросам и родителей учеников и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Таблица 1.
Результаты участия обучающихся
в интеллектуальных марафонах.
№ Наименование
мероприятия год Результат
1. Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) 2011
2013 1 призер,
1 призер
2. Всероссийский молодежный чемпионат по английскому языку (региональный уровень) 2012
2013
2014 1 призер
1 призер
2 призера5645151035685002098040103505000103314510356850031718251027430003. Городской слет научных обществ обучающихся (конкурс научно-исследовательских работ) 2008
2009
2011
2012
2013
2015 1 призер,
1 победитель,
1 призер,
1 призер,
2 призера
1 победитель
4. Межрегиональный фестиваль ученических проектов «Грани» 2009
2010 1 призер,
1 победитель
5. Неделя иностранного языка на базе ЮрГУ в г.Нижневартовске2013 1 призер
6. Всероссийский конкурс-олимпиада по английскому языку «Познание и творчество» 2009
2010
2013 5 лауреатов
8 лауреатов,
1 победитель,
3 лауреата
Список литературы:
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. 
Кашлева Н.В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2009.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003.