Статья Развитие одаренных детей в рамках деятельности школьных СМИ
Развитие одаренных детей в рамках деятельности школьных СМИ
Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Одним из достижений российской системы образования является создание условий для выявления и развития одаренных детей, что обусловлено пониманием того, что одаренные дети – это будущая интеллектуальная, творческая элита страны. Для выявления и развития одаренных детей необходимо создавать условия, в которых каждый одаренный ребенок может самоопределиться как личность, а также определить свое профессиональное будущее. Впервые в современной России вопросы образования, в том числе дополнительного, и развития одаренных детей нашли отражение в Концепции социально-экономического развития России до 2020 года [1].
По нашему мнению, в Концепции удачно сформулированы основные задачи и формы работы с одаренными детьми. Одна из важнейших задач – это кадровое обеспечение работы с такими детьми. Для реализации этой задачи планируется привлечение ведущих университетов к повышению квалификации учителей, способных выявить и развить талант ребенка. Несомненно, актуальна и такая задача как оценка качества школьного образования, в том числе общественная.
Следующая задача, которая закономерно обозначена в Концепции, – это развитие системы образования школьников, в том числе дополнительного.
В настоящее время пришло осмысление в необходимости системного развития детей по различным направлениям. Создание условий для эффективного сопровождения одаренных детей на всех этапах получения образования – это, по нашему мнению, еще одна из положительных характеристик Концепции. Наличие такой Концепции создает условия для организации соответствующей работы в каждом субъекте Российской Федерации. Как правило, организационная и координационная функции возлагаются на исполнительные органы государственной власти в сфере образования [2].
Возрождение, обновление школы в России актуальная, очевидная для всех назревшая тема. Старые системы износили себя, новые пока в процессе формирования.
Чаще всего наличие таковых проблем связано с недостаточной компетентностью преподавателей в работе с одаренными детьми в условиях школы, а также с применением только традиционных форм [3].
Развитие одаренных школьников – длительный процесс, охватывающий как урочную, так и внеклассную деятельность с учащимися. В данной статье предлагается один из возможных путей развития одаренности у школьников через деятельность школьных СМИ. И вот том, как складывается работа с одаренными детьми в нашей школе, я бы хотела с вами поделиться.
Одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой, насыщенной информационно-коммуникационными средствами и технологиями, является задача по подготовке социально активной и информационно грамотной личности. Школьные современные средства массовой информации позволяют успешно формировать данную социальную позицию ученика.
С 2012 года в школе реализуется проект, в рамках которого юными журналистами выпускаются школьная газета «Ветер перемен».
Школьная пресса - это проба пера, возможность для детей на практике познакомиться с основами журналистики, искусством слова.
Школьные издания - не только информация о богатой событиям школьной жизни, но и отражение в стихах, прозе, эссе, публицистике внутреннего мира авторов статей.
Встречи на страницах издания с интересными людьми: учителями, работниками культуры, ветеранами - помогают подрастающему человеку осознать себя в меняющемся мире.
Несмотря на небольшой тираж, школьную прессу читают и в других учебных заведениях.
В сентябре 2013 года начато вещание школьного радио, в котором ученики выступают в роли режиссёров, сценаристов, ведущих. Еженедельные выпуски школьного радио пользуются популярностью. Современных детей интересуют передовые технологии и возможности мира Интернет, социальные сети, медиа-ресурсы, а педагоги-организаторы старой закалки до сих пор пытаются заинтересовать детей написанием стенгазеты. Школьное радио явилось одним из направлений деятельности школы, решающих воспитательно-образовательные задачи современным, понятным для детей языком.
Сегодня многие общеобразовательные школы имеют свои средства массовой информации: газеты, журналы, радио - и видеодневники, собственные веб-сайты. Затрагивая каждую грань школьной жизни, эти средства предоставляют учителям очень удобный инструмент общения с детьми и влияния на их творческое развитие. Разного уровня исполнения, различной тематики и формы, школьные СМИ не являются аналогами взрослых газет и передач, но служат в первую очередь саморазвитию и совершенствованию юных журналистов.
Деятельность объединения осуществляется в соответствии с разработанными в школе авторскими программами: «Юный журналист», «Основы журналистики. Их цели – формирование нравственных качеств личности, социальной активности школьника, развитие гуманистического, демократического, диалогического мышления.
На каждом занятии ведется работа по двум направлениям учебной деятельности.
Во-первых, на теоретической части занятия школьники изучают основы журналистского мастерства, получают первоначальное представление о журналистской профессии, усваивают основы профессиональной культуры журналиста, осваивают навыки поиска информации в различных источниках, учатся не только собирать материал, но и систематизировать его, обрабатывать, редактировать. Такие занятия помогают подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речью. Умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания, приобретение необходимых практических навыков помогут им не только в ученические годы, но и в будущем. Одним из достоинств организации работы с одаренными детьми можно считать также наличие преемственности между основным школьным и дополнительным образованием, отсутствие серьезного содержательного разрыва между ними. Связь между такими дисциплинами, как русский язык, культура речи, литература и основы журналистики, очевидна. Знания, полученные учащимися на уроках, расширяются, углубляются, практически совершенствуются на занятиях в кружках, в частности, при создании текстов разных публицистических жанров. Помимо этого, в основе содержания программы лежат темы, которые не изучаются детьми ни на одном школьном уроке (например, «Верстка газеты», «Создание фоторепортажа»), но при этом представляют для них интерес, требуют активной работы с дополнительными источниками информации, самостоятельной практической работы. Все вышеперечисленное способствует развитию одаренных детей.
Во-вторых, в рамках программы во время практической части занятий дети имеют возможность закрепить свои навыки: они готовят публикации для школьного издания «Ветер перемен». Газета освещает все стороны школьной жизни. О событиях рассказывается в самых разных газетных рубриках: «Событие месяца», «Творчество юных», «Культурная жизнь школы», «Модный приговор», «Новости спорта», «Незнакомые знакомцы» и других. Также установлено сотрудничество со школьным психологом и доктором, поэтому в газете ведутся рубрики: «Береги здоровье смолоду» и «Советы школьного психолога».
Все остальное время юные журналисты посвящают поиску и сбору информации; они берут интервью у учителей и учащихся школы, ведут беседы, позволяющие узнать об интересных фактах жизни школы, отдельных классов и учеников; выполняют задания главного редактора, делают фоторепортажи, посещают мероприятия, о которых потом рассказывают в газете. Всей этой работой руководит главный редактор газеты, а руководитель объединения консультирует учеников, корректирует их действия, стимулирует творческую активность юных журналистов. Взаимоотношения юных журналистов строятся на следующих принципах: демократизма; сочетания личного и общественного; управления успехом; коллективной ответственности; сочетания традиций и инноваций; перспективных целей, личностного и коллективного роста; взаимодействия взрослых и молодежи, толерантности. Результатами обучения и развития учащихся на таких занятиях, по нашему мнению, являются следующие:
развитие академических, творческих, лидерских способностей школьников;
творческое самовыражение учащихся в выпусках школьной газеты;
публикации статей в печатных изданиях;
качественное участие в конкурсах творческих работ.
Каждую неделю выходит пятничный выпуск радиогазеты, где с юмором при творческом участии самих детей, без тени намека на морализаторство раскрываются важные социально-значимые для их возраста идеи.
Школьные СМИ и, в частности, газета, радио играют важную роль в деятельности Ученического Самоуправления, в работе школы по развитию направлений наука, культура, образование, спорт, здравоохранение, и, что самое важное, формирует новый корпоративный стиль Новой школы.
По отзывам детей, школьные СМИ являются наиболее интересными, яркими и привлекательными проектов нашей школы.
В перспективе, конечно, мы видим и разработку индивидуальных образовательных программ для каждого одаренного ребенка.
В заключении хочется обратиться к педагогам с такими словами:
Одаренностьконечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренностьэто огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Список использованной литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)» //Система ГАРАНТ, Электронный доступ: http://base.garant.ru/194365/#ixzz3M5seYY57. Дата обращения: 10.12.2014
2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. – Москва: Эксмо, 2014.- 144 с.
3.Андреева И.В. «Психология и педагогика»: Учебное пособие/М.: Эксмо, 2008.-224 с.
15