Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок Учись учиться


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Видновский художественно-технический лицей»



УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «ВХТЛ»
_____________ И. В. Николаева
«___» _______________ 2016 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Кружок «Учись учиться»
для 1 класса
Составила: учитель начальных классов
Гасраталиева каният Габибуллаевна2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Учись учиться» составлена в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом, на основе авторской программы Т.В. Аристовой, И. В. Карпеевой «Учись учиться» в соответствии с требованиями ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебным планом МАОУ «ВХТЛ» на 2016 - 2017 учебный год.
Курс «Учись учиться» по научно-познавательному направлению рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю).
Требования к подготовке учащихся по предмету
Личностные:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Читать и пересказывать текст;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
Выделять существенные признаки предметов;
Сравнивать между собой предметы, явления;
Обобщать, делать несложные выводы;
Классифицировать явления, предметы;
Определять последовательность событий;
Судить о противоположных явлениях;
Давать определения тем или иным понятиям;
Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
Выявлять функциональные отношения между понятиями;
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1. Организационно-рефлексивная линия (12 часов)
Что значит «уметь учиться»?  (два основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.
Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения.
Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Разработка критериев для оценивания своей работы.
Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Выявление причины своих затруднений в выполнении исполнительских учебных действий. Цель коррекционных действий.
Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Как самому исправить свою ошибку. Самоконтроль правильности выполнения учебных действий.
Цель учебной деятельности. От “не знаю” к “знаю”. От “знаю” к “умею”.
Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
2. Коммуникативная линия (9 часов)
Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек).
Правила поведения на уроке.  Правила работы в паре.
Правила работы в группе. Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе.
Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.
Стили общения. Правила общения с учителем.
Роль мимики и жестов в процессе общения.
Как не вступать в конфликт.
3. Познавательная линия (9 часов)
Как исправить свою ошибку.
Составление алгоритмов.
Правила выполнения домашней работы.
Внимание, память, речь. Как научиться быть внимательным.
Как улучшить свою память.
Как усовершенствовать свою речь.
Наблюдение как метод познания. Анализ, сравнение, устное описание объекта наблюдения и происходящих с ним изменений. Выделение существенных общих признаков, обобщение.
4. Ценностная линия (3 часа)
Ценности нашей жизни. Истинные и ложные ценности. Духовные и материальные ценности.
Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание.
Уточнение ценностной диаграммы класса: физкультура и спорт; труд; созидание; личность; культура. Духовные ценности как общемировые. Умение учиться как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема Вид деятельности Кол-во часов Сроки прохождения
Плановые Скорректированные1 «Учиться… А что это значит?» Беседа 1 06.09 2 «Как устроено общение? Доброе слово». Беседа с творческим заданием. 1 13.09 3 «Правила поведения на уроке». Беседа 1 20.09 4 «Учимся работать вместе». Урок – игра. 1 27.09 5 «Учитель и ученик. Цель и результат». Беседа с творческим заданием 1 04.10 6 «Как проверить свою работу». Беседа с творческим заданием 1 18.10 7 «Как исправить свою ошибку». Беседа с творческим заданием. 1 25.10 8 «Домашнее задание делаю самостоятельно». Беседа. Творческое задание. 1 01.11 9 «Как выяснить, что я не знаю?» Беседа. Анкетирование 1 08.11 10 «Пробное учебное действие. Затруднение… С чего начать?». Беседа. Упражнение на практике. 1 15.11 11 «Не могу? Подумаю почему». Беседа. 1 29.11 12 «Как найти причину затруднения». Урок-игра 1 06.12 13 «Как выяснить, что я не знаю» Беседа с творческим заданием 1 13.12 14 «Ценности нашей жизни». Беседа. Просмотр фильма по теме. 1 20.12 15 «Истинные и ложные ценности». Беседа. 1 27.12 16 «Как построить новый способ?» Игра – тренинг. 1 10.01 17 «Ставлю цель!». Урок-игра. 1 17.01 18 «Путь к цели: узнаю новое». Просмотр познавательного мультфильма. 1 24.01 19 «От знаю к умею». Беседа, презентация 1 31.01 20 «Как построить новый способ» Урок-игра 1 07.02 21 «Духовные и материальные ценности». Проект «Ценности моей семьи». Беседа. Конкурс «Традиции моей семьи» 1 21.02 22 «Жизнь и здоровье».
Проект «Здоровый образ жизни», Конкурс рисунков о здоровом образе жизни. 1 28.02 23 «Семья». Беседа. 1 07.03 24 «Знание». Музыкальный час. 1 14.03 25 «Что значит учиться» (Праздник: «Невероятные приключения в тридевятом царстве, или история о том, что значит учиться») Беседа.Просмотр фильма. 1 21.03 26 «Учимся работать дружно. Я – автор». Урок-игра. 1 28.03 27 «Учимся работать дружно. Я – понимающий». Урок-игра. 1 11.04 28 «Как понимать друг друга без слов».
Проект «Общение людей» Беседа. Презентации на тему «Общение» 1 18.04 29 Диагностика уровня сформированности организационно-рефлексивных умений. Беседа с творческим заданием. 1 25.04 30 «Родина». Беседа с презентацией. 1 02.05 31 «Природа, Земля». Беседа, 1 10.05 32 «Что для нас ценно: творческая гостиная для детей и родителей». Беседа. Творческая выставка работ. 1 16.05 33 «Умение учиться как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей». Беседа презентация 1 23.05  
.
Рассмотрено на заседании кафедры
Воспитательной работы и социальной педагогики,
Протокол №1 от 29.08.2016г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________________ /А. С. Савельева/
29 августа2016г.