Дополнительная образовательная программа кружка « Юный натуралист » на 2016-2017 учебный год
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» Протокол №___ от «__» _______2016 г. ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» Протокол №__ от «__» ________2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
_________О.Г.Пархоменко/
Приказ №__
от «__» _________2016 г.
Дополнительная образовательная программа
кружка « Юный натуралист »
на 2016-2017 учебный год
Направленность: эколого-биологическая деятельность.
Возраст: 11-16 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Программа разработана педагогом
дополнительного образования
Коротковой Н.В. в 2016 году.
п.г.т. Анна
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа кружка «Юный натуралист» является модифицированной, составлена на основе типовой «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы»,1983
Воспитание активных, всесторонне развитых строителей общества-сложный, многогранный процесс. Неотъемлемыми составными частями этого процесса является эстетическое и трудовое воспитание подрастающего поколения.
Решение проблемы трудового обучения и воспитания неразрывно связано с проблемой свободного времени. Задача дополнительного образования- проявлять больше заботы об организации свободного времени подростков, вовлекать обучающуюся молодёжь в занятие спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством, знакомить воспитанников с природой. В связи с этим в школе открыто сеть кружков, в том числе кружок «Юный натуралист».
Актуальность программы
Программа кружка “Юный натуралист” позволяет обучающимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и «Обитатели уголка живой природы». Программа позволит сформировать у обучающихся практические и теоретические навыки ухода за растениями. Развить художественный вкус размещения цветов в помещении, на открытом пространстве, познакомит с профессиями флориста, дизайнера, цветовода.
Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности учащихся, которые стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.
К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя воспитанник сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.
Направленность программы - эколого-биологическая.
Цель программы:
– формирование биолого-экологической культуры у воспитанников, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, обеспечить педагогическое пространство для коррекции и всестороннего развития воспитанника: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, социально-личностного.
Задачи программы:
- Ознакомление обучающихся с совершенными научно-обоснованными технологиями цветочно-декоративных растений.
- Обеспечение трудовой подготовки обучающихся, необходимой для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
- Расширение и углубление теоретических знаний в области естественных наук.
-Обучать практическим знаниям и умениям содержания и ухода за обитателями живого уголка.
-Развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности воспитанников.
-Повышать у воспитанников экологическое образование, сформировать растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и наблюдений.
-Воспитывать трудолюбие, доброту, ответственность за результаты своей деятельности.
-Создание психологического комфорта, способствующие снятию у воспитанников утомления, агрессии.
Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной образовательной программы -
11- 15 лет.
Срок реализации программы - 1 год. Количество часов-74ч
Режим занятий - 1 раз в неделю 2 учебных часа.
Формы деятельности и аттестации
Основной формой обучения является учебное занятие, состоящее из теории и практики. Однако, формы проведения учебных занятий дополнительного образования разные:
-консультации, лекции, беседы, экскурсии;
-практические работы.
Используются следующие формы аттестации: опросы, самостоятельная работа, тестирование, создание дидактического материала для работы кружка: различных видов тестов, кроссвордов,
инструкционных и технологических карт.
Основная форма обучения
Групповая, индивидуальная.
Каждое занятие строится на принципах здоровьесберегающего подхода.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
-поисковое наблюдение;
- проблемного изучения;
-частично-поисковый
Ожидаемый результат
В конце года обучающийсяДолжен знать:
- условия жизни растений и животных на суше и в водной среде;
-приспособленность к жизни в природном сообществе;
-значение почвы, воды, воздуха в жизни растений, животных и человека;
- названия и характеристики цветочно-декоративных растений;
-правила ухода за питомцами уголка живой природы.
Должен уметь:
ухаживать за комнатными растениями;
давать описание внешнего вида животных и растений;
-пользоваться ручными орудиями труда с учётом правил т/б;
-производить уход и наблюдение за растениями в процессе вегетации и питомцами уголка живой природы;
-пользоваться справочной литературой;
-планировать работу;
-делать выводы в ходе работ;
- условия, необходимые для выращивания цветочно-декоративных растений;
-технологию цветочно-декоративных растений;
- определять удобрения по внешним признакам;
-применять удобрения с учетом свойств и состава;
- самостоятельно планировать выполнение практических работ;
-уметь самостоятельно ухаживать за обитателями живого уголка.
Прогнозируемый результат
Реализация программы к концу учебного года может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.
Содержание программы
Работа на пришкольном участке и уголке живой природы. Осенний период.
1. Вводное занятие. Ознакомление учащихся с работой юных опытников, с планом работы кружка, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка.
2. Основные направления растениеводства. Основные отрасли сельскохозяйственного производства, их значение в жизни людей. Значение растениеводства для человека. Краткая характеристика овощных культур и цветочно-декоративных растений.
3. Условия, необходимые для выращивания культурных растений. Особенности осенней обработки почвы.
П.Т.Б. при работе с сельскохозяйственным инвентарем. Условия: вода, свет, тепло, воздух, минеральные вещества. Виды удобрений. Практическая работа. Уборка растительных остатков. Компостная куча. Инструктирование.
Очистка поверхности земли от растительных остатков. Значение очистки поверхности земли. П.Т.Б. при работе с с/х инвентарём. Практическая работа. Осенняя обработка почвы. Внесение удобрений. Вскапывание почвы лопатой
Подзимние посевы и посадки. П.Т.Б. Схемы посева и посадки некоторых овощных и цветочно-декоративных растений. Подзимний посев овощных культур; биологические обоснования подзимних посевов, их хозяйственное значение, техника выполнения работ по подзимним посевам.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы. Осенняя обработка почвы и внесение удобрения. Подготовка почвы под подзимние посевы. Заготовка земли для парников и теплиц. Очистка парников, Посадка тюльпанов
Уборка цветочно-декоративных растений: каннов, георгин
Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений.
4. Уголок живой природы
Особенности организации живого уголка. Правила поведения в живом уголке. Техника безопасности во время работы в живом уголке. Уход за питомцами живого уголка.
Аквариум - миниводоём.
Виды аквариумов. С чего начать организацию аквариума? Оборудование аквариума.
Правила запуска аквариума. Уход за обитателями живого уголка. Обитатели аквариума. Растения и животные аквариума. Многообразие видов аквариумных рыб. Практическая работа: определение аквариумных растений и рыб, кормление рыб. Уход за обитателями живого уголка.
Хищные рыбы в аквариуме. Виды хищных аквариумных рыб. Их содержание и кормление.
. Аквариумные вредители и болезни рыб.
Террариум и его обитатели. Устройство и оборудование террариума в домашних условиях. Виды земноводных и пресмыкающихся, содержащихся в террариумах. Уход.
Животные - обитатели уголка живой природы
Виды животных. Особенности ухода за ними (грызуны, насекомоядные, мелкие хищники)
Практическая работа: кормление и уход за обитателями живого уголка.
Птицы – обитатели уголка живой природы. Многообразие видов птиц, содержащихся в живых уголках. Содержание птиц.
Практическая работа: кормление и уход за птицами живого уголка.
5. Зимний сад (комнатное цветоводство).
Комнатные растения. Многообразие комнатных растений. Их строение, значение для украшения жилища, дыхания человека. Практическая работа. Определение названия комнатных растений.
Особенности содержания комнатных растений. Световые условия, тепловой режим. Почвенные условия, представление о влиянии влаги на жизнедеятельность растений. Практическая работа. Наблюдение за влиянием света, тепла, влаги на жизнедеятельность растений. Правила ухода.
Почва. Роль почвы. Её состав. Условия хранения.
Виды удобрений. Подкормка комнатных растений. Приготовление почвенной смеси с внесением удобрения
Основные способы размножения комнатных растений. Вегетативное, семенное размножение..Удобрения. Роль почвы. Её состав. Условия хранения.
Виды удобрений. Подкормка комнатных растений. Приготовление почвенной смеси с внесением удобрения
Практическая работа: черенкование, клубнелуковичное, отпрысками. Уход за растениями.
Перевалка комнатных растений. Понятие о перевалке. Приёмы перевалки. Практическая работа.
Пересадка комнатных растений. Понятие о пересадке, её влиянии на рост и развитие растений. Практическая работа.
Вредители комнатных растений. Защита комнатных растений от вредителей.
Здоровье человека и растения в доме. Влияние табачного дыма на растения и здоровье человека. Комнатные ядовитые растения. Живые ароматизаторыОхрана растительного мира Красная книга растений.
Почва и её плодородие.
Понятие о почве и ее плодородии; понятие об основных типах почв; физические свойства почв; почва – источник минеральной пищи для растений; пути сохранения и повышения плодородия почвы; виды удобрений, их значение для повышения урожая сельскохозяйственных культур, сроки и способы их внесения под сельскохозяйственные культуры.
Практическая работа. Определение механического состава, влажности, влагоемкости и водопроницаемости почвы; ознакомление с различными видами минеральных удобрений. Изготовление коллекций удобрений.
Весенний период. Работа в уголке живой природы и на пришкольном участке.
Сорная растительность и меры борьбы с ней. Важнейшие группы сорняков, их биологические особенности; вред, причиняемый сорнякам; способы борьбы с сорняками в связи с особенностями их развития; понятие о гербицидах и их роль в борьбе с сорной растительностью.
Практические работы. Ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам. Работа с определителями и другой справочной литературой.
Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними. Наиболее распространенные вредители и болезни сельскохозяйственных культур. Ущерб, наносимый ими народному хозяйству. Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей и болезнями. Техника безопасности при работе с ядохимикатами.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы. Ознакомление с основными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур по коллекциям. Ознакомление с общим устройством опрыскивателя и опыливателя. Работа со справочной литературой. Подготовка семян к посеву. Посевные качества семян и их значение; значение подготовки семян к посеву; биологические основы разных способов подготовки семян. Норма высева и ее определение.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы. Определение чистоты, всхожести, абсолютного веса, хозяйственной годности семян, предназначенных к посеву на школьном участке , проведение работ по подготовке семян к посеву (намачивание, обработка минеральными и органическими питательными веществами). Наблюдение за прорастанием семян при определении всхожести. Закладка опытов по выявлению влияния разных способов подготовки семян на урожай.
Весенние работы на учебно-опытном участке. Условия, необходимые для прорастания семян и приживаемости рассады. Биологическое обоснование своевременного посева и посадки для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Сроки, способы, глубина посева и посадки сельскохозяйственных культур в связи с их биологическими особенностями. Понятие о севообороте и его значении.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы. Посев и посадка овощных культур и цветочно-декоративных растений. Закладка опытов по выяснению лучших способов и сроков посева и посадки, доз, сроков, способов внесения удобрения. Фенологические наблюдения за подопытными растениями. Наблюдение за погодой.
Участие в очистке и проверке всхожести семян.
Весенне-летний период.
Уход и наблюдение за сельскохозяйственными культурами.
Условия, необходимые для роста и развития растений; способы, сроки, дозы полива в связи с фазами развития растений; способы определения необходимости подкормки растений; связь подкормки с биологическими особенностями и фазами развития растений; виды, способы, сроки и дозы подкормок.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы. Рыхление, прополка, полив и подкормка растений, прореживание всходов (корнеплодов, огурцов и др.). Окучивание растений (картофеля, капусты и др.). Борьба с вредителями и болезнями. Борьба с вредителями и болезнями. Посев озимых культур. Определение видов на урожай. Агротехнические анализы: определение потребности растений в питательных веществах по внешнему виду и с помощью приборов, определение влажности почвы и сроков полива, учет нарастания биологической массы урожая. Наблюдения за ростом и развитием подопытных растений, за появлением вредителей и за погодой. Сбор материала и изготовление наглядных пособий: гербария и коллекций растений в разных фазах развития, органов растения, сорной растительности и т.д.
Уборка и учет урожая овощных культур. Значение своевременной уборки урожая овощных культур. Понятие о биологической и хозяйственной спелости. Агротехнические требования к способам и срокам уборки различных культур; требования к отбору растений для семенных целей.
П р а к т ч е с к и е р а б о т ы. Уборка и учет урожая; пересчет полученного урожая с опытных и контрольных делянок на один гектар. Описание сортов полевых и овощных культур. Отбор растений (картофеля, помидоров и др.) для семенных целей. Изготовление учебно-наглядных пособий. Отбор экспонатов на выставку. Наблюдение за погодой.
Подведение итогов. Учет результатов опытов; оформление записей в дневнике; изготовление наглядных пособий; оформление выставки.
Учебно-тематический план
№п/п Наименование раздела, тема занятия. Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие. Природа и человек 2 2
Работа на пришкольном участке. Осенний период. Уголок живой природы 18ч
2 Основные направления растениеводства 1 1 2
3 Условия, необходимые для выращивания культурных растений. Особенности осенней обработки почвы. П.Т.Б. при работе с сельскохозяйственным инвентарем. 1 1 2
4 Уголок живой природы. - 2 2
5 Очистка поверхности земли от растительных остатков. 2 2
6 Подзимние посевы и посадки. П.Т.Б. 1 1 2
7 Уголок живой природы. - 2 2
8 Подготовка почвы под зиму 1 1 2
9 Подзимние посевы и посадки. П.Т.Б. 2 2
10 Уголок живой природы. - 2 2
Уголок живой природы. 14ч
11 Аквариум- миниводоём. 1 1 2
12 Обитатели аквариума. 1 1 2
13 Хищные рыбы в аквариуме. 1 1 2
14 Аквариумные вредители и болезни рыб. 1 1 2
15 Террариум и его обитатели. 1 1 2
16 Животные- обитатели уголка живой природы. 1 1 2
17 Птицы – обитатели уголка живой природы. 1 1 2
Уголок живой природы. Зимний сад (комнатное цветоводство). 20ч
18 Комнатные растения.
Особенности содержания комнатных растений 1
1
2
19 Уголок живой природы. - 2 2
20 Почва.
Удобрения 1 1 2
21 Основные способы размножения комнатных растений.
Уход за комнатными растениями. 1 1
2
22 Уголок живой природы. - 2 2
23 Размножение комнатных растений. 1 1 2
24 Уголок живой природы. - 2 2
25 Вредители комнатных растений. 1 1 2
26 Здоровье человека и растения в доме.
Охрана растительного мира. 1
1
2
27 Уголок живой природы. - 2 2
28 Почва и её плодородие. 1 1 2
Весенний период. Работа на пришкольном участке. 24ч
29 Сорная растительность и меры борьбы с ней. 1 1 2
30 Вредители и болезни овощных культур и цветочно-декоративных растений. 1 1 2
31 Уголок живой природы. - 2 2
32 Подготовка семян к посеву.
Посев семян томатов.
Влияние обработки почвы на рост, развитие и урожайность растений. 1
1
2
33 Уголок живой природы. - 2 2
34 Подготовка семян огурцов к посеву. Посев. 2 2
35 Весенняя обработка почвы. 1 1 2
36 Уголок живой природы. - 2 2
37 Итоговое занятие. 2 2
Всего 24 50 74
Список литературы
1.Баранов В.Д., Устименко В.Е, Мир культурных растений. М,,Мысль, 1994.
2. Ганичкина О.Д. Ваш огород. М. «Арнадия», 1997.
3. Балдыш Г.М. Посев и всходы.- М., Знание,1983.
4. Беме Р.Л, Кузнецов А.А. Птицы разных материков. –М., Просвещение 1986
5. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы-М., Прогресс,1983
6. Верзелин Н. Путешествие с домашними растениями. М., Л.. Детгиз, 1951
7. Николаенко Н.П., Справочник цветовода. Изд. «Колос». М.,1971
8. Тавлинова Г.К., Цветоводство. Лениздат, 1970.
9. Клепинина З.А. Развитие экологической грамотности учащихся «Начальная школа» №1, 2011г.
10. Клепинина З.А.,Капралова В.С., Трайтак Д.И. и др.; Под ред. Трайтака Д.И.-Трудовое обучение: С.-х. работы: Проб. Учеб. Пособие для5-7 кл. -3-е изд.-М.: Просвещение, 1991
11. Жизнь животных Т. 1-4-М., Просвещение,1983-1987г.
12. Жизнь растений Т. 1-4-М.;Просвещение, 1974-1983г.
Календарно-тематическое планирование
№п/п Дата проведения Причина Наименование раздела, тема занятия. Кол-во часов Вид контроля
Запланированная Фактическая 1 4.09. Вводное занятие. Природа и человек 2 Беседа.
Опрос.
Работа на пришкольном участке. Осенний период. Уголок живой природы 18ч
2 11.09. Основные направления растениеводства 2 Опрос.
3 18.09. Условия, необходимые для выращивания культурных растений. Особенности осенней обработки почвы. П.Т.Б. при работе с сельскохозяйственным инвентарем. 2 Опрос.
Зачет.
4 25.09. Уголок живой природы. 2 Инструктаж Умение работать инвентарем
5 2.10. Очистка поверхности земли от растительных остатков. 2 Опрос. Умение работать с/х инвентарем.
6 9.10. Подзимние посевы и посадки. П.Т.Б. 2 Опрос.
7 16.10. Уголок живой природы. 2 Инструктаж Умение работать инвентарем
8 23.10. Подготовка почвы под зиму 2 Опрос. Умение работать с/х инвентарем
9 30.10. Подзимние посевы и посадки. П.Т.Б. 2 Опрос. Зачет.
10 6.11. Уголок живой природы. 2 Инструктаж Умение работать инвентарем
Уголок живой природы. 14ч
11 13.11. Аквариум - миниводоём. 2 Опрос.
12 20.11. Обитатели аквариума. 2 Опрос.
13 27.11. Хищные рыбы в аквариуме. 2 Опрос.
14 4.12. Аквариумные вредители и болезни рыб. 2 Опрос.
15 11.12. Террариум и его обитатели. 2 Опрос.
16 18.12. Животные - обитатели уголка живой природы. 2 Опрос.
17 25.12. Птицы – обитатели уголка живой природы. 2 Опрос.
Уголок живой природы. Зимний сад (комнатное цветоводство). 20ч
18 15.01. Комнатные растения.
Особенности содержания комнатных растений 2 Опрос.
19 22.01. Уголок живой природы. 2 Инструктаж Умение работать инвентарем
20 29.01. Почва.
Удобрения 2 Опрос.
21 5.02. Основные способы размножения комнатных растений.
Уход за комнатными растениями. 2
Опрос. Практическая работа.
22 12.02. Уголок живой природы. 2 Инструктаж Умение работать инвентарем
23 19.02. Размножение комнатных растений. 2 Опрос. Практическая работа.
24 26.02. Уголок живой природы. 2 Инструктаж Умение работать инвентарем
25 5.03. Вредители комнатных растений. 2 Опрос.
26 12.03. Здоровье человека и растения в доме.
Охрана растительного мира. 2
Опрос.
27 19.03. Уголок живой природы. 2 Инструктаж Умение работать инвентарем
28 26.03. Почва и её плодородие. 2 Опрос.
Весенний период. Работа на пришкольном участке. 16ч
29 2.04. Сорная растительность и меры борьбы с ней. 2 Опрос.
30 9.04. Вредители и болезни овощных культур и цветочно-декоративных растений. 2 Опрос.
31 16.04. Уголок живой природы. 2 Инструктаж Умение работать инвентарем
32 23.04. Подготовка семян к посеву.
Посев семян томатов.
Влияние обработки почвы на рост, развитие и урожайность растений. 2
Опрос. Практическая работа.
33 30.04. Уголок живой природы. 2 Инструктаж Умение работать инвентарем
34 7.05. Подготовка семян огурцов к посеву. Посев. 2 Опрос. Практическая работа.
35 14.05. Весенняя обработка почвы. Весенние посадки цветочно-декоративных растений в открытый грунт. 2 Опрос.
36 21.05. Уголок живой природы. 2 Инструктаж Умение работать инвентарем
37 28.05. Итоговое занятие. 2 Тестирование
Всего 74