Рабочая программа элективного курса Будущий лесовод
Элективный курс «Будущий лесовод»
Программа курса профильной ориентации для учащихся 9 класса ОУ.
(18 часов в рамках предпрофильной подготовки)
Пояснительная записка.
В УМК элективного курса «Будущий лесовод» входит программа, включающая пояснительную записку, содержание курса, учебный план и тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся; методические разработки экскурсий, практических работ, уроков-конференций и семинаров.
Данный курс включает 5 практических работ, 6 экскурсий, 7 уроков, в том числе лекции, семинары, конференции.
В методических разработках выделяется цель, приводится список необходимого оборудования, пошаговые инструкции хода работы, дополнительные данные по теме урока.
Программа курса «Будущий лесовод» подразумевает не только развитие у детей теоретических и практических знаний по изучению леса, но и приобретение опыта работы в лесу, умения организовать себя и других ребят на конкретную деятельность по ее охране под девизом «мыслить глобально, действовать локально». Данный курс является профориентационным, то есть предлагает выход за рамки традиционных учебных предметов.
Актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения.
Программа реализуется в следующей последовательности: вводная установка учителя, совместная деятельность учителя и учащихся, самостоятельная деятельность учащихся и представление результатов деятельности учащихся. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей биологии, географии, экологии и других предметов. Для освоения данного курса обучающиеся должны обладать знаниями морфологии и физиологии растений.
Программа курса рассчитана на 18 ч и является дополнением к основному курсу биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о значении лесов, о многообразии живых организмов в лесном биоценозе, распространении лесов, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. Содержание данного курса помогает ответить на важные жизненные вопросы, т.к. включает материал, который предполагает формирование новых ценностей по отношению к родной природе, гуманистические идеи, знакомит школьников с реальными проблемами современной жизни. Учащиеся должны осознать: стабильное и благополучное будущее человека зависит от того, насколько бережно и рационально мы относимся к природе сегодня.
Цель курса:
Формирование интереса к проблемам леса; культуры отношения ко всему живому; развитие исследовательских способностей учащихся; профориентация учащихся.
Основными задачами являются:
создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;
ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности данной профессии – лесовод;
поддержание мотивации к биолого-экологическому профилю;
данная профессия востребована на рынке труда.
Данная программа предполагает: лекционные занятия, практические игры-семинары, научно-практические конференции.
Основные виды занятий: лекции-беседы; практические занятия; уроки-экскурсии; подготовка сообщений, докладов, презентаций; защита творческих работ. Формы учета знаний:
-ответы учащихся на проблемные вопросы по ходу занятий;
-выводы практических работ;
-выполнение творческих отчетов об экскурсиях;
-самостоятельные мини – проекты учащихся.
Требования к знаниям и умениям
По окончании курса учащиеся должны знать:
состав и структуру биоценоза леса;
выявлять причинно-следственные связи;
виды взаимосвязей между компонентами;
разбираться в технологических процессах лесной промышленности;
правила и приемы сохранения природных объектов
По окончании курса учащиеся должны уметь:
описывать сообщества;
наблюдать объекты;
составлять пищевые цепи;
определять видовую принадлежность;
применять на практике полезные свойства растений;
излагать самостоятельно подготовленный материал, делать презентацию собственного творчества.
Учебный план
Название темы Количество часов
всего лекции практика экскурсии
I. Введение 3 1 1 1
Урок-лекция 1. Определение понятия «лес», «насаждение», «древостой». 1 1 Экскурсия № 1. «Составление комплексной характеристики лесов своей местности». 1 1
3.Практическая работа № 1. Многосторонняя ценность леса 1 1 II. Формирование производных лесов Прилузья5 2 1 2
4.Урок-лекция «Формирование производных лесов Прилузья» 1 1 –
5. Экскурсия № 2 «Типы леса» 1 1
6.Экскурсия № 3 «Биоценоз соснового леса». 1 1
Практическая работа № 2. Изменение биоценоза леса. 1 1 7. Семинар «Почему надо сохранять биологическое разнообразие». 1 1 III Лесокультурные работы в производных лесах 3 1 1 1
8. Лесосеменное хозяйство, его значение и структура. 1 1 9. Экскурсия № 4 в Прилузское лесничество. 1 1
10. Практическая работа № 2. «Определение природной ценности таёжных лесов». 1 1 IV. Хозяйственная деятельность человека в лесах Прилузья5 2 1 2
11. Урок-лекция «Хозяйственная деятельность человека в лесах Прилузья». 1 1 12. Экскурсия № 5 на лесозаготовительное предприятие. 1 1
13. Экскурсия № 6 «Влияние человека на лес, окружающий село». 1 1
14. Практическая работа № 4 «Оценка состояния леса в районе проживания» 1 1 15.Актуальность лесных пожаров. 1 1 V. На службе у леса 3 1 2 15. Профессия – лесничий. Ученые-лесоводы. 1 1 16.Практическая работа № 5 «Посадка леса». 1 1 VI. Итоговое занятие. 1 1 17.Практическая работа № 7 «Защита творческих работ учащихся». 1 1 Всего: 18 7 5 6
Содержание курса
Тема 1. Введение (3ч)
Лекция. Общее понятие о лесе как целостной природной системе. История образования лесов в Республике Коми. Определение понятий «лес», «насаждение», «древостой».
Экскурсия в лес. Составление комплексной характеристики лесов своей местности. Знакомство с программой, видами занятий, формами и объемом практических и творческих работ, требованиями оформления отчетов и сообщений. До сведения учащихся доводятся критерии оценки их деятельности.
Практическая работа. Социологическое исследование на тему: «Значение леса для моей семьи». Составление вопросов для интервьюирования, проведение опроса членов семьи. Сопоставление результатов в классе, сравнение данных, выводы.
Тема 2. Формирование производных лесов Прилузья (5 ч)
Лекция. Формирование производных лесов Прилузья. Условия формирования хвойных лесов (сосновых, еловых), лиственных (березовых, осиновых). Экологические факторы, связанные с развитием и ростом деревьев. Правила заготовки древесины.
Экскурсия. Провести экскурсию на экологическую тропу. Знакомство с типами леса. Учащиеся должны научиться определять типы леса, подготовить отчет по итогам работы.
Экскурсия. Провести экскурсию в ближайший лес. Учащиеся должны дать оценку видового состава, подготовить отчет-реферат о видовом составе леса своей местности, описать растительность по ярусам.
Практическая работа. Сравнить участки молодого и зрелого леса, выяснить, изменяется ли биоценоз леса с возрастом, и в чем состоят эти изменения.
Семинар. Почему надо сохранять биологическое разнообразие. Условия формирования хвойных лесов (сосновых, еловых), лиственных (березовых, осиновых). Экологические факторы, связанные с развитием и ростом деревьев. Правила заготовки древесины.
Тема 3. Лесокультурные работы в производных лесах (3 ч)
Лекция. Лесосеменное хозяйство, его значение и структура. Значение лесного хозяйства, формирование производных насаждений, цели создания лесосеменных заказников, участков, питомников и плантаций. Сбор семян. Технология создания лесных культур. Виды рубок ухода.
Экскурсия в Прилузское лесничество. Познакомиться с профессиями лесничества, с историей возникновения предприятия, основной продукцией, профессиями работников лесничества.
Практическая работа. Оценка уровня биологического разнообразия леса. Определение уровня нарушенности биологического разнообразия по следующей таблице.
Тема 4. Хозяйственная деятельность человека в лесах Прилузья (5 ч)
Лекция. Хозяйственная деятельность человека в лесах Прилузья. Охотничьи промыслы. Технология подсечного земледелия. Развитие промышленности и ремесел. Рубки главного пользования.
Экскурсия на лесозаготовительное предприятие. Знакомство с современными лесозаготовительными предприятиями, технологией заготовки древесины, современной лесозаготовительной техникой, профессиями лесозаготовителей.
Экскурсия на экологическую тропу. Знакомство с влиянием человека на лес, окружающий село.
Практическое занятие. Определение степени рекреационной деградации лесной экосистемы (исследование с использованием таблиц). Оценка состояния леса в районе проживания, выявление основных причин изменения состояния леса.
Лекция. Лесные пожары: виды пожаров, предупреждение, обнаружение лесных пожаров, тушение.
Тема 5. На службе у леса (1 ч)
Лекция. Профессия – лесничий. Ученые-лесоводы. Как помочь лесу.
Итоговое занятие (1 ч)
На итоговом занятии подводятся итоги пройденного курса, оцениваются творческие работы учащихся, проводится ориентация на профессии, связанные с лесом и с его будущим.
Тематическое планирование
№ Тема урока Основные понятия Методы и формы урока Оборудование Формы контроля Результат обучения Домашнее задание
1 2 3 4 5 6 7 8
I Введение (3часа)
1 Урок-лекция 1. Определение понятия «лес», «насаждение», «древостой» Что такое «лес», «насаждение», «древостой» Лекция, беседа, работа с дополнительной литературой Фотографии, иллюстрации, схемы, презентация Цифровой диктант Знать о понятиях «лес», «насаждение», «древостой» Разработать правила рационального поведения в лесу
2 Экскурсия № 1.
«Составление комплексной характеристики лесов своей местности» Мониторинг хвойные леса, ярусность. Наблюдения, беседа, работа по группам, поисковая работа. Фотоаппараты, блокноты, карандаши Отчет об экскурсии Знать правила поведения в лесу,
Уметь ориентироваться в лесу Творческий отчет об экскурсии с фотографиями и рисунками
3 Практическая работа № 1. Многосторонняя ценность леса. Воздухоохранная, средообразующая, почвозащитная, полезащитная роли леса Самостоятельная работа с литературой, социологический опрос в семье. Плакаты по теме, анкета для членов семьи. Отчёт по анкете Объяснять роль леса в жизни людей и хозяйственной деятельности человека
Заполнить анкету с членами семьи
II Формирование производных лесов Прилузья (5 часов)
4 Урок-лекция 2. Формирование производных лесов Прилузья. Условия формирования хвойных и лиственных лесов. Экологические факторы, связанные с развитием и ростом деревьев. Правила заготовки древесины. Беседа, работа в группах, презентация. Плакаты, презентация Рабочая тетрадь Знать условия формирования хвойных и лиственных лесов. Экологические факторы, связанные с развитием и ростом деревьев. Правила заготовки древесины. Оформить рабочую тетрадь
5 Экскурсия № 2 «Типы леса» Разнообразие типов леса Экскурсия, работа в группах Блокноты, карандаши, фотоаппараты. Оформление отчета Знать типы леса, и уметь их определять Оформить отчет, сделать презентацию
6 Экскурсия № 3 «Биоценоз соснового леса» Жизненные формы растений, видовое разнообразие растений в лесу. Экскурсия, работа в группах. Блокноты, карандаши, фотоаппараты. Оформление реферата. Знать видовой состав леса, ценные породы местного леса. Оформить реферат «Видовое разнообразие растений ближайшего леса»
7 Практическая работа № 2 «Изменение биоценоза леса». Зрелый, молодой лес, отличительные особенности Практическая работа, работа по группам. Альбомы, линейки, карандаши. Практическая работа Уметь делать сравнительную характеристику Оформить отчет
8 Урок-семинар «Почему надо сохранять биологическое разнообразие» Биологическое разнообразие генетическое, видовое и экосистемное разнообразие живых организмов. Урок-семинар Плакаты Рабочая тетрадь Уметь соотнести знания на практике Заполнить рабочую тетрадь
III. Лесокультурные работы в производных лесах (3 часа)
9 Урок-лекция 3. Лесосеменное хозяйство, его значение и структура Значение лесного хозяйства, формирование производных насаждений. Сбор семян. Технология создания лесных культур. Виды рубок ухода. Лекция, беседа. Плакаты по теме, презентация, таблицы. Цифровой диктант Знать значение лесного хозяйства, формирование производных насаждений. Сбор семян. Технология создания лесных культур. Виды рубок ухода. Заполнить рабочую тетрадь
10 Экскурсия № 4 в Прилузское лесничество. Профессии лесничества, история возникновения предприятия, его структура. Наблюдения, беседа, рассказ. Блокноты, ручки, фотоаппараты. Записи в блокнотах, фотоотчёт. Знать основную информацию о Прилузском лесничестве. Творческий отчёт об экскурсии.
11 Практическая работа № 3. «Определение природной ценности таёжных лесов». Биологическое разнообразие леса. Практикум, работа по группам. Слайды, плакаты, фотографии местных лесов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Определять природную ценность таёжных лесов Составление отчёта.
IV. Хозяйственная деятельность человека в лесах Прилузья (5 часов)
12 Урок-лекция 4. «Хозяйственная деятельность человека в лесах Прилузья». Охотничьи промыслы. Технология подсечного земледелия. Развитие промышленности и ремесел. Рубки главного пользования. Лекция, беседа, работа в группах. Презентация Выполнение заданий в рабочей тетради. Знать технологию подсечного земледелия. Развитие промышленности и ремесел. Рубки главного пользования. Оформить рабочую тетрадь
13 Экскурсия № 5 на лесозаготовительное предприятие. Способы валки леса, лесозаготовительная техника, профессии лесозаготовителей Экскурсия Блокноты, ручки, фотоаппараты. Записи в блокнотах, фотоотчёт. Уметь проводить опрос, беседу Оформить отчет.
14 Экскурсия № 6 Влияние человека на лес, окружающий село. Браконьерство, девственный лес, санкционированная свалка Экскурсия Блокноты, ручки, фотоаппараты. Записи в блокнотах, фотоотчёт. Знать правила оборудования санкционированной свалки Оформить отчет.
15 Практическая работа № 4. «Оценка состояния леса в районе проживания». Рекреационная деградация лесной экосистемы, выявление основных причин изменения состояния леса. Практическая работа Слайды, плакаты, фотографии местных лесов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Уметь оценивать состояние леса и выделять основные причины его изменения. Оформить отчет в свободной форме.
16 Урок-лекция 5. Актуальность лесных пожаров. Лесные пожары: виды пожаров, предупреждение, обнаружение лесных пожаров, тушение. Лекция, беседа, проблемные вопросы. Видеофильм «Пожары леса и их последствия». Контрольное тестирование. Знать причины возникновения пожаров, их виды, методы борьбы с пожарами, уметь оказывать помощь пострадавшим на лесных пожарах. Ответить на главные вопросы темы.
V. На службе у леса (1 час)
17 Профессия лесничий. Ученые лесоводы. Профессии лесного комплекса, учебные заведения лесного хозяйства. Урок конференция, круглый стол. Рекламные брошюрки по учебным заведениям, иллюстрации, плакаты. Самоконтроль. Знать профессии лесного комплекса, учебные заведения, готовящие специалистов лесного хозяйства. Написать сочинение «Я б в лесничие пошёл…».
VI. Итоговое занятие (1час)
18 Практическая работа «Защита творческих работ учащихся». Основные понятия курса. Круглый стол, урок-обобщение. Плакаты и рисунки по теме. Творческая работа Закрепить полученные знания, осуществлять самоконтроль и самооценку. Литература для учителя
1.Балбышев, И.Н. «Из жизни леса».- СПб: ЛЕНИЗДАТ, 1990.— 223 с.
2.Биология: материалы к урокам-экскурсиям./ В.Г.Бабенко, Е.Ю.Зайцева, А.В. Пахневич, И.А.Савинов.— М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-288 с.
3. Бондарук, М.М., Ковылина,Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.— 127 с.
4. Винокурова, Н.Ф., Камерилова, Г.С., Николина, В.В. Лес и человек. – М.: Просвещение, 2000.-125 с.
5. Дамберг Э.Ф. Лесовод-любитель. – М: изд-во МСоЭС, 2002, - 8-37 с.
6. Зверев, А.Т. Экология. Практикум. – М.: Оникс – 21 век, 2004.-364 с.
7. Как выраститьлес. Методическое пособие – М.: Гринпис России, 2003.
8.Элективные курсы в системе профильной подготовки. Учебно – методическое пособие.-Ульяновск, 2004 −124 с.
Литература для учащихся
1. Бобров, Р.В. Экзамен на лесничего. – М.: Просвещение, 1990.-87 с.
2. Букштынов, А.Д., Грошев, Б.И., Крыло,Г.В. Леса. – М.: Мысль, 2005–286 с.
3. Гаев, Л.Я., Самарина, B.C. Наши следы в природе. – М.: Недра, 1999.-98 с.
4. Еник,Я. Иллюстрированная энциклопедия лесов. – М.: Артия, 1997.-197 с.
5. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1999.-84 с.
6.«Общая, социальная, прикладная экология» учебное пособие Н.А. Воронков, стр.242, 247–255, М.: РАНДЕВУ-АМ, АГАР, 1999.
7. Петров, В.В. Лес и его жизнь. – М.: Просвещение, 1996.-352 с.
8. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1998.-84с.
9. Петров, В.В. Жизнь леса. – М.: Просвещение, 2000.-158 с.
10. Реймес,Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 1990.-247 с.
11. Щетинский, Е.А. Тушение лесных пожаров. – М.: ВНИИЦлесресурс, 1994 169 с.
12.«Экология, окружающая среда и человек» Ю.В. Новиков, стр.240–260, М.: ЮНИТИ, 1998.-83 с.