рабочая программа по экологии Земля у нас одна

Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
МО города Братска



«Согласовано»
НМС МБОУ «СОШ №12»
Заместитель директора по НМР

_____________/Феодосова Т.Н./

Протокол № 2
от «__»___________200__г


«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ №12»

_______/Проскурякова Н.И./

Приказ № ________
от «__»___________200__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
экологического образования «Земля у нас одна »
для учащихся 3, 4-го классов
(составлена на основе авторской программы Е.А. Козяевой «Земля у нас одна», утвержденная МС ГИМНЦ департамента образования
г. Братска, 200) г.)


Разработала:
Бордовская Юлия Сергеевна, старшая вожатая.
Срок реализации 2013-2014 уч.г.




г. Братск
2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Земля у нас одна» является переработанной рабочей программой Е.А. Козяевой «Земля у нас одна», ориентированной для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ.
Дифференцированное изучение в школе различных явлений природы не позволяет сформировать целостное представление об окружающем мире, о месте и роли в нем человека. Положение не спасают и предпринимающиеся попытки экологизации отдельных разделов природоведения в младших классах, а также химии, физики биологии и других предметов - в старших. Ребенок не получает всесторонней взаимосвязанной информации о живом организме, обо всех влияющих на него факторах, а главное о своем месте - пассивном или активном в системе этих факторов.
Поэтому и возникла необходимость в разработке программы по основам экологии. Соблюдение и умелое использование экологических законов необходимо для выживания человечества, поэтому внимание учащихся концентрируется на современных проблемах, касающихся взаимоотношений человеческого общества и природы, и путях их успешного разрешения и преодоления.
Большое внимание в программе уделено проблемам так называемой классической экологии, выделены такие темы "Экосистема", "Пищевые сети".
Содержание курса способствует развитию экологически ценностных ориентации, т.е. помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек - это часть природы, его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость всего многообразия жизни; понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность, как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности, вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Ожидаемый результат способствует развитию экологически ценностных ориентации. Способ проверки знаний учащихся, проводится в виде тестов и самостоятельных работ.

Цель программы: воспитать сознательное отношение к природе, к своему краю и к планете в целом, сформировать экологическое сознание и научить экологически грамотному поведению в повседневной жизни.

Задачи:
сформировать у учащихся экологическое сознание и чувство признательности природе;
усилить осознание учащимися проблемы индустриального загрязнения окружающей среды;
объяснить сложность глобальных проблем;
сформировать позитивные, здоровые и экологически безопасные бытовые привычки;
определить включенность отдельного человека и человечества в целом в глобальные биосферные процессы.


Области применения программы
Программа может быть реализована в средних общеобразовательных учреждениях, в профильных классах, в учреждениях дополнительного образования.
Программа «Земля у нас одна» является переработанной программой Е.А. Козяевой «Земля у нас одна», ориентированной для учащихся 3,4-х классов общеобразовательных школ. Проработав эту программу и решив создать свою, я ориентировалась на необходимость программного материала для воспитанников 3,4-го класса СОШ№ 12. Курс рассчитан на 1 учебный год, на 144 часа, для данной группы детей скорректирован на 110 часов. из них теория уменьшилась до 72 часов, увеличилось число практических работ 26 часови экскурсий 12ч. Некоторые сложные определения, такие как «фотосинтез» из блока №1 «Введение в экосистемы», РН – среда из блока №2 Вода, радиация, ПДК, диоксины, изотопы, свинцовое отравление, парниковый эффект, озоновый слой и др. из блока №3 Воздух были убраны и заменены на более простые темы, некоторые определения - были заменены на более простые (адаптация – на приспособляемость, экосистема – на природное сообщество, и т.д.). В связи с этим изменились названия некоторых тем почти во всех блоках: в блоке №1- одна тема, в блоке №2 – две темы, в блоке№3 – пять тем, в блоке №4 добавилась одна тема. Количество часов на теорию и практику существенно не изменилось. На занятиях по экологии младшим школьникам будет предложено больше игр, в том числе и на открытом воздухе, просмотр фото и видеоматериалов, чтение экологических сказок, разгадывание кроссвордов, ребусов и т. д
В работе можно использовать материалы краеведческого музея ЭБЦ, коллекции и гербарии, видеофильмы и презентации.

Таким образом, у детей появится возможность в течение года формировать комплекс знаний о природе и методах гармонизации отношений «человек-природа»
Учебно -тематический план
Тема занятий
Всего часов
Теория
Практика
Экскурсии

Введение

12
6
4
2

Вводное занятие.
2
1
1
-

Знакомство с работой кружка
2
1

1

Экология – наука
2
1

1

Окружающая среда.
2
1
-
1

Экологический кризис.
2
1
1


3. Природа.
2
1
1
-

Блок №1 Введение в экосистемы
8
5
2
1

Понятие экосистемы. Экскурсия в парк.
2
1
-
1

2. Энергия, Фотосинтез.
2
1
1
-

3. Состав экосистемы.
2
1
1
-

4.Приспособления. Изменения в экосистемах.
2
2
-
-

Блок №2 Вода

38
24
11
3

1.Возникновение воды.
2
2
-
-

Химический состав
2
1
1


2. Свойства воды
2
1
1
-

3. Круговорот воды в природе
2
1
1
-

4. Вода - источник жизни
2
1
1
-

5. Вода - среда обитания
2
2
-
-

б. Жизнь в пресных водах
2
2
-
-

7. Жизнь в морской воде
2
2
-
-

8. Вода в быту
2
1
1
-

9. Источники загрязнения воды
2
1
1
-

10. Загрязнение Братского водохранилища
2
-
1
1

11. Промышленные и бытовые сточные воды
2
2
-
-

12. Очистка сточных вод БЛПК
2
-
-
2

13. Удобрения, ядохимикаты.
2
2
-
-

14.Атмосферные осадки.
2
1
1
-

15. Почему надо беречь воду.
2
1
1
-

16.Охрана вод от загрязнений. Уникальность озера Байкал.
2
2
-
-

Блок №3 Воздух

34
27
4
3

1.Состав воздуха
2
2
-
-

2.Свойства воздуха
2
1
1
-

3. Давление
2
2
-
-

4.Зачем нам нужен воздух
2
1
1
-

5.Источники загрязнения воздуха
2
1
1
-

6. Температура и термометр
2
2
-
-

7. Выбросы от автотранспорта
2
1
-
1

8. Опасность для всего живого
2
2
-
-

9. Шумовое загрязнение
2
1
1
-

10.Содержание разных веществ (перечень)
2
2
-
-

11.Охрана воздуха в Братске.
2
2
-
-

12.Излучение Солнца
2
2
-
-

13. Зачетный урок
2
-
-
2

14. Чернобыльская авария 1986 г.
2
2
-
-

15. Как мы можем беречь воздух
2
2
-
-

16. Воздух должен быть чистым!
2
2
-
-

Блок №4 Земля
1. Литосфера
10
5
4
1

1.Каменная оболочка Земли.
2
2
-
-

2.Отходы и их классификация
2
1
1
-

3. Вторая жизнь хлама
2
-
2
-

5. Производство целлюлозы и бумаги
2
1
1
-

6. Мусор в окружающей среде
2
1
1


Блок №5 Лес
1. Функции леса
8
5
1
2

1.Роль леса
2
1
1
-

2. Жизнь в лесах
2
2
-
-

3.Факторы, влияющие на исчезновение леса.


леса
2
-
-
2

Заключение
Закон «Об охране окружающей природной среды». Будущее нашей планеты
2
2
-
-

Всего:
110
72
26
12



КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Введение
Вводное занятие. Экология - наука
Знакомство с детьми через экологическое лото. Участвуют дети и педагог (Приложение № 1). Понятие "Экология" - через легенду о трех тайнах жизни - связь живой и неживой природы, внутри живой природы, человека и природы, определение по Геккелю.
Окружающая среда. Экологический кризис
Экскурсия в музей "Ангарская деревня". Сравнение окружающей среды человека в далеком прошлом и в настоящем. Сравнивая, приходим к понятию "экологический кризис". Объекты окружающей среды.
Природа
Среды жизни. Каждый объект окружающей среды имеет свое основное и постоянное "место жительства", выполняя строго определенные функции. Живая и неживая природа. Игра "Земля - вода - воздух". (Приложение №2).
Итак, о воздухе, воде, земле и существах, на ней живущих.

БЛОК №1 Природные сообщества
Понятие природного сообщества
Урок проводится в парке. Дети ощущают себя частью экосистемы парка, выявляют взаимосвязи. Все экологические системы в широком смысле связаны между собой. Роль организмов, окружающей среды. Законы и принципы функционирования экосистем, ограничивающие действия людей в отношениях с природой. Видеофильм - 10 минут из серии "10x10. Город мой".
Энергия Солнца
Нет энергии - нет жизни. Первоначальный источник энергии почти для всех существ - Солнце.
Единственные живые существа, получающие световую энергию Солнца непосредственно и сразу использующие ее для образования питательных веществ - это растения.
Световая энергия - источник жизнедеятельности любой экосистемы.
Процесс познается через игру. (Приложение №3).
Лабораторная работа. С помощью микроскопа рассматриваем хлорофилловые ядра растений.
Состав природного сообщества Урок в аквариумной лаборатории. Пищевые цепи, пирамида биомассы.
Практическая работа: составление (группами детей) пищевых цепей экосистем водоема, тайги и т.д. и направление энергии в них.
Приспособление. Изменения в природных сообществах Урок в зоологическом кружке. Определяем, как организмы приспосабливаются к окружающей среде. Устойчивость экосистем. Колебания в экосистемах. Влияние человека на изменение среды.
Биоразнообразие и почему его надо сохранять.

БЛОК №2 ВОДА
Возникновение воды. Химический состав
Под влиянием высоких температур из горных пород Земли вытеснены атомы водорода и кислорода. Вода газообразная - водяной пар. В результате понижения температуры Земли - горячие ливни. Круговорот воды в ранней истории Земли. Образование новых молекул воды. Видеофильмы: Оксфордский университет. "Вода", "Рапсодия океана".
Свойства воды
Три агрегатных состояния: жидкое, твердое, газообразное. Вода пресная и соленая. Переход из одного состояния в другое. Закрепление материала - игра двумя командами по блиц - вопросам.
Практическая работа "Вода - хороший растворитель".
Цель: показать, что разные вещества по - разному ведут себя в воде.
Используемые вещества: соль, толченый мел, песок.
Круговорот воды в природе
Урок по сказке "Капелька - путешественница".
Практическая работа по раздаточным карточкам. Карточки необходимо раскрасить, приклеить в тетрадь, предлагается детям самим придумать сказку о Капельке, например, "Капелька внутри человека", "Капелька в водоеме с нефтью" и т.д. А как мы можем помочь Капельке?
Вода - источник жизни
Взрослый человек больше чем наполовину, а растения - до 99% состоят из воды. Процесс пищеварения протекает только в водной среде, вода образует плазму крови. Растения и животные используют воду при газообмене в процессе дыхания. Вода нужна для образования питательных веществ в процессе фотосинтеза.
Практическая работа "Прорастание семян". Берем семена гороха или бобов и проращиваем с водой и без воды.
Цель: показать значение воды для растений.
Вода - среда обитания
Урок готовится учениками, проводится в аквариумной лаборатории. Вода используется животными и как средство общения, поскольку звук распространяется в воде.
Жизнь в пресных водах . Жизнь в морской воде
Уроки проводятся учениками самостоятельно. Особенности пресных и морских вод. Пищевые сети. Разнообразный растительный и животный мир.
Вода в быту
Потребление воды человеком.
Практическая работа "Сколько воды теряется из-за неисправности крана?"
Цель: показать как много воды мы можем тратить напрасно из-за невнимательности, и что каждый из нас бережным отношением к воде может помочь сократить потребление воды, уменьшить загрязнение и сберечь энергию.
Домашняя практическая работа "Сколько воды тратит твоя семья за одни сутки?"
Цель: заинтересовать детей проблемой бережного отношения к воде.
Источники загрязнения воды
Просмотр видеофильма 10x10 "Город мой".
Вода обладает определенными физическими и химическими свойствами, к которым в процессе эволюции приспосабливались живые существа нашей планеты, в том числе и человек. Загрязнение инородными соединениями приводит к изменению этих свойств, что усложняет или даже делает невозможным существование обитателей планеты.
Пути загрязнения гидросферы: промышленные и бытовые сточные воды, атмосферные осадки, удобрения и пестициды, нефть, свалки.
Лабораторная работа "Определение загрязнения снега".
Цель: показать, что снег загрязняется еще в атмосфере.
Работа проводится методом фильтрования талого снега.
Загрязнение Братского водохранилища
Экскурсия на берег залива водохранилища.
Цель: определить источники загрязнения поверхностных вод в г. Братске.
Лабораторная работа "Определение загрязнения воды залива Братского водохранилища". Определяем наличие взвешенных веществ путем фильтрования.
Промышленные и бытовые сточные воды
Технологические процессы приводят к загрязнению водоемов промежуточными и конечными продуктами производства. С промышленными стоками попадают в водоемы ртуть, кадмий и др. металлы. Их влияние на живые организмы.
Технология очистки сточных вод БЛПК
Экскурсия на очистные сооружения Братского лесопромышленного комплекса. Цель: познакомиться с методами очистки сточных вод.
Удобрения, ядохимикаты
Большую опасность создают удобрения и ядохимикаты, смываемые с полей. Однако, без применения средств химической защиты мировой урожай составлял бы лишь 70% от получаемого в настоящее время. Разложение в почве многих хлорорганических ядохимикатов происходит в течение 1,5 лет и более. Через пищевые цепи они неизбежно проникают в организм человека.
Атмосферные осадки.
Атмосферные осадки несут большое количество вымываемых из воздуха химических соединений, попадающих туда вследствие загрязнения.
Практическая работа "Выявление загрязнения осадков". Используем питьевую соду, растолченный мел, фильтр.
Цель: показать, что осадки, выпадающие на Землю загрязнены.
Почему надо беречь воду? Вода – главное богатство на Земле, её надо беречь. Нехватка и загрязнение пресной воды.
Решение экологических проблем (прил. №4).
Охрана вод от загрязнений .Уникальность озера Байкал
Самостоятельная подготовка и проведение урока учениками.
БЛОК №3 ВОЗДУХ
Состав воздуха
Просмотр видеофильма Оксфордского университета. Воздух - смесь газов.
Свойства воздуха
Физические, химические свойства воздуха.
Практическая работа "Имеет ли воздух вес?"
Цель: показать, что воздух имеет вес. Работа проводится с двумя надувными шарами.
Практическая работа "Чем мы дышим?" Дети подсчитывают сколько вдохов они совершают за 1 минуту в спокойном состоянии и после одной минуты бега.
Воздух и жизнь Значение воздуха для живых организмов на Земле.
Зачем нам нужен воздух
Дыхание и жизнеобеспечение. Где есть воздух? Практическая работа "Воздух в воде".
Цель: показать, что воздух растворяется в воде подобно соли или сахара и им могут дышать многочисленные водные организмы, не покидая воду.
Источники загрязнения воздуха
Просмотр видеофильма 10x10 "Город мой. Источники загрязнения воздуха.
Практическая работа "Загрязнение воздуха продуктами сгорания".
Цель: показать, что любое сжигание является источником загрязнения - как тепловым, так и химическим. Опыт со свечой и блюдцем.
Температура и термометр
Значение температуры воздуха для живых организмов, для человека.
Для чего служит прибор термометр.

Выбросы от автотранспорта
Просмотр видеофильма 10x10 "Город мой".
Экскурсия "Автомобили все заполонили".
Цель: определить источники выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.
Опасность для всего живого
В чём заключается опасность для живых организмов из-за загрязнения воздуха.
Шумовое загрязнение
Искусственное и естественное шумовое загрязнение. Нормы шума. Единицы измерения уровня шума.
Практическая работа "Шум вокруг нас".
Цель: определение уровня шумового загрязнения в учебном учреждении.
Игра: "Естественное шумовое загрязнение". Карточки с названием различных домашних животных. Дети воспроизводят эти звуки.
Содержание разных веществ (перечень)
Содержание различных вредных веществ в воздухе. Перечень веществ в воздухе и воде. Специфические вещества для г. Братска.
Охрана воздуха в Братске
Что делается в городе для охраны воздуха на предприятиях.
Излучение Солнца
Естественное излучение. Вредное излучение.
Зачетный урок
Экскурсия в близлежащий парк. Оценка экологической ситуации комплексно - нагрузка на воздушную среду, состояние зеленых насаждений и т.д. Анкета
( прил.№6).
Чернобыльская авария 1986 г.
Время, место, причины аварии. Меры по ликвидации аварии. Последствия. Обстановка на сегодняшний день. Действия людей для уменьшения негативного воздействия радиации. Анкета по радиации (Приложение №5)
Как мы можем беречь воздух
Недопустимость возникновения пожаров во дворах, лесах, разведения костров и т.д.
Воздух должен быть чистым!
Значение чистоты воздуха для всего живого и для людей.

БЛОК №4 ЗЕМЛЯ
Каменная оболочка Земли
Просмотр видеофильма. Значение для людей.
Берегите почву
Зачем надо беречь почву. Плодородие – главное свойство почвы..
Отходы, их виды Просмотр видеофильма 10x10 "Город мой". Хлам и мусор. Практическая работа "Возможность применения отходов".
Цель: рассмотреть и определить возможность повторного использования части предметов в быту.
Вторая жизнь хлама
Поделки из твердых бытовых отходов (упаковочных материалов, бумаги, ткани и др.).
Производство целлюлозы и бумаги
Производство целлюлозы на примере Братского ЛПК. Загрязнение окружающей среды в результате производства.
Практическая работа "Бумага из макулатуры".
Цель: показать, что из использованной бумаги можно делать листы и использовать повторно.
Мусор в окружающей среде
Влияние сжигания мусора на здоровье людей. Экскурсия. Обходим микрорайон, в котором находится учебное заведение.
Цель: определить разновидность мусора и наличие урн на улицах города. Производим уборку мусора. Рисуем схему микрорайона. Наносим на схеме количество и месторасположение урн, делаем выводы. Рисуем листовки, развешиваем по городу.
БЛОК №5 ЛЕС
Роль леса
Строение дерева, функции леса.
Практическая работа "Определение возраста дерева по спилу".
Цель: научиться определять возраст по годичным кольцам, определить по спилу благоприятные и неблагоприятные годы.
Жизнь в лесах
Урок готовится и проводится учениками самостоятельно.
Факторы, влияющие на исчезновение леса.
Экскурсия на экологическую тропу с целью определения человеческого воздействия на леса.
Заключение
Закон "Об охране окружающей природной среды". Рисунки "Будущее нашей планеты", "Что могу изменить я сам?"




Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


К возможным формам организации деятельности детей на занятии относятся:
групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные и др.
В практике работы педагог дополнительного образования использует различные формы занятий: встреча, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, презентация, семинар, соревнование и др.
Ожидаемый результат освоения образовательной программы подводит итог тем знаниям, умениям, практическим и коммуникативным навыкам, которыми овладели обучающиеся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
Для отслеживания результативности образовательного процесса удобно использовать следующие этапы контроля:
начальный контроль (октябрь);
текущий контроль (в течение всего учебного года)
промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам и др.);
итоговый контроль (май).
Подведение итогов реализации образовательной программы может осуществляться с помощью таких форм занятий: открытое занятие, зачетная работа, взаимозачет, экзамен, тест, игра и др.

Разработки занятий находятся в приложении.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
Акимова, Татьяна Акимовна. Экология. Природа - Человек - Техника: учебник / Т. А. Акимова, А. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2007. – 511 с.
Дмитриев, Василий Васильевич. Прикладная экология : учебник / В. В. Дмитриев, А. И. Жиров, А. Н. Ласточкин. М.: Академия, 2008. – 608 с.
Коробкин, Владимир Иванович. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – 13-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 608 с.
Назаренко О.Б. Экология: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 100 с.
Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -576 с.
2. Одум Ю. Экология. 1986. - 2 тома.
3. Радкевич В. А. Экология. - Минск: Выш. шк., 1998. -159 с.
4. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы). - М: Молод. гвард., 1994. -367 с.
5. Горелов А. А. Экология. – М: Центр, 2000. –240с.
6. Шилов А. И. Экология. - М: Высш шк., 2000. -512с.
7. Вернадский В. И. Биосфера. – М: Мысль, 1967. – 114с.
8. Корсак К. В., Плахотник О. В. Основи екологii. - К: МАУП,2000. -240с.
9. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. – М: ЮНИТИ, 1998. – 455с.
10.Бродский А. К. Краткий курс общей экологии. – СПб: СПб ун-т, 1992. – 144с.
11. Воронков Н. А. Основы общей экологии. – М: Агар, 1997. – 87с.
12. Эволюция. Основы экологии. – М: Моск. лицей, 1995. – 104с.
Радкевич В.А. Экология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997. –159 с.
Стадницкий Г. В., Родионов А. И. Экология: Учеб. пособие для вузов. – 4-е изд., исправл. – СПб: Химия, 1997. – 240 с.
Шилов И.А. Экология: учебник для вузов. – М. : Высшая школа, 2009. – 512 с.
Дополнительная литература
Белозерский, Геннадий Николаевич. Радиационная экология: учебник / Г. Н. Белозерский. – М. : Академия, 2008. – 384 с.
Петров К. М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов. СПб: Химия, 1997. – 352 с.
Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И.Жукова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.
Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 672 с.
Снакин, В.В. Экология и природопользование в России : энциклопедический словарь / В. В. Снакин ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), Музей землеведения; Российская академия наук (РАН), Институт фундаментальных проблем биологии. – М. : Academia, 2008. 815 с.
Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию: Пер. с нем. – М.: Мир, 1997. – 232 с.
Хаскин, Владлен Владимирович. Экология человека: учебное пособие / В. В. Хаскин, Т. А. Акимова, Т. А. Трифонова. – М.: Экономика, 2008. – 367 с.
Бородин Ю.В., Гусельников М.Э. Промышленная экология: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. –120 c.
Гусельников М.Э., Бородин Ю.В. Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг–Томск: Изд-во ТПУ, 2009. –
101 с.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 115