Презентация к уроку Старый гений
"В России невозможности нет" (на материале рассказа Н.С.Лескова "Старый гений"), 8-й
Ход урока
1. Организация учащихся к уроку. Сообщение учащимся темы и целей урока. (На 1 слайде – тема урока).
– Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, какова тема начавшегося урока литературы, я предлагаю вам внимательно рассмотреть изображения предметов, помещенные на доску, и прочитать записанное на доске высказывание. А знаете ли вы, что объединяет все эти изображения? А какие чувства они у вас вызывают? С каким произведением они у вас ассоциируются?
Варианты ответа: 1. Не знаем; 2. Знаем.
Вы не знаете? Вам не хватает той графической информации, которую вы получили, увидев изображения этих предметов. Давайте прочитаем еще одну подсказку – содержащую дополнительную текстовую информацию. (На2 слайде появляется слово «гений»).
Вы узнали рассказ Н.С. Лескова «Старый гений». А как вы определили, что это он? Вы получили информацию, сопоставили ее, и это позволило вам сделать вывод. – А как вы понимаете слово «гений»? (Учащиеся высказываются).
– В толковом словаре (В.И. Даль, С.И. Ожегов) значение этого слова объясняется так:
Высшая творческая способность.
Человек, обладающий такой способностью.
В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.
– Ребята! Это слово связано с темой нашего урока. Обратившись к истории, рассказанной Н.С. Лесковым в рассказе «Старый гений», собрав достаточное количество информации, мы постараемся узнать, какое значение и почему автор вкладывает в это слово, какими средствами создает образы героев рассказа, какие проблемы поднимает.
(На 3 слайде портрет Н.С. Лескова и эпиграф к рассказу «Старый гений»).
– Достичь цели урока нам поможет эпиграф к произведению, которым стали слова Ларошфуко: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». Что вы узнали дополнительно из эпиграфа о значении этого слова? (Гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)
2. Актуализация знаний. Выяснение особенностей сюжета произведения, характеров героев.
(Выборочная работа с текстом рассказа (в сокращении). Заполнение кластеров о героях, если учащиеся читали текст рассказа. Работа с текстами глав (в парах) по вопросам, если текст не был прочитан).
– Давайте в группах
I.) вспомним героев рассказа и охарактеризуем их;
*II.) познакомимся с героями и сюжетом рассказа, оценим героев.
– Вам предлагается
I.) внести в кластер ваши знания о героях произведения и познакомить с этой информацией всех остальных.
*II.) познакомиться в группах с главами из рассказа и сообщить остальным информацию о его героях и сюжете.
(Учащиеся работают в 3 группах, затем знакомят остальных с данными, записанными в кластере:
1 гр. – старушка;
2 гр. – великосветский франт;
3 гр. – старый гений.
– А какие из изображенных на доске предметов имеют отношение к этим литературным героям, могли бы помочь лучше их понять. Объясните свой выбор. Выскажите свое отношение к этим предметам теперь. (Карты и крупные купюры имеют отношение к великосветскому франту, так как он играет в карты, у старушки занял деньги, скорее всего, на уплату карточного долга, сам очень богат и располагает деньгами. Эти предметы вызывают у нас отрицательные эмоции, потому что мы знаем, как непорядочно обошелся этот человек с хорошей знакомой своей матери, бедной старушкой, которая заложила дом, чтобы помочь ему. Конверты и мелкие банкноты имеют отношение к старушке и вызывают у нас чувство печали, сочувствие, так как главная героиня небогата и неоднократно обращалась в письмах к великосветскому франту с просьбой вернуть долг, но ничего не добилась от него. Банкнота в 500 рублей относится к старому гению, так как именно за такую сумму он взялся вернуть деньги старушке.)
3. Сравнительный анализ изображений литературных персонажей и героев живописных полотен. Выявление роли деталей в создании художественного образа.
(Во время ответа учащихся на 4, 5 и 6 слайдах появляются портреты людей, имеющих некоторое сходство с героями рассказа, но в целом отличающихся от них).
– Вы вспомнили (*II. теперь знаете) сюжет рассказа. В какой форме вы получили информацию о главных героях? (Из речи одноклассников, из графических изображений). В тексте нет описания их внешности, но вы, наверняка составили о них представление. Сравните представленные вами образы с людьми, изображенными на этих картинах. Портреты, которые вы видели, могли бы служить иллюстрацией к рассказу? Почему? Какие детали, известные вам из текста, отличают персонажей рассказа от людей, изображенных на портретах? Как детали позволяют получить информацию о героях, узнать их характер? Дополните словесные описания героев.
4. Лингвистическое «лото» (Лексическая работа по разъяснению значения выражений).
– Возможно, в тексте рассказа встретились слова, значение которых вам непонятно. Я предлагаю представителям каждой группы вытянуть по три выражения из текста рассказа, определить их значения, подобрав соответствующее каждому слову определение, и соединить их на доске, чтобы разъяснить всем смысл выражений:
Великосветский франт, сербский сражатель, закорюка, приструнить, мирволили, насулила, тайности, вопиющее дело, старая приязнь.
(Учащиеся определяют значение выражений, подбирают соответствующее определение и соединяют его с самим выражением).
– Скажите, а теперь как вы получили информацию, которая позволила вам узнать смысл выражений? Вы сумели найти значения всех слов? Почему? (Некоторые выражения придуманы автором).
– Вы могли бы сами определить их значение? Как вы это сделали? (Подобрали однокоренные слова, вспомнили их значение).
5. Анализ нравственных проблем, показанных в рассказе.
– Почему же героиня рассказа оказалась в столь затруднительной ситуации? Кто в этом виноват? (Франт, занявший у нее деньги и не желающий их отдавать).
– Почему франт не желал рассчитываться с главной героиней? У него была возможность это сделать?
– Как называется такой поступок, и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).
– А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке?(Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).
(На 7 слайде – основные нравственные нормы человеческих взаимоотношений).
– Скажите, закон как-то наказывает нарушителей таких норм? (Нет). Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения). Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества).
6. Дополнительное задание* (Сочинение-миниатюра на основе клише). (Может быть дано индивидуально нескольким учащимся, пока остальные обсуждают актуальность произведения).
– Представьте, что не от старого гения, а от вас зависело бы решение «вопиющего» дела старушки. Кто из вас мог бы написать небольшое письмо франту, в котором постарался бы убедить его расплатиться с героиней? А кто может написать коротенькую записку «старому гению» (чиновнику), чтобы поблагодарить его за помощь старушке? Вы можете воспользоваться клише (формой), которая поможет вам составить записку. Хочу напомнить вам, что герои Н.С. Лескова из XIX века, а тогда в письмах было принято обращаться друг к другу «Милостивый государь и милостивая государыня». Постарайтесь выдержать соответствующий обращению стиль и в остальном тексте письма.
7. Определение идеи рассказа и оценка его актуальности.
– Темой нашего урока стало высказывание одного из героев рассказа. Чье именно? Как вы думаете, какой смысл вложил в эти слова старый гений? (Речь идет о загадочной душе русского человека. В России возможна как вопиющая несправедливость, так и проявление доброты и благородства). А можно ли применить это высказывание к современной России? Вы знаете такие положительные и отрицательные примеры? Я предлагаю вам познакомиться с информацией о происшествии в Челябинской области, где один предприниматель присвоил денежные средства, собранные людьми на оплату операции смертельно больного ребенка. (Учащиеся читают текст).
– Можем ли мы сопоставить эту ситуацию с историей, описанной Лесковым? (Да. Нет.) Почему? (Учащиеся высказывают свое мнение).
8. Проверка творческой работы*.
– Кто уже может прочитать свое письмо? Как вы думаете, ребята, ваши одноклассники были убедительными?
9. Дополнительное задание (обсуждение и оценка героев)*.
– О каких героях Лесков написал, используя подобные выражения? Н.С. Лесков написал о своем творчестве: «Сила моего таланта в положительных типах». Как вы думаете, это высказывание можно отнести к рассказу «Старый гений»? А кто эти положительные типы в рассказе, по вашему мнению? Как относится к ним автор? Как мы это узнали?
10. Рефлексия. Наш урок подошел к завершению. Скажите, пожалуйста, что вам сегодня пришлось делать, чтобы полученную разными способами информацию преобразовать в знания? Я прошу вас оценить свое участие в уроке, продолжив одну из фраз или составив собственную.
(Учащимся выдаются листы с началом фразы, которую они могут продолжить, или составить собственную. Учащиеся отвечают).
– Я желаю вам, чтобы никогда вы не оказались в подобной ситуации, и по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
ХђЗаголовок 1ХђЗаголовок 2ХђЗаголовок 315