Автореферат ВКР Театральные технологии в развитии социальной активности младших школьниковЛеметина А.н
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
Кафедра педагогики начального образования и художественного развития ребенка
Автореферат выпускной квалификационной работы
Театральные технологии как средство развития социальной активности младших школьников
Выполнила: магистрант II курса
Леметина Анастасия
Никитична
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры педагогики
начального образования
и художественного развития
ребенка
Пелих Ирина Дмитриевна
Санкт-Петербург
2016
Актуальность исследования. В данный период, период - кардинальных изменений, остро встаёт проблема формирования нового человека, социально активного, способного к преобразовательной и творческой деятельности, готового принимать самостоятельные решения.
Социальная активность является одним из важнейших средств коммуникаций. То есть, она являет собой общение между людьми различных возрастов, с различным социальным статусом и положением, сплачивает их. Так же позволяет некоторым людям почувствовать себя нужными и востребованными в обществе, что тоже является не маловажным.
Данные требования, предъявляемые обществом, относятся и к современному младшего школьному образованию. Они предполагают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активности личности, направленной на полноценное взаимодействие с окружающей средой в соответствии с возрастными особенностями и возможностями.
Проблемой социальной активности занимались: Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский, А.Л.Венгер, Л.И.Божович, М.И.Лисина, В.С.Мухина и другие.
Мы считаем, что социальную активность стоит развивать уже с малого возраста, и для этого хорошо подойдут именно театральные технологии.
Именно с помощью театральных технологий, легче всего объяснить ребёнку, как нужно себя правильно вести в различных ситуациях, а самое главное показать, какие бывают ситуации. Дать ребёнку пример, удобнее всего на наглядном материале, а когда он ещё и сам будет в этом принимать участие, по нашему мнению развитие будет проходить быстрее и успешнее.
Перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, а также позволили сформулировать его цель, задачи, определить объект и предмет, выдвинуть гипотезу.
Гипотеза исследования: развитию социальной активности младших школьников будет способствовать реализация театрального Арт-проекта, разработанного на основе актуального для детей социального содержания, технологий взаимодействия и сотворчества.
Цель исследования: изучение особенностей развития социальной активности у младших школьников средствами театральных технологий.
Объект исследования: младший школьник в процессе социального взаимодействия.
Предмет исследования: особенности развития социальной активности у младших школьников средствами театральных технологий.
Задачи
1. Осуществить теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования социальной активности личности детей младшего школьного возраста;
2. Выявить структуру, факторы и показатели социальной активности младших школьников»;
3. Диагностика социальной активности у младших школьников 3-х классов;
4. Разработка на основе экспериментального исследования авторскую программу театральных занятий, направленных на развитие социальной активности школьников;
5. Исследовать влияние театральных технологий на взаимоотношения со сверстниками; на социальное поведение младших школьников, имеющих низкий уровень развития социальной активности;
6. Охарактеризовать основные типы, показатели и критерии сформированности социальной активности детей младшего школьного возраста;
7. Разработать и экспериментально апробировать театральную модель формирования социальной активности младших школьников
Методы исследования:
•теоретический анализ научной литературы;
•наблюдение;
•диагностический и формирующий эксперименты с использованием различных методик;
•методы математической статистики.
Диагностические методики: Карта интересов Савенкова, Социальные инверсии из негатива – в позитив. Авторская модификация методики Барышевой Т.А. , Определение уровня эмпатии с помощью психологических ситуаций («10 эмоций») Авторская модификация методики Тургель В.А., Беседа, интервью, наблюдение. , Экспериментальная методика «Лесенка» вариант Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, Карта взаимоотношений дошкольника со сверстниками в группе. Т. С. Барышевой и И. О. Сеничевой, Метод наблюдения в специально-созданных экспериментальных ситуациях взаимодействия детей друг с другом.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены и экспериментально проверены условия развития социальной активности
у младших школьников, разработан цикл занятий на основе театральных технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении эффективности театральной деятельности для развития социальной активности у младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что
результаты исследования могут быть использованы для практической работы в системе начального школьного и дополнительного образования младших школьников.
В связи с этим, очевидна актуальность исследования проблемы развития социальной активности у младших школьников посредствам театральных технологий.
База исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2016 г.г. в несколько этапов на базе МОУ Гимназия» г.Сертолово Всеволожского района, Ленинградской области. В исследовании принимали участие дети в возрасте 9-10 лет в количестве 53 человека (младший школьный возраст). Пилотную группу составили 25 учащихся, экспериментальную группу - 28 человек, контрольную - 25.
Основное содержание работы.
Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, определены цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи, методы исследования, диагностические методики, теоретическая и практическая значимость, база исследования.
Первая глава «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ» содержит теоретический анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме и состоит из четырех параграфов.
В данной главе 4 параграфа. В первом параграфе рассматривается понятие социальная активность в разных науках. Во втором параграфе рассматриваются концепции развития социальной активности. А в третьем параграфе говорится особенностях социальной активности в выбранном нами для работы возрасте. Четвертый параграф посвящен театральным технологиям и театральной деятельности в целом.
Вторая глава «ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ » посвящена рассмотрению основных положений исследования и способов его реализации, которые разработаны в соответствии с выдвинутой гипотезой и направлены на решение поставленных задач.
Вторая глава посвящена рассмотрению основных положений исследования и способов его реализации, которые разработаны в соответствии с гипотезой. В первом параграфе общая организация и методы исследования. Второй параграф - диагностическая программа и обоснование выбранных нами методик, которые позволяют изучить особенности развития социальной активности. Третий параграф - описание формирующего эксперимента. Четвертый параграф посвящен организации и анализу полученных данных на контрольном эксперименте.
Наше исследование включает в себя проведение констатирующего эксперимента, реализацию педагогического арт-проекта на базе экспериментальной группы и оценку результатов контрольного эксперимента.
Диагностическая карта и методики ее изучения
1.Социальный интерес или мотивация (Карта интересов Савенкова)
2.Социальное воображение (Социальные инверсии из негатива – в позитив). Авторская модификация методики Барышевой Т.А.
3.Эмпатия (Определение уровня эмпатии с помощью психологических ситуаций («10 эмоций»). Авторская модификация методики Тургель В.А.
4. Социально рефлексивное «Я» (Беседа, интервью, наблюдение , Экспериментальная методика «Лесенка» (вариант Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной).
5.Социальная компетентность (Карта взаимоотношений дошкольника со сверстниками в группе. Т. С. Барышевой и И. О. Сеничевой.
6. Социальная техника общения и самостоятельность (Метод наблюдения в специально-созданных экспериментальных ситуациях взаимодействия детей друг с другом).
В соответствии с поставленными задачами исследования были выделены следующие этапы исследования:
Этапы исследования:
Этап 1. Предварительный.
Цель: отбор и разработка диагностических методик, направленных на выявление
уровня развития социальной активности у младших школьников.
Этап 2. Пилотный.
Цель: подбор методик и их модификация.
Этап 3. Диагностический этап
Цель: диагностика уровня компонентов социальной активности у младших
школьников (констатирующий эксперимент).
Этап 4. Преобразующий эксперимент.
Цель: выявление особенностей развития компонентов социальной активности
младших школьников в условиях проверки эффективности цикла театральных занятий, и анализ уровней развития в контрольных и экспериментальных группах.
Этап 5. Контрольный.
Цель: проведение и анализ результатов контрольного этапа эксперимента, выявление динамики развития компонентов социальной активности у младших школьников.
На основе проведения констатирующего эксперимента были сопоставлены показатели критериев контрольной и экспериментальной групп. (Диаграмма 1, 2)
Из выше указанных диаграмм можно увидеть, что уровень развития социальной активности обоих групп почти одинаков, есть лишь не значительные различия по ряду критериев, которые не находятся в зоне значимости.
Отсюда делаем вывод, что развитие социальной активности контрольной и экспериментальной группы находятся на одинаковом уровне.
На основании полученных данных констатирующего эксперимента нами был разработан арт - проект «Весь мир - театр и люди в нем - актёры», включающий 5 циклов занятий, целью которых является формирование социальной активности младших школьников. Предлагаемый нами театральный Арт-проект разработан на основе актуального для детей социального содержания, включающий технологии взаимодействия и сотворчества.
Задачи арт - проекта:
-формирование социального опыта ребенка при внедрении его в определенную социальную деятельность по средствам театра;
-формирование опыта в распознании и принятии различных социальных ролей и возможностей;
-использование различных видов социальной активности в процессе театральной деятельности;
-стимулирование к созданию, оригинальных собственных социальных неповторимых образов ;
-развитие проявлений социальной активности в их единстве ;
-необходимость повышения уровня самостоятельности, социального воображения, низкие показатели, которых были выявлены в констатирующем эксперименте.
-создание благоприятной обстановки, активизирующей проявление интереса детей к театральной деятельности.
На основании полученных данных констатирующего эксперимента нами был разработан арт - проект «Весь мир - театр и люди в нем - актёры», включающий 5 циклов занятий, целью которых является формирование социальной активности младших школьников. Предлагаемый нами театральный Арт-проект разработан на основе актуального для детей социального содержания, включающий технологии взаимодействия и сотворчества.
Принципы построения арт – проекта:
Арт-проект состоит из трех этапов:
подготовительный этап;
Цель: формирование положительной мотивации для реализации проекта.
На подготовительном этапе велась следующая работа:
-создание необходимых условий для реализации проекта. Подбор материалов (видео- материал, иллюстрации и тесты, выбор экскурсий)
-написание примерного сценария;
-беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, работа в кружке «Мир кукольного театра» ;
-формирование положительной мотивации для реализации проекта. Проект-выставка иллюстраций «Каким бы я хотел быть героем»;
-определение совместных целей и задач;
-проведение родительского собрание по целям и задачам проекта. Подключение родителей к работе арт - проекта;
-создание условий для реализации арт - проекта «Весь мир – театр и люди в нем - актеры».
основной этап;
Цель: Формирование основ социальной активности у детей младшего
школьного через театральную деятельность.
3)заключительный этап.
На заключительном этапе велась следующая работа:
- постановка спектакля
-обработка и оформление материалов;
-анализ результативности проекта вместе с родителями и детьми.
В работе с младшими школьниками были задействованы различные виды взаимодействий.
В арт – проекте присутствуют:
-арт- технологии (разработка декораций и костюмов)
-выездные мероприятия
-тренинги
-драматизация
-риторика.
Объем работы: занятия рассчитаны на детей 9-10 лет, 23занятия и 24 отчетное (спектакль), продолжительность каждого 45- 50 минут
Занятия проводились как в учебное, так и во внеурочное время.
(Приложение 8.).
В содержание арт-проекта включены следующие циклы:
1 цикл «Волшебный мир театра»
Цель: создание благоприятной обстановки, активизирующей проявление интереса детей к театральной деятельности, формирование социального опыта ребенка, стимулирование к созданию оригинальных образов, развитие самостоятельности и социального воображения.
( Знакомство с различными театрами и их историей, экскурсия в театр с дальнейшим обсуждением, классные часы и проектная деятельность, посвященная театру)
2 цикл «Творим и сочиняем сказку»
Цель: повысить уровень ответственности и самостоятельности, развитие эстетических качеств, развитие социальной активности в различных ее проявлениях, повысить уровень социального воображения,стимулирование созданию, оригинальных собственных социальных неповторимых образов.
( Знакомство с различными сценариями детских спектаклей, участие во внеурочных занятиях «Мир кукольного театра», занятия «Круглый стол» по выбору, разработке и написанию сценария)
3 цикл «Оживить сказку – это просто»
Цель: Формирование опыта распознания и принятия различных социальных ролей, развитие социальной активности в единстве всех её компонентов, использование различных видов социальной активности.
(Расстановка ролей от главных до вспомогательных, посещение «Кидбурга», подготовка декораций и костюмов к спектаклю - клуб «Умелые ручки» совместная работа детей и родителей, так же совместно с родителями был организован танцевальный клуб «Звездочки», репетиции 3 раза в неделю во время внеурочных занятий )
4 цикл «Новогодний огонёк»
Цель: формирование социального опыта ребенка при внедрении его в определенную социальную деятельность по средствам театра.
(Отчетное мероприятие с приглашёнными зрителями : родители, завуч и ученики из других классов)
5 цикл Классный час «Моя первая роль»
Цель: подведение итогов, анализ проведенного арт – проекта детьми, родителями и учителем.
(Рефлексия в виде беседы и очерка о проделанной работе)
Мы предположили, что развитие компонентов социальной активности (социальный интерес, социальное воображение, эмпатия, социально – рефлексивное «Я», социальная компетентность, социальная техника общения, самостоятельность) у детей младшего школьного возраста будет эффективным при включении их в театральную деятельность. Разные занятия связанные с театральной деятельностью помогут раскрыть потенциал ребенка, и будут формировать у него правильное отношение к окружающей социальной среде, воздействуя на всю эмоционально-чувственную сферу. Поэтому при обучение и воспитание младших школьников должны использоваться театральные технологии.
Третья глава «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ »
Первый параграф данной главы посвящен особенностям развития социальной активности у младших школьников. Во втором параграфе описывается сравнительная динамика развития социальной активности контрольной и экспериментальной групп.
Большое значение для успешности становления социальной активности младших школьников имеет способность учащихся анализировать на границе возможности самореализации, изменять ее в реальном действии или в мысленном плане и переживать чувство успеха. На успешность межличностного общения кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка и т.д.) влияют социальные факторы (способность личности к общению, эмпатия, осознание других людей), которые могут стимулировать или тормозить процесс становления социальной активности.
структурные элементы социальной активности младших школьников:
- внутренняя позиция как система потребностей и стремлений, реализуемая в социально значимой деятельности;
- ценностные ориентации и социальные установки как средства регуляции отношений с предметно-социальной действительностью;
- система общественных и личных мотивов, определяющая направленность реализации активности;
- самооценка и оценка другого.
В модель социальной активности младших школьников нами были так же отнесены :социальный интерес, социальное воображение, эмпатия, социальная рефлексия, социальная компетентность, социальная техника общения и самостоятельность, так как мы полагаем, что данные качества определяют характер построения отношений учащихся с социально-предметной действительностью.
Анализ динамики развития компонентов социальной активности социальной активности дошкольников (на основе результатов формирующего эксперимента).
В экспериментальной группе произошло улучшение показателей развития социальной активности.
Значения коэффициентов параметров социальной активности у младших школьников экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
-3810147320
Наибольшие позитивные изменения произошли в таких компонентах, как: самостоятельность, социальный интерес, социальное воображение. Наблюдается уменьшение эмпатии. А социальная компетентность и социальная техника общения корректируются в меньшей степени.
Значения коэффициентов параметров социальной активности у младших школьников контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
9391650
Для определения статистических показателей компонентов модели социальной активности у младших школьников между экспериментальной и контрольной группами мы воспользовались статистической обработкой t –критериев Стьюдента*.
Параметры Показатели экспериментальной группы(средние) Показатели контрольной группы (средние) Эмпирическое значение t-критерия Стьюдент* Значимость различий
Мотивационный 2,4 3,05 tЭмп =3.6(зона но)
p<0.05
P< 0.01
Когнитивный 1,9 2,6 tЭмп = 1
(зона нз)
p<0.05
P< 0.01
Эмоциональный 4,2 4,6 tЭмп = 1
(зона нз)
p<0.05
P< 0.01
Рефлексивный 2 2,7 tЭмп =1.4 (зона нз)
p<0.05
P< 0.01
Компетентностный 1,7 2 tЭмп =1.5 (зона нз)
p<0.05
P< 0.01
Поведенческий 2,6 3,3 tЭмп =1.3 (зона нз)
p<0.05
P< 0.01
Опираясь на данные таблицы, можно сказать, что после проведения арт –проекта средние показатели по каждому критерию в экспериментальной группе поднялись. Статистическая обработка t –критериев Стьюдента* показывает нам уровень развитости всех критериев. После математической обработки ни один критерий не попал в зону значимости. То есть, они на уровне развития, находится в работе. А мотивационный же критерий уже находится на пограничном уровне развития, близок к вхождению в зону значимости.
Заключение. Обобщая результаты диссертационного исследования, можно констатировать, что цель исследования достигнута. В ходе проведения исследования осуществлено теоретическое и экспериментальное обоснование развития социальной активности и её структуры, возможностей и особенностей развития социальной активности у детей младшего школьного возраста средствами включения в театральную деятельность.
Существуют разные теории и точки зрения развития социальной активности у младших школьников. Однако проблема развития социальной активности разработана недостаточно и нет единой научно разработанной концепции, которая учитывала бы все аспекты этого направления. Выявленные в исследовании результаты подтвердили выдвинутую гипотезу: развитию социальной активности младших школьников будет способствовать реализация театрального Арт-проекта, разработанного на основе актуального для детей социального содержания, технологий взаимодействия и сотворчества.
Развитие социальной активности может быть эффективным при реализации экспериментального арт - проекта с включением театрально- творческой деятельности, которая основана на требованиях Федерального Государственного Стандарта.
В ходе работы доказано, что младшие школьники обладают рядом характерных особенностей, связанных с развитием социальной активности, проявляющихся в неравномерно по ряду критериев. У младшего школьника доминирует мотивационный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, был разработан преобразующий Арт- проект, который представляет цикл занятий под названием «Весь мир – театр и люди в нем - актеры». В рамках проекта средствами театральной деятельности формировалась социальная активность младших школьников.
Сравнительный анализ уровня развития социальной активности у младших школьников на констатирующем и контрольном этапе арт - проекта позволил зафиксировать положительную динамику, по всем параметрам
Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в системе дополнительного образования.
Проведенное исследование приводит нас к ряду актуальных проблем, требующих своего разрешения. Полученные результаты позволяют определить перспективные направления в изучении развития социальной активности, а так же воздействия на неё различных факторов.
Дальнейшие перспективы исследования могут быть связаны с рассмотрением возрастного развития социальной активности в онтогенезе, с дальнейшей разработкой методического обеспечения педагогов для развития социальной активности и с разработкой новых форм индивидуальных образовательных маршрутов с использованием театральных технологий.