«Развитие универсальных учебных действий обучающихся как фактор повышения качества образования».


Доклад к педсовету
( слайд 1) «Развитие универсальных учебных действий обучающихся
как фактор повышения качества образования».
(слайд 2) Приведу высказывание Джона Дьюи  « Если мы будем учить сегодня так, как  учили вчера, мы украдём у детей завтра». Важные слова, которые подходят к теме нашего педсовета, потому что я считаю, что внедрение ФГОС ООО выявили ряд сложностей, с которыми сталкиваются руководители общеобразовательных учреждений и педагогические коллективы:
(слайд 3) ▪ Психологические: неприятие идеологии ФГОС; неготовность учителя к смене парадигмы поведения.
▪ Дидактические: неготовность педагогов организовать урок с использованием типовых задач формирования УУД.
▪ Организационно-методические: отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию рабочих программ.
▪ Материально-технические и кадровые: недостаточное материально-техническое обеспечение; неготовность учителей использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы.
Наиболее остро выделяются психологические сложности, т.е. неприятие идеологии ФГОС; неготовность учителя к смене парадигмы поведения. Мы привыкли учить по старому. Но мы не можем научить необходимыми умениями детей, пока не научимся, как это сделать. Изменения начинаются с нас самих.
( слайд 4) Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
(слайд 5) Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые
- могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия;
- отличаются мобильностью;
- способны к сотрудничеству;
- обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
( слайд 6) Иными словами, школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). В современной образовательной системе ключевым вопросом является переход от обучения, ориентированного на усвоение суммы знаний, умений, навыков к обучению, при котором осуществляется формирование личностных качеств человека, его духовно-нравственного потенциала, способного к самоопределению и самореализации. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. ( слайд 7, 3 щелчка) Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Но как это сделать? ( слайд 8, 3 щелчка) Если меняются требования к результатам обучения, то и должны меняться требования к методам и технологиям преподавания. Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается. Технологии преподавания не должны отставать от требований современного общества. Новые цели требуют новых подходов к их реализации.
( слайд 9) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
( слайд 10, 2 щелчка) Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных — положена концепция структуры и динамики психологического возраста ( советский психолог Лев Семенович ВыгОтский) и теория задач развития (американский психолог Роберт Хевигхерст), что позволит реализовать системный подход.
( слайд 11) Под словами «универсальные учебные действия» в широком смысле мы понимаем направленность образовательного процесса на саморазвитие и самосовершенствование обучающегося путём сознательного и активного присвоения им нового социального опыта.
(слайд 12) А в узком смысле - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, поиск новых знаний, самостоятельная организация этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий сегодня должно стать основной целью каждого урока, каждого воспитательного мероприятия, любого творческого или спортивного занятия.
Применяя активные формы и методы обучения, учитель имеет возможность формировать самостоятельность, познавательную активность, гражданскую позицию, умение работать в команде и многое другое. Правильно организованная групповая работа на уроке может формировать не только коммуникативные универсальные действия, но и регулятивные (разработать план действий …), познавательные (провести эксперимент, предложить несколько вариантов решения проблемы …) и личностные универсальные действия (дать самооценку своей работы в группе …) и т.п. В наших силах уменьшить объем фронтальной работы до разумного минимума, чаще организовывать групповую и индивидуальную работу на уроках. Для групповой работы подбирать конструктивные задания, требующие применения продуктивных методов и способов деятельности. Для индивидуальной работы подбирать дифференцированные задания, учитывающие способности и темп работы каждого ученика в классе.
( слайд 13) Несомненно, каждый учитель должен знать не только виды УУД , а также формы и технологии формирования УУД.
Технологии формирования УУД:
технология проблемного обучения
информационные и коммуникативные технологии
технология исследовательской деятельности
технология проектной деятельности
технология дискуссий
технология развития критического мышления через чтение и письмо
Формирование и развитие УУД в основной школе осуществляется в рамках урочной, внеурочной и внешкольной деятельностей.
(слайд 14) Основным способом развития УДД в основной школе является процесс внедрения проектной и учебно-исследовательской деятельности на всех этапах и направлениях образовательного процесса, реализуется как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты.
К общим относятся:
Практические значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;
Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности (анализ актуальности проводимого исследования, целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов, планирование, проведение проектных работ или исследования, оформление результатов работ);
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности являются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, формирование универсальных учебных действий, ценность творческой работы как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Специфические черты: проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, который должен быть соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. В ходе исследования организуется поиск, формулируются гипотезы и последующая экспериментальная или модельная проверка. Отрицательный результат исследования тоже результат.
( слайд 15) Хочу напомнить, какие формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза,
урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент;
домашнее задание исследовательского характера.
( слайд 16) Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
исследовательская практика обучающихся;
образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности,
продуманными формами контроля.
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной
деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями,
коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы,
организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, публичных защит, конференций;
( слайд 17, 2 щелчка) Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Моими содокладчиками были руководители ШМО, которые представили результаты вводной диагностики по основным предметам, и педагог - психолог, которая продемонстрировала результаты мониторинга УУД обучающихся 5 классов. Четко прослеживается связь между предметными результатами и уровнем развития познавательных универсальных учебных действий. По итогам мониторинга выявлена низкая сформированность регулятивных УУД обучающихся 5 классов. В целом результаты мониторинга УУД помогают каждому педагогу разработать программу по развитию универсальных учебных действий через предметное содержание на уроках и во внеурочной деятельности для каждого класса и каждого обучающегося.
( слайд 18) Проект решения педагогического совета
Создать банк образцов учебно-познавательных заданий по развитию универсальных учебных действий в основной школе, разместить их сайте школы разделе ФГОС ООО и регулярно пополнять его.
Срок: до 01.11.2015г., постоянно
Ответственные: руководители ШМО
Разработать систему контрольно-измерительных материалов для оценки уровня развития универсальных учебных действий в основной школе.
Срок: до 01 12.2015
Ответственные: заместители директора по УВР, педагог-психолог
Разработать критерии оценки метапредметных и личностных результатов обучения в основной школе.
Срок: до 01.12.2015
Отв. заместители директора по УВР, педагог-психолог
Разработать и утвердить варианты диагностических карт посещения урока коллегами и администрацией школы с целью анализа деятельности учителя и организации деятельности обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС (реализация системно-деятельностного подхода)
Срок: до 15. 11.2015
Ответственные: заместители директора по УВР, руководители ШМО
Разработать и провести семинары с целью развития профессиональных компетентностей педагогов в освоении технологий деятельностного типа, направленных на формирование универсальных учебных действий.
Срок: до 15.11.2015
Ответственные: заместители директора по УВР, руководители ШМО
Проект решения принять за основу.
Кто за то, чтобы принять проект решения за основу?
Кто «за», «против», «воздержались».
Принято единогласно.