Фразеологизмы как средство обогащения речи младших школьников
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
г. Балаково Саратовской области
«Фразеологизмы как средство обогащения речи младших школьников»
Учителя МАОУ СОШ № 16
Г. Балаково
Новоселовой Людмилы
Анатольевны
2014 год
Слайд 1.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности.
Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика – показатель его умственного развития. Поэтому одной из наиболее важных задач формирования универсальных учебных действий младших школьников я считаю развитие речевой деятельности. В начальной школе ведется работа по обогащению словаря учеников. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература, окружающий мир. Современная система развивающего обучения побуждает учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Много внимания уделяется развитию речи учащихся, овладению ими лексическим богатством родного языка
В школьной практике именно лексика и фразеология – это тот ярус языка, который даёт богатейший материал для наблюдений по стилистике и для формирования образной речи учащихся как важнейшего признака культуры речи.
Слайд 2. Бывает, что отдельное значение
Имеют не слова, а выражения.
Его лишь целиком употребляем,
И фразеологизмом называем.
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора. Да, собственно, их авторство не имеет никакого значения: эти «витаминчики», «изюминки» прочно вошли в наш язык, и воспринимаются нами, как естественный элемент речи, идущий от народа, из глубины веков.
Фразеологизмы - словно пирожки с начинкой. На поверхности – ничего особенного, а в глубине разворачиваются удивительные сюжеты.
Фразеология привлекает своей экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно или отрицательно оценивать явление, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое, или иное отношение к нему. Особенно ярко это проявляется у так называемых фразеологизмов–характеристик. Например: человек с большой буквы, молоко на губах не обсохло, мастер на все руки, ветер в голове, ума палата, и т. Д.
Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Слайд 3. Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значения и особенностей употребления требует целенаправленной, специально организованной работы. Обучение фразеологии в учебниках складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:
обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации;
усвоения учащимися понятия фразеологизм.
В качестве одной из форм работы по предотвращению фразеологических ошибок в речи учащихся в практике используется работа со словарями: Фразеологическим словарём русского языка (под ред. А.И. Молоткова. - М., 1986), Фразеологическим словарём русского литературного языка конца ХУШ - ХХ вв. (под ред. А.И. Фёдорова. - М., 1995), Фразеологическим словарём из серии «Школьный словарик» ( под редакцией Рогалёвой Е.И., Никитиной Т.Г., М. «Вако», 2010).
Слайд 4. С целью активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах предусмотрены следующие учебные упражнения:
составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом,
подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста,
подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
Как прием, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендую использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом. Работа над фразеологизмами проводится все время и идет от легкого к трудному.
Во время урока ученики работают по двое, по четверо, в группе, проводится и фронтальный опрос. Устная работа чередуется с письменной. Разнообразие форм и приемов работы на уроке дает возможность каждому ребенку проявить свои возможности, раскрыться. Групповая работа, создает ситуацию успеха, когда каждый ученик, даже слабый не испытывает страха, а чувствует свою ответственность перед командой. Ребятам интересно, так как задания позволяют им использовать свои знания по литературе, истории, русскому языку.
На любом этапе урока работу с фразеологизмами можно сопровождать яркой компьютерной презентацией, фрагменты которой предлагаются Вашему вниманию.
Слайд 5. Продолжи выражение:
Голоден как …(волк)
Хитер как … (лис)
Здоров как … (бык)
Труслив как …(заяц)
Слайд 6. Подберите фразеологизмы, противоположные по значению:
жить душа в душу воспрянуть духом
чуть свет спустя рукава
засучив рукава на ночь глядя
повесить нос как кошка с собакой
Слайд 7. Подберите синонимы к фразеологизмам, используя слова для справок.
Бить баклуши - …
Сломя голову - …
В час по чайной ложке - …
Водить за нос - …
Себе на уме - …
Слова для справок: бездельничать, хитрый, медленно, быстро, обманывать.
Слайд 8-9. Дописать пословицы, вставляя вместо точек антонимы:
...дело лучше… безделья.
...сторона - мать, ... - мачеха.
...земля... рук не любит.
У мудрого человека... уши и... язык.
Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.
Слайд 10. Выбери подходящее слово:
(Голуби, петухи, куры) не клюют.
(Собака, кот, козел) наплакал.
(Тертый, ржаной, черствый) калач.
Слайд 11-16. Найдите ошибку (иногда одна буква меняет смысл всего предложения).
Первый блин колом
Своя ноша не тонет
Не в деньках счастье
Комар косу не подточит
Нет козы без шипов
Слайд 17. Найди объяснение, пользуясь словарем:
Баклуша – чурка из полена для выделки какого-либо
деревянного изделия
Лясы – болтовня, пустые разговоры Пядь – мера длины, расстояние между концами растянутых большого и среднего пальцев
Слайд 18-25. Заменить выражение фразеологизмом:
Начинать действовать энергично (брать быка за рога).
Бездельничать, глядеть по сторонам (ворон считать).
Строго соблюдать дисциплину, порядок, подчиняться (ходить по струнке).
Писать неразборчиво ( как курица лапой).
Притворно, неискренне жаловаться (лить крокодиловы слезы).
Мешать в каком-либо деле ( вставлять палки в колеса).
Оказаться в неловком положении (сесть в калошу).
Слайд 26. Закончить урок предлагается тоже использованием фразеологического оборота.
- Оцените свою работу подходящим фразеологизмом:
Я переливал из пустого в порожнее.
Я работал, не покладая рук.
Я трудился через пень колоду.
Я смотрел на задания учителя
сквозь пальцы.
Я работал засучив рукава.
Общий вывод, к которому приходят ученики в результате всей работы, очевиден: фразеологизмы – наши друзья, они обогащают речь, делают её точной и яркой. Правы были классики, когда говорили о выразительности и образности русского языка (обращаемся к эпиграфам).
«Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта», — сказал лауреат Нобелевской премии по литературе Михаил Шолохов.