Принцип наглядности и его реализация а современных условиях обучения математике
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc438118220" 14Введение...13 PAGEREF _Toc438118220 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc438118221" 141. Теоретические основы реализации принципа наглядности в обучении школьников.13 PAGEREF _Toc438118221 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc438118222" 141.1. Исторический аспект реализации принципа наглядности..13 PAGEREF _Toc438118222 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc438118223" 141.2. Средства наглядности в процессе обучения школьников математике.13 PAGEREF _Toc438118223 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc438118224" 142. Использование современных средств наглядности на уроках математике в школе..13 PAGEREF _Toc438118224 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc438118225" 142.1. Наглядное обучение математики с применением современных технологий.13 PAGEREF _Toc438118225 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc438118226" 142.2. Применение информационных технологий при обучении математики...13 PAGEREF _Toc438118226 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc438118227" 14Заключение13 PAGEREF _Toc438118227 \h 14371515
13 LINK \l "_Toc438118228" 14Список использованной литературы...13 PAGEREF _Toc438118228 \h 14411515
15Введение
Одним из важных в работе со школьниками средств является использование наглядности. Изучение степени научной разработанности проблемы использования в обучении средств наглядности показало, что методологию данного явления определяют труды классиков мировой и отечественной педагогики Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева и др.
Несмотря на большое количество работ, посвященных вопросам наглядности, эта проблема является актуальном и сейчас. Вопросы наглядного обучения применительно к школе, к математике исследованы недостаточно полно, и к тому же подавляющее большинство учителей трактует наглядность в обучении как опору на чувственное восприятие.
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические основы принципа наглядности и проанализировать его реализацию в обучении математике школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические основы реализации принципа наглядности в обучении школьников;
проанализировать наглядное обучение математики;
проанализировать практический опыт применения информационных технологий при обучении математики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы реализации принципа наглядности в обучении школьников
1.1. Исторический аспект реализации принципа наглядности
Идея наглядности занимала видное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Принцип наглядности является одним из старейших и важнейших принципов дидактики. Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд школьников. В житейском плане в школах древних стран – Китая, Египта, Греции, Рима – наглядность была достаточно широко распространена. Применяли наглядные пособия как средство, облегчающее учение школьников, и на Руси. Однако не было педагогической теории, принципа использования наглядных средств.
В обоснование принципа наглядности в разное время внесли существенный вклад Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла (5(.
Английский мыслитель-гуманист Томас Мор в своей «Утопии» большое значение придавал наглядным пособиям, особенно при изучении астрономии.
Сторонником идеи наглядности был Франсуа Рабле, который советовал связывать обучение с окружающей действительностью. Реализуя наглядные методы обучения, Ф. Рабле предлагал органически сочетать в процессе обучения умственные занятия с физическими упражнениями и активной деятельностью, включающей практическое освоение различных ремёсел (5(.
Особое значение наглядности для активного усвоения наук, особенно естествознания, придавал итальянский философ и поэт Томмазо Кампанелла (5(. В произведении «Город солнца» семь стен, которые окружают описываемый город, расписаны наглядными пособиями по разным предметам, наглядные пособия в виде всевозможных таблиц развешаны на деревьях, в парках, чтобы дети и на прогулках могли усвоить хоть часть знаний.
Первым ученым, кто разработал достаточно стройную теорию наглядности как принципа успешного обучения, был чешский педагог Я.А. Коменский (7(. Он обобщил эмпирический опыт предшественников и впервые теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности.
Ян Амос Коменский понимал наглядность как привлечение всех органов чувств к лучшему восприятию вещей и явлений. Исходя из сенсуалистических взглядов («нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении»), Я.А. Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и провозгласил «золотое правило дидактики»: «пусть будет для учащих золотым правилом: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимость – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания А поэтому следовало начинать обучение не со словесного толкования о вещах, с реального наблюдения над ними» (11(. В «Великой дидактике» Я.А. Коменский следующим образом определил наглядность, ее задачи и значение: «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочитает обширнейшие объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдение собственными глазами заменяет собой доказательство» (11(. Принцип наглядности Я.А. Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно – модели или копии предметов или явлений.
Таким образом, Я.А. Коменский развивает очень ценную мысль о широком применении в школе различных наглядных пособий. В учебниках Я.А. Коменский тоже предлагает использовать принцип наглядности, о чем свидетельствуют составленные им учебные книги, большинство из которых он иллюстрировал лично.
Дальнейшая разработка теоретических положений принципа наглядности и их проверка в практике обучения тесно связаны с именами Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега, Р. Оуэна, М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, а в наше время Л.В. Занкова и других.
Французский мыслитель Жан-Жак Руссо в своей дидактике делал опору в развитии ребенка на его самостоятельность, сообразительность, восприятие реальности с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты. Он ратовал за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Ж.-Ж. Руссо с негодованием порицал исключительную книжность обучения в школах его времени (XVIII век), когда учащихся обучали лишь словом. Он восклицает: «Вещей, вещей давайте! Я не перестану повторять, что мы слишком много значения придаем словам; своим болтливым воспитанием мы создаем лишь болтунов» (15(.
Особое значение наглядности в обучении придавал швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци. Ряд его произведений посвящены методике ее применения, например, «Азбука наглядности, или наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы обучения. И.Г. Песталоцци формулирует мысль, аналогичную «золотому правилу» Я.А. Коменского, а именно: «Чем большим количеством чувств ты познаешь сущность явлений или какого-либо предмета, тем правильнее будут твои знания о нем». Но это не своеобразный вариант принципа сенсуализма в трактовке Я.А. Коменского и не обязательное ознакомление с вещами и явлениями в их естественной обстановке, как у Ж.-Ж. Руссо (9(.
Наглядность у И.Г. Песталоцци – исходное начало для развития духовных сил ребенка, она обязательно связывается с дальнейшей работой мысли. Он предлагает использовать наглядность во всех областях познания: при изучении языка, счета и всех других учебных предметов. Однако наблюдение не исчерпывает того методического пути, который И.Г. Песталоцци устанавливает для обучения. Оно является только стадией процесса познания, задача которой - развивать познавательные способности ребенка (15(.
Таким образом, по И.Г. Песталоцци наглядность – это путь, средство, ведущее к развитию мышления. И.Г. Песталоцци был знаком только с некоторыми учебными книгами Я.А. Коменского, но не с его педагогической системой в целом. Видимо, это дало ему право утверждать: «Когда я в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же собственно я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания» (19(.
Позитивные взгляды на принцип наглядности были поддержаны и развиты отечественными педагогами. Первый русский ученый-естествоиспытатель, просветитель, поэт, филолог М. В. Ломоносов, например, успешно применял на своих лекциях наглядные пособия. Это было новшеством для того времени. Последующие поколения передовых русских ученых также успешно сопровождали свои лекции демонстрацией наглядных пособий и опытов. Основоположник русской научной педагогики, русский педагог-демократ К. Д.Ушинский в своей педагогической системе большое значение придавал принципу наглядности. Обобщив опыт Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и других педагогов, К.Д. Ушинский внес много ценного в теоретическую разработку и применение принципа наглядности. В понимании наглядности К.Д. Ушинским уже нет переоценки и некоторой фетишизации наглядности, какая характерна для Я.А. Коменского в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны И.Г. Песталоцци. К.Д. Ушинский отвел наглядности надлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление (17(.
Отвергнув формальные упражнения И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. К.Д. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистервег. Так, к принципу наглядности К.Д. Ушинский с полным основанием отнес образное слово, которое особенно важно при изучении гуманитарных предметов и эстетическом воспитании учащихся. В методических статьях К.Д. Ушинский высказывает ряд интересных, глубоких и принципиальных мыслей о соотношении слова и наглядности в обучении. По его словам, детей надо учить не только читать и писать, но еще больше развивать, учить наблюдать и делать выводы из наблюдений (17(.
К.Д. Ушинский требовал применения упражнений, возбуждающих мысль и вызывающих у учеников стремление выразить мысль в слове. Отсюда первой формой работы учителя он выдвигал наглядное, предметное обучение, включавшее непосредственные наблюдения над предметами и явлениями, беседу по конкретным образам, непосредственно воспринятым ребенком, по картине или ранее полученным им путем
· самостоятельных
· наблюдений.
· Для
· этого
· К.Д.
· Ушинский
· разработал
· подробные
· указания
· относительно
· рассказывания
· детей
· по
· картинкам.
· Сочетание
· слова
· с
· наглядностью
· у
· К.Д.
· Ушинского
· направлено
· на
· то,
· чтобы
· выработать
· у
· детей
· навыки
· «наблюдать
· верно»,
· обогащать
· духовный
· мир
· ребенка
· «полными,
· верными,
· яркими
· образами».
· В
· человеческом
· познании
· очень
· важно,
· считал
· К.Д.
· Ушинский,
· видеть
· предмет
· со
· всех
· сторон
· и
· в
· среде
· тех
· отношений,
· в
· которые
· он
· поставлен
· (17(.
· Наглядное
· обучение
· в
· связи
· с
· изучением
· языка
· развивает
· мыслительную
· способность
· учащегося
· и
· дает
· возможность
· ему
· правильно
· познавать
· мир.
Наглядные
· материалы
· легко
· заинтересовывают
· детей
· начальных
· классов,
· однако
· наглядность
· –
· не
· самоцель.
· При
· наглядном
· обучении,
· предупреждал
·
·
·
· К.Д.
· Ушинский,
· знакомство
· с
· самим
· предметом
· служит
· развитию
· мышления
· и
· играет
· вспомогательную
· роль
· в
· этом
· процессе.
· К.Д.
· Ушинский,
· в
· противовес
· буквослагательному
· методу
· обучения
· грамматике,
· разработал
· аналитико-синтетический
· звуковой
· метод
· обучения,
· чем
· в
· огромной
· мере
· облегчил
· путь
· овладения
· первоначальным
· чтением
· и
· письмом.
В
· дальнейшем
· исследования
· условий
· применения
· наглядности
· в
· обучении
· развивались
· в
· различных
· направлениях.
· В
· настоящее
· время
· развитие
· идей
· наглядности
· связано
· с
· определением
· функций,
· которые
· выполняет
· наглядность
· в
· обучении,
· и
· условий
· применения
· наглядности
· в
· педагогической
· практике.
Принцип
· наглядности
· не
· потерял
· актуальности
· и
· в
· ХХ
· веке.
· Многие
· педагоги
· считали
· его
· одним
· из
· основных,
· например,
· Л.
· В.
· Занков
· писал:
· «смысл
· принципа
· наглядности
· заключается
· в
· том,
· что
· в
· обучении
· надо
· основываться
· на
· непосредственном
· восприятии
· учащимися
· предметов
· и
· процессов
· объективной
· действительности
· и
· их
· изображений»
· (17(.
Таким
· образом,
· суть
· принципа
· наглядности
· состоит
· в
· целесообразном
· и
· эффективном
· привлечении
· органов
· чувств
· к
· восприятию,
· осознанию
· и
· переработке
· учебного
· материала.
Существуют
· следующие
· правила
· использования
· принципа
· наглядности
· (17(:
наличие
· достаточного
· количества
· наглядности;
рациональное
· определение
· времени
· использования
· средств
· наглядности;
устранение
· перегрузки
· урока
· наглядными
· средствами;
привлечение
· к
· восприятию
· всех
· органов
· чувств;
рациональное
· сочетание
· слова
· и
· средств
· наглядности.
1.2.
· Средства
· наглядности
· в
· процессе
· обучения
· школьников
· математике
Последовательное
· осуществление
· понятийной
· основы
· обучения
· математике
· в
· школе,
· ни
· в
· какой
· мере
· неумоляет
· роли
· представлений,
· основанных
· на
· образном
· восприятии
· действительности.
· Система
· представлений
· о
· природных
· явлениях,
· исторических
· событиях
· и
· событиях
· современной
· общественной
· жизни,
· о
· современной
· технике,
· о
· произведениях
· искусства
· составляет
· существенную
· часть
· программного
· материала
· Ничем
· неоправданно
· и
· принижение
· роли
· предметно-образной
· наглядности
· в
· обучении,
· которая
· имела
· место
· в
· некоторых
· методических
· источниках.
· Уровень
· усвоения
· программного
· материала,
· а,
· следовательно,
· и
· эффективность
· обучения
· существенно
· зависят
· от
· использования
· на
· уроках
· различных
· средств
· наглядности.
·
При
· определенных
· условиях
· использование
· наглядных
· пособий
· не
· только
· не
· мешает
· развитию
· абстрактного
· мышления
· учащихся,
· но
· и
· способствует
· развитию
· у
· учащихся
· важнейших
· мыслительных
· операций.
· Как
· показывает
· практика,
· эффективность
· использования
· средств
· наглядности
· в
· учебном
· процессе
· достигается
· при
· определенных
· условиях
· и
· зависит
· от
· характера
· самих
· наглядных
· пособий,
· от
· правильного
· сочетания
· в
· учебном
· процессе
· различных
· источников
· информации.
· Анализ
· педагогической
· и
· методической
· литературы
· позволяет
· утверждать,
· что
· успех
· обучения
· во
· многом
· зависит
· от
· методов
· обучения
· с
· использованием
· наглядных
· пособий,
· что
· характер
· наглядных
· пособий
· существенно
· влияет
· на
· понимание
· учебного
· материала,
· определяет
· содержание
· и
· структуру
· урока.
· Наглядные
· методы
· не
· могут
· быть
· изолированы
· от
· словесных
· методов
· обучения,
· ибо
· всякое
· наглядное
· пособие
· поясняется,
· анализируется,
· является
· источником
· дополнительной
· или
· основной
· информации
· по
· изучаемому
· вопросу.
·
Наглядные
· методы
· –
· это
· и
· беседы,
· и
· описания,
· и
· рассказ,
· и
· объяснение,
· и
· самостоятельное
· изучение,
· но
· с
· помощью
· наглядных
· средств.
· Опора
· на
· чувственные
· образы,
· ощущения
· и
· восприятие
· ребенка
· при
· использовании
· наглядных
· пособий
· создает
· своеобразную
· структуру
· познавательной
· деятельности
· ученика.
· Ребенок
· мыслит
· образно,
· конкретно,
· и
· это
· создает
· хорошую
· основу
· для
· формирования
· абстракции
· и
· понимания
· изучаемых
· теоретических
· положений
· при
· помощи
· наглядных
· пособий.
·
Наглядные
· методы
· обучения
· условно
· можно
· подразделить
· на
· две
· большие
· группы:
·
1.
· Метод
· иллюстраций.
·
2.
· Метод
· демонстраций.
Метод
· иллюстраций
· предполагает
· показ
· ученикам
· иллюстративных
· пособий:
· плакатов,
· картин,
· зарисовок
· на
· доске,
· карт,
· портретов
· и
· тому
· подобное.
·
Метод
· демонстраций
· обычно
· связан
· с
· демонстрацией
· приборов,
· опытов,
· технических
· установок
· и
· так
· далее.
· К
· демонстрационным
· методам
· также
· относятся
· показ
· диафильмов,
· кинофильмов,
· компьютерных
· презентаций.
· Есть
· несколько
· методических
· условий,
· выполнение
· которых
· обеспечивает
· успешное
· использование
· наглядных
· средств
· [7]:
·
1.
· Хорошее
· обозрение,
· которое
· достигается
· путем
· применения
· соответствующих
· красок
· при
· изготовлении
· подъемных
· столиков,
· экранов
· подсвечивания,
· указателей
· и
· тому
· подобное.
·
2.
· Четкое
· выделение
· главного,
· основного
· при
· показе
· иллюстраций,
· так
· как
· они
· могут
· содержать
· и
· отвлекающие
· моменты.
·
3.
· Детальное
· продумывание
· пояснений,
· необходимых
· для
· выяснения
· сущности
· демонстрируемых
· явлений,
· а
· так
· же
· для
· обобщения
· усвоенной
· учебной
· информации.
·
4.
· Привлечение
· самих
· учеников
· к
· нахождению
· желаемой
· информации
· в
· наглядном
· пособии
· или
· демонстрационном
· устройстве,
· постановка
· перед
· ними
· проблемных
· заданий
· наглядного
· характера.
· Из
· различных
· видов
· наглядности
· -
· натуральной,
· изобразительной,
· символической
· -
· широкое
· применение
· в
· обучении
· математике
· находит
· символическая
· наглядность
· (чертежи,
· графики,
· схемы,
· таблицы).
·
Роль
· символической
· наглядности
· возрастает
· с
· накоплением
· у
· детей
· математических
· знаний
· и
· развитием
· мышления
· учащихся,
· символическая
· наглядность
· становится
· основным
· средством
· наглядного
· обучения
· математике
· [3].
· Использование
· наглядности
· в
· процессе
· формирования
· понятий
· будет
· эффективным,
· если
· оно
· ориентирует
· учащихся
· на
· обобщение
· и
· абстрагирование
· существенных
· признаков
· формируемого
· понятия.
· Для
· формирования
· понятия
· куба
· надо
· показать
· учащимся
· множество
· предметов,
· отличающихся
· друг
· от
· друга
· формой,
· размерами,
· окраской.
·
В
· любом
· виде
· наглядности
· должны
· сочетаться
· изоморфизм
· и
· простота.
· Говоря
· об
· изоморфизме
· средств
· наглядности,
· следует
· иметь
· в
· виду
· тождественность
· отображения
· ими
· структур
· и
· отношений
· изучаемых
· объектов,
· в
· какой
· бы
· форме
· это
· отображение
· не
· было
· отображено.
· Простота
· восприятия
· достигается
· тем,
· что
· в
· создаваемых
· средствах
· наглядности
· исключаются
· все
· несущественные
· детали
· и
· стороны
· изучаемого
· объекта,
· а
· сохраняются
· только
· самые
· существенные,
· которые
· и
· представляют
· собой
· основные
· признаки
· понятий
· или
· главные
· компоненты
· представления.
·
Школьная
· практика
· подтверждает
· эффективность
· применения
· таких
· наглядных
· пособий,
· которые
· четко
· выражали
· бы
· наиболее
· существенные
· стороны
· изучаемого
· на
· данном
· уроке
· явления,
· были
· свободны
· от
· излишних
· деталей,
· мешающих
· ученикам
· сначала
· вычленить,
· а
· затем
· сгруппировать
· те
· же
· существенные
· признаки,
· обобщение
· которых
· лежит
· в
· основе
· данного
· представления
· или
· понятия
· [3].
· Каждое
· средство
· наглядности
· отличается
· и
· той
· специфической
· функцией,
· которую
· оно
· может
· выполнять
· в
· учебном
· процессе,
· обеспечивающем
· его
· высокую
· эффективность.
· Важным
· элементом
· учебного
· оборудования
· должны
· стать
· комплекты
· средств
· вариативной
· наглядности.
· Они
· позволяют
· во
· время
· урока
· быстро
· создавать,
· изменять,
· разные
· ситуации
· с
· использованием
· наглядных
· пособий.
· Для
· этого
· используются
· наборы
· иллюстративных
· материалов
· или
· меловых
· рисунков,
· чертежей
· и
· записей.
· К
· числу
· таких
· средств
· относятся
· магнитная
· доска
· и
· фланелеграф,
· дидактические
· возможности
· которых
· во
· многом
· одинаковы.
· В
· связи
· с
· различными
· дидактическими
· функциями
· и
· возможностями
· средств
· наглядности
· требуется
· их
· комплексное
· применение
· на
· уроке.
· Только
· в
· этом
· случае
· будет
· достигнута
· максимальная
· эффективность
· в
· решении
· каждой
· познавательной
· задачи
· урока.
· Комплексное
· применение
· различных
· средств
· наглядности
· объясняется
· тем,
· что
· оно
· обеспечивает
· совместную
· работу
· на
· уроках
· различных
· анализаторов.
· Вместе
· с
· тем
· многообразие
· средств
· наглядности
· оправдано
· лишь
· в
· тех
· случаях,
· когда
· требуется
· раскрыть
· различные
· стороны
· изучаемого
· явления
· или
· предмета,
· а
· каждое
· из
· этих
· сторон
· более
· убедительно
· и
· полно
· может
· быть
· отражена
· лишь
· с
· помощью
· определенного
· вида
· наглядности.
·
· Эффективность
· применения
· средств
· наглядности
· в
· учебном
· процессе
· зависит
· не
· только
· от
· педагогически
· оправданного
· сочетания
· на
· уроке
· разных
· его
· видов,
· но
· и
· от
· правильного
· соотношения
· наглядности
· и
· других
· источников
· знания,
· в
· частности
· слова
· учителя.
·
Таким
· образом,
· наименее
· эффективным
· оказывается
· такое
· применение
· средств
· наглядности,
· когда
· оно
· не
· используется
· в
· качестве
· одного
· из
· источников
· новых
· знаний,
· а
· служит
· лишь
· иллюстрацией
· к
· слову
· учителя.
· Одна
· из
· задач
· совершенствования
· учебного
· процесса
· состоит
· в
· широком
· использовании
· на
· уроках
· наглядных
· пособий
· как
· самостоятельных
· источников
· информации.
· Это
· предполагает
· самостоятельную
· работу
· учащихся
· с
· различными
· видами
· индивидуальных
· пособий,
· дидактического
· материала,
· проведение
· предметных
· уроков,
· выполнение
· заданий,
· основанных
· на
· изучении
· демонстрационных
· наглядных
· пособий
· (10(.
·
Познавательная
· эффективность
· средств
· наглядности,
· по
· мнению
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Л.В.
· Занкова,
· определяется
· степенью
· самостоятельности
· учащихся,
· в
· переработке
· содержащейся
· в
· ней
· информации.
· Развитию
· теоретического
· мышления
· школьников
· помогает
· применение
· таких
· видов
· наглядности,
· которые,
· с
· одной
· стороны,
· позволяют
· вычленять
· наиболее
· общие
· признаки
· большого
· числа
· предметов
· и
· явлений
· и
· абстрагироваться
· от
· их
· несущественных
· признаков,
· а
· с
· другой
· стороны
· способствуют
· материализации
· понятий.
· Эти
· возможности
· средств
· наглядности
· хорошо
· были
· показаны
· в
· одной
· из
· статей
· А.М.
· Пышкало.
· Он
· писал
· следующее:
· «Общаясь
· с
· разнообразными
· предметами
· и
· моделями
· геометрических
· фигур,
· выполняя
· большое
· число
· опытов,
· учащиеся
· выявляют
· их
· наиболее
· общие
· признаки,
· не
· зависящие
· от
· материала,
· цвета,
· положения,
· веса
· и
· тому
· подобного.
· Это
· достигается
· систематическим
· применением
· приема
· материализации
· геометрических
· образов.
· Например,
· прямая
· линия
· получается
· не
· только
· с
· помощью
· линейки,
· но
· это
· и
· след
· движущейся
· точки
· (конца
· карандаша),
· и
· край
· –
· ребро
· крышки
· стола,
· натянутая
· нить,
· линия
· сгиба
· листа
· бумаги,
· линия
· пересечения
· двух
· плоскостей,
· (например,
· плоскости
· стены
· и
· плоскости
· потолка).
· Отвлекаясь
· от
· конкретных
· свойств
· материальных
· вещей,
· учащиеся
· овладевают
· геометрическими
· представлениями»
· [16].
·
Для
· современного
· этапа
· развития
· школьного
· математического
· образования
· характерен
· переход
· от
· экстенсивного
· обучения
· к
· интенсивному.
· Вновь
· актуальными
· становятся
· проблемы
· развития
· интуиции,
· образного
· мышления,
· а
· также
· способности
· мыслить
· творчески,
· не
· стандартно.
· В
· настоящее
· время
· педагогов-исследователей
· и
· ученых-методистов
· привлек
· огромный
· развивающий
· и
· образовательный
· потенциал
· геометрии.
· Одной
· из
· узловых
· проблем
· методики
· преподавания
· математики
· в
· начальной
· школе
· является
· содержание
· и
· методы
· изучения
· начального
· курса
· геометрии.
· Младший
· школьный
· возраст
· является
· одним
· из
· сенсетивных
· периодов
· в
· развитии
· мышления
· ребенка.
· Геометрии
· важно
· отводить
· большую
· роль
· в
· формировании
· высокой
· мотивации
· учебного
· процесса,
· а
· также
· в
· развитии
· всех
· форм
· мышления
· школьника.
· Это
· позволяет
· сделать
· вывод
· о
· необходимости
· усиления
· роли
· геометрического
· материала
· и
· геометрических
· методов
· в
· курсе
· математики
· начальной
· школы,
· т.е.
· придании
· начальному
· курсу
· геометрии
· большей
· самостоятельности
· как
· по
· содержанию
· и
· объему,
· так
· и
· по
· методам
· изучения,
· усиления
· внимания
· к
· изучению
· стереометрического
· материала,
· формированию
· элементарных
· пространственных
· представленных
· представлений
· у
· учащихся.
· Геометрический
· материал
· дается
· в
· дополнение
· к
· арифметическому
· [9].
·
Совершенно
· очевидно,
· что
· рациональное
· педагогически
· обоснованное
· применение
· наглядных
· пособий
· способствует
· органическому
· сочетанию
· чувственного
· и
· рационального
· в
· процессе
· обучения,
· что
· создает
· благоприятные
· условия
· для
· повышения
· его
· теоретического
· уровня.
· Повышение
· теоретического
· уровня
· преподавания
· основ
· наук
· предполагает
· также
· существенные
· изменения
· в
· характере
· и
· структуре
· многих
· средств
· наглядности,
· и
· вместе
· с
· тем
· совершенствование
· приемов
· их
· использования
· на
· уроках.
· Изменение
· наглядных
· пособий
· должно
· осуществляться
· в
· направлении
· освобождения
· их
· от
· изобразительных
· излишеств
· и
· обилия
· деталей,
· мешающих
· выделению
· и
· восприятию
· наиболее
· существенных
· признаков
· явлений
· предметов,
· отношений
· между
· ними
· и
· между
· их
· элементами.
· Применение
· таких
· наглядных
· пособий
· позволит
· учащимся
· абстрагироваться
· от
· не
· существенных
· признаков
· изучаемых
· объектов,
· что
· создает
· благоприятные
· условия
· для
· формирования
· понятий
· и
· представлений.
· Отказ
· от
· неоправданного
· многообразия
· средств
· наглядности,
· применяемых
· на
· одном
· уроке,
· также
· облегчит
· ученикам
· выделение
· в
· процессе
· учебного
· познания
· наиболее
· существенных
· сторон
· изучаемых
· объектов
· и
· абстрагирование
· их
· от
· несущественных
· признаков.
В
· методической
· литературе
· вопрос
· о
· классификации
· наглядных
· пособий
· по
· математике
· решается
· неоднозначно.
· У
· одних
· авторов
· основанием
· для
· классификации
· служит
· способ
· использования
· пособий
· (демонстрационные
· и
· лабораторные),
· у
· других
· –
· способ
· изготовления
· (натуральные
· пособия
· и
· их
· изображения).
· Натуральные
· пособия
· рассматриваются
· еще
· как
· полная
· или
· непосредственная
· наглядность,
· а
· изображения
· предметов
· –
· как
· наглядность
· опосредованная.
·
К
· изобразительной
· наглядности
· относятся
· объемные
· и
· плоскостные
· наглядные
· пособия,
· а
· также
· графические
· пособия
· (графики,
· схемы,
· знаки,
· указывающие
· направление,
· отношения
· между
· количествами
· и
· др.).
· Но
· ни
· одна
· из
· предложенных
· классификаций
· не
· охватывает
· всего
· разнообразия
· наглядных
· пособий.
· Рассмотрим
· классификацию
· наглядных
· пособий
· по
· типам,
· родам
· и
· видам
· с
· учетом
· их
· назначения
· в
· педагогическом
· процессе.
·
1)
· Натуральные
· предметы:
· палочки,
· листья
· и
· т.
· д.
·
2)
· Изображение
· предметов:
· рисунки,
· картины,
· картины
· со
· вставками,
· аппликации
· дробей,
· геометрических
· фигур,
· задач,
· модели
· геометрических
· тел
· и
· фигур,
· часов,
· единиц
· измерения.
·
3)
· Таблицы:
·
инструктивные
· (образцы
· рукописных
· цифр;
· алгоритмы
· арифметических
· действий;
· запись
· действий
· с
· именованными
· числами;
· запись
· решения
· задач);
·
познавательные
· (нумерационные
· таблицы;
· таблицы
· законов
· арифметических
· действий;
· приемов
· сокращенных
· вычислений;
· таблица
· умножения
· Пифагора;
· палочки
· Непера;
· таблицы
· вычисления
· площадей;
· то
· же
· объемов;
· таблицы
· мер
· длины
· и
· веса);
·
справочные
· (таблицы
· арифметических
· действий
· в
· пределах
· 20
· и
· 100;
· таблицы
· умножения
· и
· деления
· в
· пределах
· 1000);
цифровые
· (кассы
· арабских
· и
· римских
· цифр;
· таблицы
· Эккерта;
· таблицы
· для
· устного
· счета).
·
4)
· Счетные
· приборы:
·
счеты
·
· (счеты
· стоячие
· и
· висячие;
· счеты
· Ниманского
· и
· Арженикова;
· счеты
· Лая
· и
· Шохор-Троцкого;
· дробные
· счеты;
· ученические
· счеты);
·
абаки
· двузначных,
· трехзначных
· и
· многозначных
· чисел.
·
арифметические
· ящики
· в
· объеме
· кубического
· дециметра
· и
· других
· размеров.
5)
· Измерительные
· приборы:
·
протяженности
· (линейки
· и
· ленты
· метровая
· и
· дециметровая
· с
· делениями
· на
· сантиметры,
· циркули);
·
веса
· (весы
· и
· разновесы);
·
емкости
· (кружки
· литровая,
· пол-литровая);
·
площадей
· и
· объемов
· (модели
· квадратного
· и
· кубического
· метров,
· дециметров,
· сантиметров);
·
для
· измерения
· на
· местности
· (вешки
· и
· колышки;
· полевой
· метр;
· рулетка;
· эккер;
· настольный
· полигон).
·
6)
· Графико-символические
· таблицы:
·
диаграммы
· линейные,
· столбчатые,
· круговые
· и
· другие;
· графики
· схемы;
·
дидактический
· материал
· для
· упражнений
· в
· вычислениях,
· измерениях,
· в
· решении
· задач.
·
Изучая
· математику,
· школьники
· усваивают
· ряд
· сложных
· понятий:
· понятие
· числа,
· понятия
· арифметических
· действий,
· законов
· арифметических
· действий,
· понятие
· уровня,
· равенства,
· неравенства
· и
· других,
· которые
· связаны
· с
· отвлеченным,
· абстрактным
· мышлением
· учащихся.
· К
· его
· развитию,
· к
· образованию
· общих
· математических
· понятий
· «надо
· идти,
· отправляясь
· от
· наглядного
· обучения,
· которое
· опирается
· на
· восприятия
· и
· ощущения,
· идущие
· от
· предметного,
· объективного
· мира,
· что
· и
· называют
· в
· школьной
· практике
· наглядностью,
· наглядными
· пособиями».
· Знание
· видов
· наглядных
· пособий
· дает
· возможность
· учителю
· правильно
· их
· подбирать
· и
· эффективно
· использовать
· при
· обучении,
· а
· также
· изготовлять
· самому
· вместе
· с
· детьми
· необходимые
· наглядные
· пособия
· (4(.
·
Учебные
· наглядные
· пособия
· принято
· делить
· на
· натуральные
· и
· изобразительные.
· К
· натуральным
· наглядным
· пособиям
· относятся
· предметы
· окружающей
· жизни:
· тетради,
· палочки,
· кубики
· и
· т.п.
· Среди
· изобразительных
· наглядных
· пособий
· выделяют:
· образные:
· предметные
· картинки,
· изображения
· предметов
· и
· фигур
· из
· бумаги
· и
· картона,
· таблицы
· с
· изображениями
· предметов
· или
· фигур.
· Символические
· (условные):
· карточки
· с
· изображениями
· математических
· символов
· (цифр,
· знаков,
· действий,
· знаков
· отношений)
· (4(.
·
Технология
· мультимедиа(multimedia)
· –
· современная
· компьютерная
· технология,
· позволяющая
· объединить
· в
· компьютерной
· системе
· текст,
· звук,
· видеоизображение,
· графические
· изображения
· и
· анимацию.
· С
· точки
· зрения
· использования
· мультимедиа
· в
· качестве
· педагогического
· инструмента
· –
· это
· представление
· объектов
· и
· процессов
· не
· только
· традиционным
· текстовым
· описанием,
· но
· и
· с
· помощью
· фото,
· видео,
· графики,
· анимации,
· звука,
· т.е.
· во
· всех
· известных
· сегодня
· формах.
· Качественно
· новые
· возможности
· очевидны,
· если
· сравнить
· словесные
· описания
· картины,
· музыки
· или
· способов
· искусственного
· дыхания
· с
· непосредственным
· аудиовизуальным
· представлением.
·
За
· последние
· годы
· создано
· большое
· количество
· мультимедийных
· программ
· учебного
· назначения
· (в
· основном
· распространяемых
· на
· CD),
· призванных
· играть
· активную
· роль
· в
· учебном
· процессе,
· взаимодействовать
· с
· учащимися
· в
· ходе
· процесса
· обучения,
· организовывать
· этот
· процесс,
· руководить
· и
· управлять
· им.
· Теперь
· можно
· говорить
· об
· электронном
· пособии,
· которое
· способно
· не
· только
· «выдать
· предметную
· текстовую
· информацию,
· снабженную
· иллюстрациями:
· оно
· «ведет»
· по
· содержанию,
· усиливая
· восприятие
· возможностями
· современного
· компьютера.
· В
· частности
· можно
· смоделировать
· и
· увидеть
· какой-либо
· процесс
· в
· его
· динамике
· (физика,
· химия),
· фрагмент
· из
· исторического
· фильма
· (история),
· услышать
· стихотворение
· великого
· поэта
· в
· художественном
· исполнении
· и
· многое
· другое
· (14(.
· Учитель
· может
· работать
· не
· только
· с
· содержанием
· материала,
· но
· и
· с
· его
· структурой,
· что
· намного
· облегчает
· анализ
· материала
· и
· подготовку
· к
· проведению
· учебных
· занятий.
· Обучающие
· мультимедиа-программы
· могут
· включать
· и
· элементы
· контроля
· знаний
· учащегося,
· например,
· путем
· включения
· вопросов
· с
· набором
· альтернатив,
· выбор
· каждой
· из
· которых
· может
· сопровождаться
· оценочными
· комментариями;
· данная
· возможность
· особенно
· важна
· в
· процессе
· самообразования.
·
Обычно
· в
· школьный
· комплект
· мультимедийного
· оборудования
· современной
· школы
· входит
· мультимедиа
· ПК,
· мультимедиа
· проектор,
· интерактивная
· доска
· обратной
· проекции,
· система
· звукоусиления.
· Современный
· мультимедиа-ПК
· укомплектован
· звуковой,
· графической
· картами,
· активными
· стереофоническими
· колонками,
· микрофоном
· и
· дисководом
· для
· оптических
· компакт–дисков
· CD,
· DVD.
· Мультимедийным
· проектором
· называют
· оптикоэлектронное
· устройство,
· позволяющее
· преобразовывать
· входной
· электрический
· видеосигнал
· в
· модулированный
· выходной
· световой
· поток,
· проецируемый
· па
· экран
· с
· целью
· визуализации
· изображения.
· Современные
· проекторы
· отличаются
· компактностью,
· мобильностью,
· простотой
· применения.
· Работа
· с
· ним
· напоминает
· работу
· с
· монитором
· компьютера
· –
· есть
· регулировки
· яркости
· и
· контрастности,
· сдвига
· изображения
· влево
· и
· вправо.
· Современные
· проекторы
· подключаются
· практически
· к
· любому
· источнику
· видео/аудио
· сигнала,
· не
· нуждаются
· в
· сложной
· и
· частой
· регулировке,
· для
· работы
· имеют
· пульт
· ДУ
· и
· удобное
· экранное
· меню.
· Совместное
· применение
· системы
· прямой
· проекции
· и
· интерактивной
· доски
· обратной
· проекции
· придают
· комплексу
· новые
· качественные
· характеристики.
· Результаты
· работы
· учителя
· у
· электронной
· доски
· (например,
· графики,
· схемы
· и
· др.
· изображения)
· отражаются
· на
· большом
· экране
· класса.
· На
· экран
· выводиться
· компьютерная
· информация
· (графические
· материалы,
· таблицы
· и
· др.)
· и
· видеоматериалы
· (учебные
· фильмы).
· Вывод
· на
· экран
· по
· желанию
· учителя
· осуществляется
· поочередно
· или
· одновременно
· (в
· режиме
· «картинка
· в
· картинке»).
· При
· необходимости
· учитель
· может
· обращаться
· к
· сети
· Internet.
· Особое
· внимание
· в
· мультимедийном
· комплексе
· уделено
· системе
· звукоусиления.
· Для
· этого
· по
· классу
· распределяют
· акустические
· системы,
· которые
· создают
· равномерное
· звуковое
· покрытие
· с
· хороших
· уровнем
· разборчивости
· в
· пределах
· всего
· помещения.
· Контрольные
· мониторы,
· системный
· блок
· и
· встраиваемый
· интерфейс
· для
· подключения
· внешних
· устройств
· (ноутбука
· учителя,
· документ-камеры
· и
· т.п.)
· могут
· быть
· смонтированы
· в
· специально
· изготовленном
· столе
· учителя.
· Источники
· сигналов,
· усилители
· мощности
· и
· коммутатор
· сигналов
· смонтированы
· в
· запираемой
· стойке,
· рядом
· со
· столом
· учителя
· (14(.
· Эти
· средства
· наглядности
· нужны
· для
· передачи
· сложной
· связи,
· взаимосвязи
· и
· отношений
· объектов
· изучения,
· их
· внутренней
· структуры,
· не
· поддающейся
· реалистическому,
· образному
· восприятию.
· Они
· помогают
· учителю
· опираться
· на
· чувственно
· воспринимаемые
· учащимися
· образы
· при
· формировании
· сложных
· представлений
· и
· понятий.
· Как
· известно,
· отражение
· действительности
· в
· сознании
· человека
· осуществляется
· в
· единстве
·
13EMBED PowerPoint.Slide.121415
13EMBED PowerPoint.Slide.121415
Многократное
· использование. Во-первых,
· вся
· информация,
· появляющаяся
· на
· доске
· не
· стирается,
· а
· сохраняется.
· Для
· решения
· новой
· задачи
· используется
· «чистый
· лист»
· и
· в
· случае
· возникновения
· вопросов
· можно
· быстро
· вернуться
· к
· ранее
· решенным
· задачам,
· следовательно,
· нет
· необходимости
· восстанавливать
· условие
· или
· решение.
· Это
· наиболее
· существенно,
· так
· как
· задания
· и
· решения
· могут
· быть
· восстановлены
· не
· только
· на
· уроке,
· но
· и
· после
· него
· для
· тех
· учеников,
· которые
· пропустили
· урок
· или
· не
· вполне
· хорошо
· освоили
· тему.
· Во-вторых,
· наглядные
· материалы
· и
· обучающие
· ресурсы
· можно
· хранить
· в
· электронном
· виде
· и
· в
· дальнейшем
· многократно
· использовать
· их.
· Накапливается
· электронный
· банк
· данных
· для
· каждого
· учителя.
·
Повышается
· уровень
· компьютерной
· компетенции
· учителя.
Школьникам
· просто
· нравиться
· работать
· с
· интерактивной
· доской,
· учиться
· становиться
· интересно
· и
· увлекательно.
На
· этапе
· объяснение
· нового
· материала
· наиболее
· эффективным
· является
· учебный
· тип
· деятельности.
· Воздействие
· учебного
· материала
· на
· учащихся
· во
· многом
· зависит
· от
· степени
· и
· уровня
· иллюстративности
· устного
· материала.
· Например,
·
· при
· изучении
· темы
· «Квадратные
· уравнения»
· в
· 8
· классе
· алгоритм
· решения
· таких
· уравнений
· учитель
· алгебры
· МОУ
· СОШ
· №
· 28
· предложила
· учащимся
· на
· слайде.
·
13EMBED PowerPoint.Slide.121415
В
· качестве
· домашнего
· задания
· учащимся
· предлагается
· найти
· информацию
· об
· ученых-математиках,
· математических
· величинах,
·
· изучить
· какие-то
· факты
· (при
· изучении
· темы
· «Шар»
· в
· 6
· классе
· предлагается
· учащимся
· найти
· материал
· о
· «золотом»
· сечении),
· разделы,
· темы,
· составить
· презентацию.
· Кроме
· этого,
· используя
· компьютерные
· технологии,
· можно
· создавать
· различные
· обучающие
· и
· демонстрационные
· программы,
· модели,
· игры.
· Такие
· эффективные
· разработки
· формируют
· позитивное
· отношение
· учащихся
· к
· учению,
· предполагают
· ненавязчивый
· способ
· оказания
· помощи,
· возможность
· выбрать
· индивидуальный
· темп
· обучения
· учащихся.
Применяю
·
· компьютер
· для
· диагностического
· тестирования
· качества
· усвоения
· материала;
· в
· тренировочном
· режиме
· для
· отработки
· элементарных
· умений
· и
· навыков
· после
· изучения
· темы;
· в
· обучающем
· режиме,
· при
· работе
· со
· слабоуспевающими
·
· учениками,
· у
· которых
· применение
· компьютера
· обычно
· значительно
· повышается
· интерес
· к
· процессу
· обучения;
· в
· режиме
· самообучения;
· в
· режиме
· графической
· иллюстрации
· изучаемого
· материала.
Учителя
· замечают,
· что
· учащиеся
· проявляют
· больший
· интерес
· к
· теме,
· когда
·
· применяются
· информационные
· технологии.
· Даже
· самые
· пассивные
· из
· них
· с
· огромным
· желанием
· включаются
· в
· работу.
· Дети
· с
· нетерпением
· ждут
· уроков,
· помогают
· готовить
· необходимые
· материалы
· и
· оборудование.
· Разумеется,
· любой
· урок
· с
· применением
· ИКТ
· для
· детей
· интересен
· и
· полезен,
· когда
· он
· сопровождается
· словом
· учителя.
Использование
· информационных
· технологий
· в
· учебном
· процессе
· позволяет
· изменить
· характер
· учебно-познавательной
· деятельности
· учеников,
· активизировать
· самостоятельную
· работу
· учеников
· с
· различными
· электронными
· средствами
· учебного
· назначения.
· Наиболее
· эффективно
· применение
· мультимедиа
· в
· процессе
· овладения
· учениками
· первичными
· знаниями,
· а
· также
· отработки
· навыков
· и
· умений.
Таким
· образом,
· использование
· информационных
· технологий
· при
· обучении
· математике
· несомненно
· придаёт
· уроку
· большие
· преимущества
· перед
· традиционными
· формами
· занятий.
· Но
· это
· ни
· в
· коем
· случае
· не
· говорит
· о
· том,
· что
· каждый
· урок
· и
· каждый
· его
· этап
· обязательно
· должен
· быть
· проведён
· с
· использованием
· компьютера,
· проектора
· или
· Интернета.
· Прежде
· чем
· использовать
· электронные
· таблицы
· для
· изучения
· графического
· способа
· решения
· неравенств,
· необходимо
· было
· научить
· учащихся
· графической
· культуре
· в
· целом,
· способам
· построения
· графиков
· и
· другим
· специальным
· алгоритмам
· и
· приёмам.
· И
· только
· тогда,
· когда
· дети
· будут
· владеть
· этими
· знаниями
· и
· навыками,
· можно
· использовать
· на
· уроке
· компьютерную
· технику
· для
· экономии
· времени
· урока
· на
· выполнении
· рутинной
· работы.
·
·
Заключение
· Анализ
· педагогической
· и
· методической
· литературы
· позволяет
· утверждать,
· что
· успех
· обучения
· во
· многом
· зависит
· от
· методов
· обучения
· с
· использованием
· наглядных
· пособий,
· что
· характер
· наглядных
· пособий
· существенно
· влияет
· на
· понимание
· учебного
· материала,
· определяет
· содержание
· и
· структуру
· урока.
·
Наглядное
· обучение
· –
· процесс
· обучения
· «хорошо
· усваиваемых
· моделей
· с
· опорой
· на
· психологические
· механизмы
· восприятия».
· Формирование
· узловых,
· опорных
· качеств
· объекта
· восприятия
· представляет
· собой
· суть
· наглядного
· обучения.
· При
· наглядном
· обучении
· стадии
· непосредственного
· восприятия
· должна
· предшествовать
· стадия
· выделения
· узловых
· качеств,
· т.е.
· целевая
· установка.
· Ученик
· должен
· быть
· подготовлен
· к
· восприятию.
· После
· этого
· важно
· не
· только
· предъявить
· объект
· изучения,
· но
· и
· организовать
· деятельность
· ученика
· при
· работе
· с
· объектом
· адекватно
· модели
· организованного
· набора
· знаний.
· Наглядное
· обучение
· предполагает
· моделирование
· объекта
· восприятия
· с
· опорой
· на
· нейрофизиологические
· механизмы
· памяти
· и
· психологию
· восприятия.
·
Наглядное
· обучение
· –
· это
· согласование
· внутренних
· действий
· обучаемых
· с
· внешними
· действиями
· обучающего
· согласно
· категории
· цели.
· Целевая
· установка,
· внешнее
· ненавязчивое
· побуждение
· учителя
· к
· внутренним
· действиям
· ученика,
· адекватным
· поставленной
· цели,
· при
· непосредственном
· восприятии
· модели
· организованного
· набора
· знаний
· –
· составляющие
· компоненты
· наглядного
· обучения.
· Наглядное
· обучение
· обеспечивает
· формирование
· у
· учащихся
· первичных
· обобщений
· и
· позволяет
· установить
· прочные
· связи.
· В
· решении
· этих
· задач,
· большую
· роль
· играют
· не
· один,
· а
· различные
· виды
· наглядности
· (оперативная,
· формализованная,
· структурная,
· фоновая,
· дистрибутивная,
· наглядность
· преемственности),
· комплекс
· средств
· обучения.
· Использование
· наглядности
· на
· каждом
· уроке
· должно
· быть
· тщательно
· продумано,
· учтены
· психологические,
· возрастные,
· и
· индивидуальные
· особенности
· учащихся.
· Наглядное
· обучение
· должно
· вписаться
· в
· общую
· систему
· работы
· учителя.
· Наглядное
· обучение
· позволяет
· органически
· связать
· абстрактное
· с
· конкретным,
· сочетать
· научность
· и
· доступность
· изложения
· материала,
· индивидуальные
· и
· коллективные
· формы
· работы,
· решать
· задачи
· развивающего
· характера,
· творчески
· и
· инициативно
· подходить
· к
· работе
· учителя,
· учитывать
· индивидуальные
· и
· возрастные
· особенности
· восприятия,
· памяти
· и
· мышления,
· развивать
· интерес
· и
· познавательные
· способности
· учащихся
· через
· умелую
· организацию
· работы
· по
· конструированию
· средств
· наглядности.
При
· ознакомлении
· с
· новым
· материалом
· и
· особенно
· при
· закреплении
· знаний
· и
· умений
· надо
· так
· организовать
· работу
· с
· наглядными
· пособиями,
· чтобы
· учащиеся
· сами
· оперировали
· ими
· и
· сопровождали
· действия
· соответствующими
· пояснениями:
· объединяли
· множества
· предметов
· при
· изучении
· сложении,
· моделировали
· замкнутые
· и
· ломаные
· незамкнутые
· линии,
· пользуясь
· палочками.
· Качество
· усвоения
· материала
· в
· большинстве
· случаев
· значительно
· повышается,
· так
· как
· в
· работу
· включаются
· различные
· анализаторы
· (зрительные,
· двигательные,
· речевые,
· слуховые).
· При
· этом
· дети
· овладевают
· не
· только
· математическими
· знаниями.
· Но
· и
· приобретают
· умения
· самостоятельно
· использовать
· наглядные
· пособия.
· Учитель
· должен
· всячески
· поощрять
· детей
· к
· использованию
· наглядных
· средств,
· к
· самостоятельной
· работе.
· На
· этапе
· закрепления
· знаний
· и
· умений
· необходимо
· широко
· использовать
· для
· разнообразных
· упражнений
· справочные
· таблицы,
· таблицы
· для
· устного
· счета,
· рисунки,
· схемы,
· чертежи
· для
· составления
· задач
· детьми.
· Для
· выработки
· измерительных
· навыков
· нужно
· включать
· упражнения
· в
· черчении
· и
· измерении
· с
· помощью
· чертежно-измерительных
· инструментов.
· Рекомендуется
· практиковать
· воспроизведение
· наглядно
· воспринятого
· путем
· моделирования,
· рисования
· и
· словесного
· описания.
·
Важным
· условием
· эффективности
· использования
· наглядных
· пособий
· является
· применение
· на
· уроке
· достаточного
· и
· необходимого
· количества
· наглядного
· материала.
· Если
· наглядные
· средства
· применять
· там,
· где
· этого
· совсем
· не
· требуется,
· то
· они
· играют
· отрицательную
· роль,
· уводя
· детей
· в
· сторону
· от
· поставленной
· задачи.
· Наглядность,
· использованная
· в
· этом
· случае,
· не
· только
· не
· помогает,
· но
· наоборот,
· задерживает
· формирование
· умения
· решать
· задачи,
· т.
· е.
· выбирать
· действие
· над
· числами,
· данными
· в
· условии.
Список
· использованной
· литературы
·
Аширбаев
· Н.К.
· Методика
· осуществления
· принципа
· наглядности
· с
· применением
· компьютерной
· технологии.
· –
· М.:
· ИНФРА-М,
· 2012.
·
Апатова
· Н.В.
· Информационные
· технологии
· в
· школьном
· образовании.
· –
· М,
· 2012.
Беспалько
· B.П.
· Программированное
· обучение.
· Дидактические
· основы.
· –
· М.,
· 2011.
Борк
· А.
· «История»
· новых
· технологий
· в
· образовании.
· –
· М.:
· РОУ,
· 2010.
Барышникова
· Г.Б.
· Психолого-педагогические
· теории
· и
· технологии
· начального
· образования.
· –
· Ярославль:
· ЯГПУ,
· 2012
Беркут
· А.Х.
· Математика.
· –
· Шымкент,
· 2009.
·
Большой
· толковый
· словарь
· русского
· языка/
· под
· ред
· С.
· А.
· Кузнецов.
· –
· СПб.:
· «Норинт»,
· 2011.
·
Болтянский
· В.Г.
· Формула
· наглядности:
· изоморфизм
· +
· простота
· //
· Сов.
· педагогика.
· –
· 1970.
· –
· №
· 5.
·
Волович
· М.В.
· Средство
· наглядности
· как
· материальная
· основа
· управления
· процессом
· усвоения
· знаний
· в
· школе.
· //
· Сов.
· педагогика.
· –
· 1979.
· –
· №
· 9.
·
Горохова
· Л.
· И.
·
· Уроки
· математики
· с
· применением
· информационных
· технологий.
· 5–10
· классы.
· М.:
· Издательство
· «Глобус»,
· 2009.
Гершунский
· Б.С.
· Компьютеризация
· в
· сфере
· образования.
· –
· М.:
· Педагогика,
· 2011.
Захарова
· И.
· Г.
· Информационные
· технологии
· в
· образовании:
· Учебное
· пособие
· для
· студ.
· пед.
· учеб.
· заведений.
· –
· М.:
· Издательский
· центр
· «Академия»,
· 2009.
Иоффе
· А.
· Н.
· Активная
· методика
· –
· залог
· успеха.
· СПБ.
· Гражданское
· образование,
· 2010.
Карпова
· Т.Н.
· Наглядное
· обучение
· математике
· как
· эффективный
· процесс
· формирования
· математических
· знаний
· школьников.
· –
· Ярославль,
· 2003.
·
Коджаспирова
· Г.М.
· Технические
· средства
· обучения
· и
· методика
· их
· использования.
· –
· Учеб.
· пособие
· для
· учеников
· высш.
· пед.
· учеб.
· заведений.
· –
· М.:
· издательский
· центр
· «Академия»,
· 2011.
Левитас
· Г.Г.
· Технология
· учебных
· циклов,
· или
· как
· улучшить
· классно
· –
· урочную
· систему
· обучения:
· Практическое
· пособие.–
· М.:АРКТИ,
· 2012.
·
Новые
· педагогические
· и
· информационные
· технологии
· в
· системе
· образования
· /
· под
· ред.
· К.С.
· Полат
· и
· др.
· –
· М.:
· Академия,
· 2010.
Подаев
· М.В.
· Изучение
· элементов
· геометрии
· в
· 5–6
· классах
· как
· психолого-дидактическая
· проблема.
· –
· М.,
· 2011.
·
Пиаже
· Ж.
· Структуры
· математические
· и
· операторные
· структуры
· мышления:
· пер.
· с
· франц.
· //
· Преподавание
· математики.
· –
· И.:
· Учпедгиз,
· 1960.
·
Ротенберг
· В.
· Мозг.
· Обучение.
· Здоровье
· /
· В.С.
· Ротенберг,
· С.М.
· Бондаренко
· //
· Кн.
· для
· учителя.
· –
· М.:
· Просвещение,
· 1989.
·
Розов
· Н.Х.
· Некоторые
· проблемы
· методики
· использования
· информационных
· технологий
· и
· компьютерных
· продуктов
· в
· учебном
· процессе
· средней
· школы.
· –
· Информатика.
· -
· 2011.
· -
· №6.
·
Селевко
· Г.
· К.
· Современные
· образовательные
· технологии:
· Учебное
· пособие.
· –
· М.:
· Народное
· образование,
· 2012.
·
Фестиваль
· педагогических
· идей
· «Открытый
· урок».
· Сборник
· тезисов.
· М.:
· ИД
· «Первое
· сентября»;
· ООО
· «Чистые
· пруды»,
· 2009.
Черкасова
· Л.А.
· Применение
· наглядности
· как
· средство
· активизации
· творческой
· познавательной
· деятельности
· учащихся
· на
· уроках
· математики.
· –
· М.:
· ИНФРА-М,
· 2010.
·
Юнусов
· А.А.,
· Рахымбек
· Д.,
· Юнусова
· А.А.,
· Беркут
· А.К.
· Наглядное
· обучение
· математики
· с
· применением
· современных
· технологий
· //
· Международный
· журнал
· экспериментального
· образования.
· –
· Режим
· доступа:
·
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
13PAGE 15
13PAGE 14315
"$&,.0R
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Root Entry