Курсовая по ОБЖ Принцип наглядности обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И БЖД
Ковалева Лариса Дмитриевна
Наглядность как средство активизации учебной деятельности по ОБЖ
Курсовая работа
Дисциплина: Школьный курс БЖД с методикой преподавания
Специальность: «Трудовое обучение»
Курс 3,
Группа ЗТБЖ - 04
Симферополь
Реферат
Объект исследования данной работы - наглядность в преподавании, ее формы и средства.
Предмет исследования - наглядность как средство активизации учебной деятельности.
Цель и задачи работы:
Цель: разработка и использование наглядных дидактических материалов, как средство активизации учебной деятельности учащихся на уроках ОБЖ.
Задачи:
- Исследование теоретической основы наглядности как средства активизации учебной деятельности.
- Методическая разработка уроков ОБЖ с использованием наглядности.
- Исследование эффективности использования наглядности на уроках ОБЖ.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- творческое индивидуальное создание конспектов уроков с использованием наглядности;
- изучение эффективности методических разработок;
- обработка полученных данных.
Всестороннее использование принципа наглядности обучения предполагает не только опору на наглядные пособия, но и руководство, управление всеми сторонами чувственного познания учащихся.
Наглядные пособия применяются на различных этапах процесса обучения в соответствии с их целями и задачами. В начале занятия они служат наглядной опорой для проверки домашних заданий и актуализации опорных знаний, навыков и умений; в процессе изучения нового материала – источником знаний и опорой для их осмысления, применения, обобщения и систематизации. Наглядность является средством активизации учебной деятельности учащегося, отсюда возникает большая необходимость в изучении, разработке и использовании наглядных материалов на уроках ОБЖ.
Содержание
Реферат.2
Содержание..3
Введение...4
Глава 1. Теоретическая часть..5
Принцип наглядности обучения...5
Межпредметные связи...10
Наглядность в преподавании, ее формы и средства.12
Глава 2. Практическая часть.17
2.1. Разработка урока.17
2.2. Анализ урока22
Заключение..23
Список использованных источников.24
Приложение.25
Введение
Цель: разработка и использование наглядных дидактических материалов, как средство активизации учебной деятельности учащихся на уроках ОБЖ.
Задачи:
- Исследование теоретической основы наглядности как средства активизации учебной деятельности.
- Методическая разработка уроков ОБЖ с использованием наглядности.
- Исследование эффективности использования наглядности на уроках ОБЖ.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- творческое индивидуальное создание конспектов уроков с использованием наглядности;
- изучение эффективности методических разработок;
- обработка полученных данных.
Глава 1.
1.1. Принцип наглядности обучения.
На ранних этапах развития человеческого общества обучение осуществлялось за счет подражания взрослым, копирования детьми практических действий взрослого человека. Эта простейшая форма обучения сохраняется и в наши дни благодаря ее надежности, результативности.
С накоплением человечеством знаний, появлением книг, развитием производства содержание обучения значительно усложняется.
Содержание книги, выраженное в знакомой форме (словах), ученикам нужно соотнести с представлением реальной жизни (в чувственных образах). Это не всегда удается. Ученику бывает трудно совместить содержание книги со своими представлениями и впечатлениями.
Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд школьников. В древнем Египте, Греции, Риме, на Руси применяли наглядные пособия как средство, облегчающее учение школьников. Однако не было педагогической теории, принципа их использования.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А.Коменский в XVII в. «Мир чувственно-воспринимаемых вещей в картинках» - само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. И. Г. Песталоцци превратил этот принцип в основное средство обучения.
Значительным шагом вперед в разработке наглядности обучения являются научные и учебные книги К. Д. Ушинского. Он дал более глубокое психологическое обоснование принципу наглядности. Он писал, что ребенок мыслит конкретными образами, поэтому опора на чувственное познание является необходимым условием обучения. Наглядные пособия – средство для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного образа, разработав ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.
В педагогике дается глубокий анализ познавательной учебной деятельности, взаимосвязи чувственных и абстрактных форм мышления. Наглядность обучения становится одной из сторон взаимосвязи учебного материала и реальной действительности в сознании ученика.
Современная трактовка принципа наглядности включает следующие основные положения:
1. Под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика.
Чувственное познание как отражение окружающей действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях, конкретно-образном мышлении может занимать в развитии ученика самостоятельное значение или быть средством формирования абстракций.
В первом случае накопление многообразия чувственных образов, их систематизация и обобщение являются целью обучения. Ученик получает новые знания, которые способствуют его общеобразовательному развитию, например представления о животных и растениях, о музыке, живописи, о труде и быте человека.
В другом случае чувственные образы рассматриваются как средство, способствующее усвоению понятий, законов, правил, теории. Как только ученики овладеют понятиями, чувственные образы забываются, становятся ненужными. Например, палочки для счета необходимы в первые месяцы обучения первоклассников. Как только сформируются математические операции счета, ученик не должен думать о числах, представляя палочки.
В сложном процессе перехода мысли от конкретного к абстрактному чувственные образы занимают различное место в зависимости от учебной задачи. Организуя учебный процесс, думая о лучшем качестве усвоения учебного материала, проектируя более высокий уровень умственного развития школьников, учитель должен понимать, что опора на чувственное познание учащихся, на их представления, на их личный опыт одно из главных условий успешности обучения.
2. Одной из сторон организации чувственного познания в учебном процессе является использование наглядных пособий.
Образы реальных предметов, явлений, свойств, процессов можно дать в виде изображений на картине, рисунке, схеме, диаграмме, в форме чучела, муляжа, фотографии, фильма и т. п. Тогда ученики смогут представить благодаря этим иллюстрациям реальный мир, что повышает осознанность знаний, интерес к учебе, облегчает мыслительную деятельность. В современной школе по каждому предмету имеется большое разнообразие наглядных пособий, которые все больше совершенствуются и все более приближают мысль ученика к представлению реальных объектов и их свойств.
Представления у школьников формируются и воспроизводятся с помощью современных технических средств: кино, телевидения, проекторов, диапозитивов, кодоскопов, с помощью которых можно передать, по существу, любую ситуацию, эпизоды, связи, зависимости, строение объектов и пр. Кино и телевидение, а последнее время компьютер, все большее место занимают в учебном процессе, так как сближают учебный материал с представлениями самых различных сторон жизни, прошлого и настоящего, внешнего и внутреннего, близкого и далекого, знакомого и неизвестного. Учителю нужно уметь использовать эти технические устройства. Однако в принципе наглядности важна не техническая сторона дела, а те впечатления, те чувственные образы, которые формируются с помощью этих средств.
Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Все наглядные пособия классифицируются на несколько групп. К первой группе относятся реальные, или натуральные, предметы, явления, используемые в классе, в школе (например, минералы, растения, небольшие животные: кролик, белка; насекомые).
Бесконечное множество предметов, явлений окружающего мира не может быть отнесено к учебным наглядным пособиям и средствам.
Натуральный предмет становится наглядным пособием, если, во-первых, изолируется от реальных условий своего бытия (птица в клетке), во-вторых, используется в учебном процессе. Преимущество этой группы наглядных пособий в том, что они сближают теорию с жизнью. Учащимся легче связать теоретические положения с представлением реальных процессов, которые отражены в теории.
Ко второй группе наглядных пособий относятся изображения предметов, явлений. Натуральные предметы заменяются их моделями объемными: чучела, муляжи и др. и плоскостными: картины, рисунки и др.
Учитель на уроке очень часто использует пособия этой группы. Их преимущество в том, что они могут заменить реальный предмет и условия его жизни определенными моделями, изображениями. Ведь реальный предмет часто показать в классе трудно или невозможно (например, крупных или вымерших животных, исторические эпизоды, природные зоны и др.).
Эта группа наглядных пособий позволяет формировать многообразие представлений о вселенной, о различных сторонах жизни природы и человека. Учащиеся с большим интересом и лучше понимают учебный материал.
К третьей группе относятся схематические и символические наглядные пособия. Они представляют собой схемы, чертежи, карты, символы и т. п. Они используются для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, физических, исторических, географических и других закономерностей, теорий.
Например, трудно было бы ученику понять геометрические доказательства, если не использовались бы чертежи, схемы, модели фигур. Также невозможно представить изучение географии в современной школе без карт, глобусов, схем. На уроках ОБЖ схемы движений позволяют лучше понять последовательность действий. На уроках труда схема, план или чертеж помогают ученикам осмыслить свою практическую деятельность. И вовсе невозможно представить без этой группы наглядных пособий уроки черчения.
Для младших школьников этот вид наглядных пособий имеет большое развивающее значение, так как способствует формированию абстракций, обобщений, операций анализа и синтеза.
Всестороннее использование принципа наглядности обучения предполагает не только опору на наглядные пособия, но и руководство, управление всеми сторонами чувственного познания учащихся.
В современных условиях принцип наглядности предъявляет к учителю следующие требования.
Первое. Понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала.
Второе. Определить характер использования чувственных образов на уроке как самостоятельную сторону в развитии учащихся или как средство формирования абстракций.
Третье. Решить, с помощью, каких наглядных пособий или технических средств будут формироваться, и воспроизводиться на уроке чувственные образы.
Четвертое. Создать тенденции в познавательной деятельности ученика к представлению реальных предметов, явлений окружающей действительности.
Пятое. Хорошо понимать, какую совокупность предметов, явлений характеризует учебный материал, и создавать условия для того, чтобы ученики в обобщенном виде представляли эти предметы.
Теория познания раскрывает противоречивую зависимость, взаимосвязь чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, единичного, всеобщего и особенного в развитии человека. На этой основе педагогика разрабатывает основы управления чувственным познанием ребенка в обучении.
При работе с наглядными пособиями учителю следует учитывать, по крайней мере, три момента:
- анализ содержания самого наглядного пособия (рассматривая, например, картину, ученик должен видеть все то, что на ней изображено);
- возможность обратной связи (ученик может представить в жизни то, что изображено на картине);
- связь возникших представлений реальных объектов, явлений, событий с содержанием изучаемого учебного материала.
1.2. Межпредметные связи
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:
- Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
- Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития учебных понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
- Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
- Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
В школьной программе можно сочетать внутрипредметные и межпредметные связи. Связи с предшествующими курсами необходимы для развития понятий общего порядка. Межпредметные связи развивают общие естественнонаучные понятия и показывают место человека в научной картине мира.
Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения.
Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.
Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.
Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.
Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
1.3. Наглядность в преподавании ОБЖ, ее формы и средства.
Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Его основными компонентами являются:
1. Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.
2. Оптимальная методика проведения занятий.
3. Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ).
4. Необходимые передовые средства обучения.
Не умаляя значения первых двух компонентов, со всей определенностью можно заявить, что в изучении курса ОБЖ ведущую роль играет УМБ и передовые средства обучения. Это объясняется особенностями курса ОБЖ и, прежде всего его многопрофильностью и практической направленностью.
Учебно-материальная база используется для привития обучаемым твердых навыков и глубоких теоретических знаний по принятию правильных решений для выхода из экстремальных и чрезвычайных ситуаций и обучению учащихся практическим способам поведения в критических условиях. Учебно-материальная база создается с таким расчетом, чтобы в ходе изучения курса ОБЖ способствовать развитию у обучаемых мотивированного здорового образа жизни, чувства ответственности и сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Учебно-материальная база совершенствуется с развитием современной науки и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства образования Украины .
Качество усвоения изучаемого материала по предмету ОБЖ существенно возрастает, если в учебном процессе в полном объеме использовать все многообразие элементов учебно-материальной базы ОБЖ и материальных средств обучения.
Для кабинета ОБЖ подбирается удобное для занятий помещение. Оно должно удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и иметь примыкающие к нему помещения для хранения имущества. В кабинете проводятся все теоретические и практические занятия, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим, осуществляется военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
На базе кабинета ОБЖ строится также самостоятельная работа учащихся и внеклассная работа. При кабинетах ОБЖ в школах могут работать различные кружки, проводиться тематические вечера и лектории.Кабинет ОБЖ - это оборудованный класс (с мебелью, стендами с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения, набором натуральных и печатных пособий).
Примерный перечень экспозиций стендов
1) Безопасность на дорогах и улицах. Опасности в городе. Стихийные бедствия. Техногенные аварии;
2) Охрана здоровья детей. Здоровый образ жизни. Первичные медицинские знания;
3) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Изучение в школе столь необходимого для подрастающего поколения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" является длительным и непростым процессом. С отдельными явлениями и понятиями курса ОБЖ учащиеся сталкиваются в своей повседневной жизни довольно часто, о многих - слышат впервые. Эффективность и качество усвоения изучаемого материала ОБЖ существенно возрастает, если в учебном процессе ОБЖ в полном объеме использовать все многообразие материальных, наглядных средств обучения.Самым важным и наиболее распространенным средством обучения в школе является учебник. Учебник играет главную роль в обучении ОБЖ, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями и оказывает большое влияние на содержание и построение всех средств обучения. Являясь центральным связующим звеном системы изучения ОБЖ, учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены их глубина и объем, а также содержание умений и навыков. В учебниках ОБЖ реализуется одно из важных методических положений, источником знаний является не только текстовой, но и иллюстративный, табличный и схематический материал. Значительная часть иллюстраций разъясняет многие вопросы, кратко сформулированные в тексте, но чаще всего иллюстрации являются самостоятельным источником знаний и несут информацию, которой в самом тексте нет. Поэтому очень важным является полная укомплектованность учебниками ОБЖ всех учебных заведений, а процесс совершенствования и переиздания учебников должен быть постоянным, с учетом требований времени.
В преподавании ОБЖ широко используются печатные наглядные пособия, различные рисунки, таблицы, схемы, иллюстративный раздаточный материал. Особенность содержания и оформления печатных наглядных пособий заключается в том, что учебная информация здесь дается в обобщенном виде. Однако преподавание ОБЖ не может быть обеспечено только за счет наглядных пособий, выпускаемых промышленностью, так как в этом случае учитель вынужден либо полностью соглашаться с редактором указанного пособия и ориентироваться на его восприятие материала, его оценку возможностей учащихся, либо демонстрировать пособие не полностью, а отдельными фрагментами. Поэтому разработанные самим учителем и изготовленные силами учащихся наглядные пособия дают больший развивающий эффект и более полно соответствуют теме и избранной методики изложения материала.Наряду с печатными наглядными пособиями в процессе обучения ОБЖ необходимо использовать и натуральные наглядные пособия. Функциональное назначение натуральных средств обучения состоит в том, что они служат образованию непосредственных представлений о реальных вещах, их свойствах, связях и отношениях. В этом своем качестве они не находят полноценной замены ни в одном другом средстве обучения. Любые изображения или отображения натуральных предметов служат лишь моделью последних, передают их особенности с большей или меньшей степенью приближения к оригиналу, никогда не являясь тождественными ему. Только изучая натуральный предмет, школьник может получить через различные органы чувств достаточно полное представление о его особенностях: форме, массе, цвете, запахе, характере поверхности и т.д. Столь многообразная информация о предмете изучения, полученная прямым, доступным каждому путем, воспринимается учениками как убедительная и достоверная.
В системе обучения ОБЖ целесообразно использовать также объемные наглядные пособия в виде моделей, муляжей и макетов, отображающие особенности изучаемых объектов и образцов. Модели, муляжи и макеты представляют собой трехмерные изображения натуральных объектов, передающие их, как правило, в уменьшенном виде. В моделях, муляжах и макетах соблюдается внешнее сходство и пропорции частей объекта при некоторой схематизации и условности изображения. В процессе познания модели, муляжи и макеты занимают промежуточное положение: они более полно, чем плоскостные изображения (рисунки, иллюстрации и т.п.), воспроизводят особенности натурального объекта и в то же время по сравнению с ними имеют более обобщенный характер. Модели, муляжи и макеты могут применяться на разных этапах учебного процесса, играя роль источника знаний при объяснении нового материала, а также средств обобщения и контроля знаний.
Большую роль в системе средств обучения ОБЖ играют приборы. Они выполняют важные дидактические функции и способствуют формированию умений и навыков учащихся, а также создают материальные условия для выполнения практических и самостоятельных работ
В настоящее время процесс обучения в школах нельзя представить без использования большого разнообразия технических средств обучения (ТСО). Из широкого набора материальных средств наряду с апробированными ТСО (кино- проекторы, диапроекторы, эпипроекторы, аудиомагнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны и др.) широкое распространение получают мультимедийные и телекоммуникационные средства: видеопроекторы и телесканеры, оверхед-проекторы и слайд-проекторы, целые телевизионные комплексы, персональные компьютеры (ПК) и электронные копи-доски, позволяющие считывать написанную информацию с доски и даже выдавать копии.
Конечно, использование ТСО на уроках ОБЖ ни в коей мере не исключает присутствие на уроках учителя, даже наоборот, функциональное воздействие учителя на обучаемых посредством ТСО лишь возрастает. Рационализация этой области деятельности учителя предполагает не только применение ТСО, но и выбор оптимальной структуры проведения занятия, правильной постановки учебных вопросов с учетом знаний и творческих возможностей и способностей учащихся. Только комплексное использование ТСО наряду с другими материальными средствами, такими как учебники, макеты, наглядные пособия и т.д., может обеспечить полное всестороннее и глубокое раскрытие темы, повысить эффективность использования учебного времени, резко сократить затраты учителей и учеников на решение различных второстепенных вопросов.
Глава 2.
2.1. Урок ОБЖ в 9 классе «Изготовление ватно-марлевой повязки»
Тема урока: “Изготовление ватно-марлевой повязки” (практическое занятие)
Цели урока:
проверить усвоение знаний по теме «Средства индивидуальной защиты»;
научиться изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
провести тренировку по применению средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Оборудование:
на одного ученика:
марля (100 х 50 см),
вата (30 х 20 см, толщиной 2 см),
нитки,
иголка,
ножницы,
технологическая карта,
индивидуальный пакет для хранения ВМП,
плакат “Индивидуальные средства защиты”.
Основные понятия: ватно-марлевая повязка, индивидуальные средства защиты.
Тип урока: комбинированный.
Структура занятия
I. Организационный момент..2 мин.
II. Актуализация опорных знаний .7 мин.
III. Изучение нового материала..9 мин.
IV. Практическая работа..15 мин.
V. Закрепление новых знаний..5 мин
VI. Итог занятия5 мин
VII. Домашнее задание 2 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка наличия учащихся, готовность к занятию.
II. Актуализация опорных знаний
Вариант 1.
Тестовое задание.
1. Какое из перечисленных средств защиты не является средством защиты органов дыхания:
А) противогаз общевойсковой; Б) респиратор; В) индивидуальный противохимический пакет; Г) противопыльная тканевая маска?
2. Для определения размера противогаза необходимо знать:
А) рост человека; Б) высоту лица; В) обхват груди.
3. Шлем-маска гражданского противогаза ГП-5 имеет:
А) 2 роста; Б) 3 роста; В) 4 роста; Г) 5 ростов.
4. Что не относится к специальной защитной одежде:
А) лёгкий защитный костюм Л-1; Б) защитный комбинезон; В) производственная одежда; Г) общевойсковой защитный комплект?
5. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8 предназначен:
А) для обезвреживания капельно-жидких отравляющих веществ, попавших на открытые участки кожи и одежду;
Б) для оказания само- и взаимопомощи в целях предотвращения тяжёлых последствий воздействия отравляющих веществ и т.п.;
В) оказания первой медицинской помощи при травмах.
6. Для более надёжной защиты от АХОВ, например, от хлора, рекомендуется ВМП смочить:
А) 5 % раствором лимонной (уксусной) кислоты; Б) 2 % раствором питьевой соды; В) 2 % раствором перманганата калия (марганцовкой).
Ключ: 1 – В, 2 – Б, 3 – В, 4 – В, 5 – А, 6 – Б.
Вариант 2.
Фронтальный опрос.
Для чего предназначены средства индивидуальной защиты (СИЗ) и что к ним относится?
Какие основные типы противогазов и респираторов используются населением для защиты органов дыхания?
Назовите простейшие средства защиты органов дыхания.
Подлежат ли респираторы повторному применению?
Назовите средства защиты кожных покровов, их назначение и правила пользования.
III. Изучение нового материала
Объявление темы и цели урока.
– Как мы с вами уже знаем, средства индивидуальной защиты предназначены для предотвращения сверхнормативного воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов и при применении оружия массового поражения. И сегодня на уроке мы с вами изготовим простейшее средство защиты органов дыхания – ватно-марлевую повязку и проведём тренировку по применению ВМП.
Практическая часть.
А) Вводный инструктаж.
Материал и инструменты, необходимые для изготовления ВМП.
Размеры. (Приложение 1)
Применённый шов (вперёд иголкой).
Технология изготовления. (Приложение 2)
Берут кусок марли 100 х 50 см; в средней части куска на площади 30 х 20 см кладут ровный слой ваты толщиной примерно 2 см; свободные от ваты концы марли (около 30–35 см) с обеих сторон посередине разрезают ножницами, образуя две пары завязок; завязки обшивают.
Хочу обратить ваше внимание, что при отсутствии ваты можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают 5–6 слоёв марли.
Критерии контроля качества.
Инструктаж по ТБ.
Б) Изготовление ВМП.
Текущий контроль за выполнением работ и соблюдением ТБ при работе с иголкой и ножницами.
В) Гимнастика для глаз.
Г) Проверка изделий.
Д) Упражнение по применению ВМП в случае выброса хлора или аммиака.
Инструкция по правильному применению ВМП с демонстрацией:
ВМП или марлевую повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край её закрывал низ подбородка, а верхний – доходил до глазных впадин, при этом она должна хорошо закрывать рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние – на темени, верхние – на затылке.
Можно задать вопросы:
– При выбросе хлора чем можно смочить ВМП для более надёжной защиты органов дыхания? (Смочить 2%-ным раствором питьевой соды) – Чем смачивают ВМП при выбросе аммиака? (5%-ным раствором лимонной кислоты)
Команда: “Ватно-марлевую повязку одеть! Газы!”
Одевание ВМП, проверка правильности закрепления ВМП.
Команда: “Ватно-марлевую повязку снять!”
Упаковать ВМП в индивидуальные пакеты и подписать их.
IV. Закрепление материала
Ответить на вопросы:
– Что необходимо иметь для изготовления ВМП? – Для чего служит ВМП?
V. Подведение итогов (выставление оценок за практическую часть занятия)
VI. Домашнее задание: изготовить ВМП для своей семьи.
2.2. Анализ урока
Содержание урока направлено на проверку знаний по теме «Средства индивидуальной защиты», а также на усвоение нового материала. При организации учебно-познавательной деятельности учащимися были использованы наглядные дидактические материалы, которые определили ясность задач данного урока. Обоснованностью урока стала необходимость подготовки учащихся к занятиям по Гражданской защите. На уроке были использованы межпредметные связи трудового обучения и ОБЖ. Теоретическая часть была посвящена ОБЖ, большая часть практической части была отведена трудовому обучению, а конкретно изготовлению ватно-марлевой повязки. Полученные знания на уроках трудового обучения способствовали высокой результативности практической части урока и соответствовали возрастным особенностям учащихся.
Гармоничное сочетание словесных, наглядных и практических методов преподавания обеспечили активность учащихся на уроке и сознательное усвоение ими материала. Эффективность применения технических средств обучения на уроке была использована в полном объеме.
На уроке были использованы методы проверки знаний тестовые задания и фронтальный опрос. Учащиеся показали умение логически высказывать свои мысли, применять знания на практике, систематизировать изученный материал.
Эффективное использование средств наглядности способствовало учету индивидуальных особенностей учащихся и обеспечило успешное усвоение материала. Использование разных форм контроля знаний дало хорошую возможность в объективной оценке уровня знаний учащихся.
На уроке были использованы задания, развивающие мыслительную деятельность и задания на закрепление новых знаний. Перед практической работой был проведен инструктаж по технике безопасности с записью в журнале.
Заключение
Организуя учебный процесс, думая о лучшем качестве усвоения учебного материала, проектируя более высокий уровень умственного развития школьников, учитель должен понимать, что опора на чувственное познание учащихся, на их представления, на их личный опыт одно из главных условий успешности обучения.
Изучение в школе столь необходимого для подрастающего поколения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" является длительным и непростым процессом. С отдельными явлениями и понятиями курса ОБЖ учащиеся сталкиваются в своей повседневной жизни довольно часто, о многих - слышат впервые. Эффективность и качество усвоения изучаемого материала ОБЖ существенно возрастает, если в учебном процессе ОБЖ в полном объеме использовать все многообразие материальных, наглядных средств обучения.
В преподавании ОБЖ широко используются печатные наглядные пособия, различные рисунки, таблицы, схемы, иллюстративный раздаточный материал. Особенность содержания и оформления печатных наглядных пособий заключается в том, что учебная информация здесь дается в обобщенном виде.
В системе обучения ОБЖ целесообразно использовать также объемные наглядные пособия в виде моделей, муляжей и макетов, отображающие особенности изучаемых объектов и образцов.
Большую роль в системе средств обучения ОБЖ играют приборы. Они выполняют важные дидактические функции и способствуют формированию умений и навыков учащихся, а также создают материальные условия для выполнения практических и самостоятельных работ
В настоящее время процесс обучения в школах нельзя представить без использования большого разнообразия технических средств обучения (ТСО). Только комплексное использование ТСО наряду с другими материальными средствами, такими как учебники, макеты, наглядные пособия и т.д., может обеспечить полное всестороннее и глубокое раскрытие темы, повысить эффективность использования учебного времени, резко сократить затраты учителей и учеников на решение различных второстепенных вопросов.
Список использованных источников
1. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. Абдуллиной О.А. Второе издание. – Ростов на Дону.: Феникс, 2002. – 512 с.
2. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Б.С.Кобзарь, Г.Ф. Кумарина, Ю.А. Кусый и др. Под ред. В.А.Онищука. – К.: Рад. шк., 1987. – 351 с.
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986.
4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.
5. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. – М.: Педагогика. 1986. – 200 с.
6. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
7. Педагогика. Учеб. пособие для педучилищ / Под ред. А.П.Кондратюка. – К.: «Вища школа». 1982. – 383 с.
8. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин. – М.: Просвещение, 1981. – 367 с.
9. Педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Под ред. Л.Р. Болотиной и др. – М.: Просвещение. 1987. – 288 с.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 115