Применение технологии встречных усилий на уроках МХК как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.
Применение технологии встречных усилий на уроках МХК как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.
ППО учителя МХК
МБОУ «Новогригорьевская СОШДС» Нижнегорского районного совета
Борисенко Людмилы Александровны.
Что сделать, чтобы на каждый урок ребенок шёл как на праздник, чтобы загорались глаза от пусть маленьких, но открытий? Как и многие коллеги, я стараюсь избегать штампов, ищу новые приёмы и методы, стараюсь активизировать на уроке каждого ученика.
В моей практике главное место занимает построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Эта технология разработана кандидатом педагогических наук Е.В.Коротаевой и применяется в основном на уроках изучения новой темы или первичного усвоения нового материала.
В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества.
Задача педагога состоит в том, чтобы подготовить учащихся к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, чтобы в будущем этот человек смог достичь определенного успеха.
Новизна технологии встречных усилий заключается в следующем. Она формирует положительную мотивацию к процессу обучения, повышает культуру умственного труда, вырабатывает навыки совместных действий, воспитывает осознанное отношение к результату учебной деятельности.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов:
разминка;
контрольно – подготовительный этап;
постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»;
«сотворчество»;
рефлексия.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы.
Рассмотрим каждый этап урока.
1. Начало урока. Разминка.
Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
Некоторые приемы этого этапа.
«Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку, удивительный факт, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.
Так, например, знакомство с темой «Индия – страна чудес» учитель начинает с рассказа
Её считают страной чудес. О богатстве этой страны слагались сказки и легенды. Привычная для нас корова в этой стране считается священной.
С севера эту древнюю страну от остального мира отделяет непроходимая стена гималайских горных хребтов, а с трех остальных сторон – безбрежные океанские просторы.
«Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой урока.
Танец – мать всех искусств. Музыка и поэзия разворачиваются во времени, живопись и архитектура - в пространстве. Но танец живет одновременно и во времени и в пространстве. Творец и творение, художник и произведение искусства суть одно и то же. Курт Сакс
Не страшно, если сначала вы услышите самые разнообразные версии того, как эти строчки соотносятся с уроком МКХ. Главное – не забыть вернуться к предположениям школьников в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости.
Если же вы сразу получили правильные ответы, тогда ученикам можно предложить самостоятельно сформулировать тему урока.
«Погружение» проводится по «Учебной цепочке», при этом возможны варианты:
цепочку начинает учитель, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д. Можно ограничиться цепочкой учащихся одного ряда, одной группы, чтобы не затягивать урок.
Разминка создает необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой учителя и учеников.
2.Контрольно – подготовительный этап урока.
Здесь происходит уплотнение имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
Прием называется «Лови ошибку». Этот прием уместно использовать на повторительно – обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам. Здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по МХК. Учитель непременно допустит ошибки, например, он утверждает
« В индийском искусстве сочетаются сюжеты, образы и символы одной религии» (разных вероисповеданий).
3.Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».
Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой требует определенных усилий.
Приемы, используемые на данном этапе.
«Цель и цели». Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности. Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. (Учителю не забыть вернуться к целям учащихся на заключительном этапе урока).
«Знаю – не знаю». Этот прием более всего уместен при изучении новой темы. После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания учащихся.
Например, после сообщения темы урока «Индия – страна чудес» можно предложить заполнить таблицу «Знаю – хочу узнать» разработана Д.Огл.
«Вопросы к тексту». Каждому ученику предлагается краткий конспект сообщения по изучаемой теме; ученик, прорабатывая данный текст, должен на полях поставить сигналы степени освоения темы. Такой прием называется инсерт – маркировка текста значками по мере его чтения.
Индия - страна загадок и чудес
Индия одно из древнейших государств мира, ее возраст – 10000 лет. От самого названия страны веет величественностью архитектуры и благоухающими ароматами пряностей.Индия славится несметным количеством достопримечательностей и памятников. Это родина сахарного тростника, риса и хиромантии по руке.Дивные зрелища, поражающие воображение, ведь в Индии насчитывается около 40 разновидностей млекопитающих, столько же рептилий, 60000 видов насекомых и 50000 видов растений. Один из крупнейших городов Индии – это Мумбаи. Здесь находится Болливуд, аналог американского Голливуда, в течение года выпускающий около 400 кинопроектов. Главная достопримечательность Мумбаи – это монумент Врата в Индию. Он был сооружен в 1911 году в связи с приездом королевской четы - Георга V и его жены Марии.На острове Элефант сохранились всевозможные памятники прежних эпох: пещерные храмы и скульптуры гигантских размеров, грандиозный бюст трехголового Шивы, достигающий 5 метров.Тадж Махал, возвышающийся над старинной Агрой, относится к одному из семи чудес света. Несравненной красоты мавзолей был построен по распоряжению султана Шах-Джакана. Он служил усыпальницей для его безвременно умершей супруги. Ворота дворца некогда были испещрены серебром, а стены украшали россыпи разнообразных драгоценных камней.Главным украшением города Джайпур, без сомнения, является Дворец Ветров. Свое название он получил благодаря замысловатой системе вентиляции, позволяющей обитателям дворца непрерывно наслаждаться свежим легким ветерком.Дворец состоит из пяти ярусов,на которых располагаются 953 окошка. Из-за этого здание напоминает изящную резную шкатулку.Интересной особенностью Дворца Ветров является полное отсутствие лестниц. А перемещаются между этажами по пологим дорожкам.
4. Сотворчество.
Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий в совокупное знание по предмету. Деятельность учителя складывается из организационных функций.
Приемы данного этапа: упражнения, коллективные опорные сигналы (кластер), таблицы, схемы, анализ-интерпритация художественных
произведений.
Работа в группах:
1. Архитектура Индии.
2. Музыка Индии.
3. Театральное искусство Индии.
4. Основные религии Индии.
Защита проектов.
Коллективное составление кластера.
5. Рефлексия.
Основное его содержание – осмысление результатов работы.
К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске эпиграфу дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме. Процесс обобщения цели и целей трансформируется в подведение итогов. Существует и такой педагогический прием, как эссе – пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.
Приемы данной технологии можно применять автономно на традиционных уроках. Технологию встречных усилий можно использовать на уроках МХК, литературы, истории и других предметах.