Сказка репка на экономический лад с применением карт В.Проппа


Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя Тетериной А.Н.
Тема: «Сказка репка на экономический лад».
Цель: продолжение работы детей с картами В.Я. Проппа; познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией.
Задачи:
 Обучающие:
- привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир», облагораживающий жизнь;
- активизировать и обогащать словарный запас по теме «Сказки»;
- учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием сказки, а также на самые простые вопросы по художественной форме;
- освоение сказочных функций;
Развивающие:
- развивать связную речь детей;
- развивать память, сообразительность;
- совершенствовать умение высказывать собственное мнение;
Воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать ответы других детей;
- воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.
Демонстрационный материал: карты В.Я. Проппа, сказка «Репка».
Ход нод.
Здравствуйте ребята, сегодня очень чудесный день, у нас впереди много интересной работы. Мы с вами вспомним сказку репка, поговорим о семейном бюджете, поработаем с картами-схемами и, сами станем на какое-то время авторами, сочиним свои сказки. Приступим!
Первый этап. Знакомство детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.
- Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать детей ( посадил дед репку…)
- Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может…)- Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности (Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянули репку!…).
После того как сказку вспомнили, рассказываю сказку с точки зрения экономических понятий. Для этого делаем модель семейного бюджета в виде круга с изображением героев этой сказки и карточки с символическими изображениями денег (например, небольшие круги).
В этой семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию (на круг накладываются карточки с тремя кругами). Пенсия-это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.
Внучка учится и за свой труд (учеба-тоже труд) получает стипендию (карточка с одним кругом). Стипендия-это тоже деньги.
Собака, кошка, мышка живут с бабушкой и дедушкой. Они не работают и не получают никаких денег (пустая карточка).
В городе живут мама и папа. Папа трудится в строительной фирме и за свой труд получает зарплату (карточка с шестью кругами). Зарплата-это деньги, получаемые за работу. Зарплата-это оплата труда за месяц (неделю, день). Мама тоже работает на кондитерской фабрике и получает зарплату (карточка-четыре круга).
Модель постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета этой семьи.
Почему так говорят? «Каков работник, такова и плата». Ответы детей.
Далее, проводим смысловые приемы наполненные ответами детей на пставленную проблемную ситуацию: 1- сосчитать деньги, заработанные членами семьи; 2- объяснить, как изменяется бюджет, если, например, кошка съест мышку (не изменится, или мама в этом месяце не получила зарплату, потому что болела; 3- как еще может измениться бюджет семьи?Второй этап - подготовительные игры:
-«Чудеса в решете»-выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
-«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям - сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями).
После полной картины сказки можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета,
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке,
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки,
-определить отсутствие знакомой карты,
-отделить лишнюю карту.
На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки, и пробуем рассказать по картам Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается, кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке и т.д.Игры: « Салат из сказок», « Опорные слова», « Сказочный треугольник (разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница».
И в итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.
Рефлексия.