Мастер класс Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент
МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТ». Учитель: Ахматсафина Р.Р.МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ» «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта» Кант Иммануил, немецкий философ (1724-1804 гг.) Тема «Создание проблемной ситуации на уроках физики через эксперимент» интересна для меня по многим причинам. В настоящее время возникло противоречие между большим количеством информации, которую должны усвоить учащиеся, и ограниченным сроком обучения. Это вызывает необходимость постоянного совершенствования учебного процесса.Поэтому одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Проблемное обучение - система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций и закономерностей поисковой деятельности учащихся. Как тип обучения проблемное наиболее соответствует духу развивающего обучения, задаче развития творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся, превращение их знаний в убеждения, а также характеру физической науки, что обусловило довольно широкое его применение на уроках физики. Требования: Первоначальный анализ вызывает чувство затруднения и предстоящего успеха Проблемная ситуация должна содержать элемент нового, интересного СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Демонстрационный и фронтальный эксперимент.Задачи - вопросы.Рассказ - вступление. Демонстрационный и фронтальный эксперимент.При отборе экспериментов для выдвижения учебной проблемы следует руководствоваться соображениями, основанными на знание некоторых психологических закономерностей. Интерес новизны, а следовательно, возбуждение внимания и мыслительной активности возникает тогда, когда новое может вступить в связь с прошлым опытом. Задачи - вопросы.Вопросы связанные со знакомыми жизненными ситуациями и в то же время трудными для объяснения. Рассказ - вступление.Обращение к истории науки с привлечением выдержек из работ выдающихся физиков, философов, общественных деятелей, а так же из художественной литературы может быть успешно использовано для постановки учебной проблемы. Организация проблемного обучения. 1.При проблемном изложении материала учащиеся приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия. 2. При частично-поисковом методе- постепенное приблежение к самостоятельному решению проблем. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ. Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. Предлагать практические исследовательские задания. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.Использовать тесты с выбором правильного ответа. Использование проблемного обучения на уроках физики позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную,воспитательную,развивающую. Проблемное обучение является одним из эффективных способов активизации познавательной активности школьников. Оно имеет ряд достоинств: обеспечивает связь с жизнью, практикой, делает процесс обучения динамичным. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев Спасибо за внимание!