Педагогическое исследование на тему: Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеклассной работе


Педагогическое исследование на тему: « Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеклассной работе»
Введение
«Час работы научит большему, чем день объяснений,
ибо, если я занимаю ребенка в мастерской,
его руки работают в пользу его ума:
он становится философом, считая себя ремесленником»
/Ж.Ж.Руссо/
Изменения происходящие в современном производстве, предъявляют все более высокие требования к человеку - главной производительной силе общества. Назрела настоящая необходимость пересмотра всех видов деятельности учащихся, и прежде всего трудовой, с позиции насыщения их творческими элементами.
Развитие творческих способностей - процесс длительный и сложный, поэтому вести работу в этом направлении целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школу. Но, к сожалению, до сих пор в начальном звене школы пренебрегают творчеством детей, элементы его присутствуют очень редко. Явно недооцениваются творческие способности учащихся, их умение и желание самостоятельно и инициативно работать.
Большинство из нас забыло о той радости, которое приносило творчество в детские годы. Но она была, несомненно. Каждый ребенок, начиная с 2-3 лет с упоением, творит. Не думаю, что кто-то был исключением из этого правила.
К сожалению, мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии труда на всю дальнейшую жизнь человека. Но в то же время исследования ученых все чаще напоминает, что человек по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека трудиться, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит, и его физическое здоровье. Вот взять хотя бы такой пример. О том, что целый комплекс геофизических факторов влияет на наше самочувствие, постоянно напоминает нам публикации в газетах и журналах, передачи по телевидению. Накануне неблагоприятных дней медики рекомендуют после вечерней прогулки заниматься творчеством. А почему бы не сделать, например, панно из засушенных листьев, выполнить из остатков нитей пейзаж? Главное, чтобы цвета были яркими, насыщенными, советуют ученые. Яркие цвета увеличивают функциональную активность правого полушария головного мозга и помогают переключению обменных процессов в организме.
В любой сфере человеческой деятельности растет доля умственной части труда. И это ставит перед человеком задачу непрерывного развития. Для этой цели по своей природе словно предназначен творческий труд. Именно он обладает такими воздействиями на человека, что формирует и развивает его всесторонне, влияет на его духовный мир в целом. Он развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор и формирует нравственные принципы.
Человек, развитый творческим трудом, поэтому и отличается от творчески не развитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза в буквальном смысле видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз.
Творческое развитие ребенка современной педагогикой выдвигается на первый план. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей- на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, чем сложнее движения, необходимые для взаимодействия, тем глубже входят руки с природой. С обязательным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами; чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Начав занимать своих питомцев творческим трудом, я увидела, каждый урок стал казаться им новым, неожиданным, ярким, а внеклассные мероприятия превращаются в настоящий праздник.
Творческий проект - один из методов развития творческих способностей учащихся.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развития их творческой способности в учебно-воспитательном процессе, я убедилась в том, что максимум усилий необходимо направлять на формирования интересов к учебе. Стимулом к этому является не только успешное овладение знаниями и умениями, но и возможности проявить свою творческую индивидуальность. На помощь здесь приходит умелое использование методов проектов.
В методе проектов привлекает его направленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников – индивидуальную, групповую или коллективную.
Однако было бы непростительной ошибкой противопоставлять метод проектов традиционной методикой обучения. Он должен органично сочетаться с объяснением, инструктажем, показом, упражнением и другими методами, выступая в качестве интегрирующего начала. Иначе принципиальный посол проектного метода: «От идеи до готового изделия»- останется просто декларативным.
В нашей школе накоплен определенный опыт использования метода проектов, разработана и опробована методика проектного обучения учащихся 5-11 классов работе над созданием проекта. В тематике проектов, выполненных нашими учениками, отражаются не только содержание изучаемого или программного материала, но и они усваивают алгоритм проектирования: выбор и обоснование темы, разработка требований к будущему изделию-дизайн-спецификации, а также технологии его изготовления с составлением маршрутной карты, выполнение и испытание готового объекта, оценка и защита проекта. Темы проектов усложняются от класса к классу, всё более самостоятельным становятся их выполнение. Возрастает и отводимое на проектирование учебное время.
Ниже привожу примерные темы творческих проектов.
Класс Тематика проектов
5 класс.
Чудеса из мусорной корзины
Веселые лоскутики.
Тайны бабушкиного сундука
Солёное тесто
6 класс Подарок своими руками
Салфетки для праздничного стола
Украсим свой дом своими руками
7 класс Кружевные воротники
Мягкая игрушка
Изделия из лоскута
8 класс Вышивание крестом
Интерьер кухни
Изготовление диванной подушки
В последние годы большое внимание уделяется вопросам экологии. В качестве творческого проекта в 5 классе рекомендую изготовить изделия с использованием вторичного сырья: пластиковых бутылок, крышек из-под пива, картонных коробочек, коробок из-под торта и др. С целью настроя учащихся на творческие дела привожу стихотворение Т.Корольковой «Оглянись вокруг» (журнал «Школа и производство», №3,2001).
Так были изготовлены подставка под горячее из крышек из-под пива (журнал «Школа и производство» №7,2006, с.34), из пластиковых бутылок - ваза, совок и кормушка для птиц, из коробок из-под торта можно изготовить хлебницу, декорировав их скорлупой грецких орехов и арахиса.. В такой шкатулке можно хранить бижутерию и хлеб; банки от майонеза использовали для сыпучих продуктов, сделав на банке соответствующую надпись. Трубочки от сока можно нанизать на веревочку или леску, чередую их с пластиковыми кольцами от бутылок. Несколько таких гирлянд составит штору, которая доставляет радость детям.
Учитывая, что пластиковая бутылка герметично закрытая пробкой, прекрасно плавает, предлагаю соорудить плавающие игрушки. Например, плот.
Этим, конечно, не исчерпывается возможность вторичного использования опустевшей тары. Немного использования фантазии и творчества и из отходов производства можно изготовить дешевые и полезные вещи.
В программе 5 класса в разделе «Кулинария» учащиеся знакомятся с блюдами из яиц. Подумав, мы решили из скорлупы изготовить мозаику.
Для изготовления яичную скорлупу красят тушью, дают высохнуть и измельчают. На цветном картоне и куске ДВП рисуют сюжет, можно взять из книжек-раскрасок. Затем выкладывают контур рисунка, после чего заполняют весь рисунок. Фон может быть выполнен нитрокраской, гуашью или скорлупой. В качестве рамы можно использовать коробку из-под конфет или готовую раму.
С технологией выполнения этой работы я делилась в журнале «Школа и производство» №4,2002, стр.43.
Приобщение школьников к творчеству через кружковую работу
Важнейшую роль в приобщение школьников к творчеству играет кружковая работа. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, что в свою очередь, является залогом формирования склонностей к определенной деятельности. На эту способность кружковой работы указал В.А Сухомлинский: «Ценность кружковой работы состоит в том, что каждый момент в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимую работу».
Известно, что подростки любят все делать своими руками. Этим они могут заняться в кружке. Не только практическое умение и навыки в детях развивает кружок. Здесь осуществляется тесная связь теории с практикой, развивается интерес к творчеству.
Особенной популярностью среди учащихся пользуются кружки «Умелые ручки», «Юная мастерица», «Волшебный квиллинг», где девочки научились плести салфетки и шали на раме, бумажной филигранью. Технология выполнения можно найти в журнале «Школа и производство», № 5, 2003,с.49, №7,2011.

На занятии кружка «Волшебный киллинг»
Работы кружковцев были представлены на конкурсе «Созвездие талантов», где работы Магасумовой Флориды, Казиной Альбины заняли достойное I место. Смотрите фото.
Участвуя на муниципальных и региональных конкурсах по декоративно-прикладному искусству учащиеся нашей школы добиваются хороших результатов. О чём свидетельствуют Почетные грамоты и Дипломы, которыми они удостоились.
Также одной из форм развития творческих способностей считаю экскурсии. Ежегодно посещаем картинную галерею г.Белорецка, где проходят выставки декоративно-прикладного искусства. Эти выставки привлекают массу зрителей и вызвают яркие эмоциональные сопереживания. На выставке «Лоскутная мозаика Уфы» был представлен широкий спектр творческих стилей мастеров лоскутного шитья. Среди них и художники-профессионалы, и любители, открывшие в себе художественное дарование благодаря творческой работе с текстильным лоскутом.
Эти экскурсии имеют большое эмоциональное воздействие на подростков и являются источником вдохновения. После таких посещений мои ученики становятся деятельными и самостоятельными. И уже от учителя зависит, в какое русло направить желание ученика проявить себя в творчестве, как поддерживать индивидуальность ребенка и отобрать учебный материал в соответствии с его интересами и возможностями.
Посещение различных выставок, участие на различных конкурсах имеет для школьников большое значение. Так это влияет на уровень самооценки развивающей личности. Ребёнок должен чаще оказываться в ситуациях успеха, чувствовать себя умелым и даже искусным. Творческая работа - это то, с помощью чего учитель может целенаправленно создавать ситуации успеха как для группы учащихся, так и для отдельных учеников.
Задача воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа. Его культуре, органической частью которой является народное искусство. Планируя свои уроки, ставлю задачу - расширить и углубить знания и представления учеников о башкирской национальной культуре, быте и традициях.
Большое внимание уделяю башкирскому национальному орнаменту, который ярко выражен в вышивке, лоскутной мозаике, ткачестве. Местные мастера в своих работах часто используют растительные мотивы, а в качестве фона- красный, зеленый и черные цвета. При этом благодаря продуманному подбору цветовых сочетаний не создается впечатления излишней пестроты.
На первый урок по знакомству учащихся с башкирским орнаментом обычно приносят изделия из бабушкиного сундука. Рассматриваем и обсуждаем особенности формы, цветового решения узоров, украшающих предметы традиционного национального костюма. Ученики выбирают что они будут выполнять (тюбетейки, накосник, полотенца или другое).
Заключительным этапом изучения башкирского народного искусства являются встречи с народными умельцами села. Их мы приглашаем на уроки, на которых они знакомят с технологией выполнения изделий. Этим мы устанавливаем тесную связь с поколениями, возрождаем старинные обряды и ремесла. Так при изучении гладьевой вышивки пригласили на урок Рамазанову Важибу, при вязании спицами- Халилову Нурию. После этих встреч учащиеся пишут отчеты, ищут новые сведения о других видах декоративно-прикладного искусства. И выполненные ими работы становятся намного интересными.
Заключение
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни- к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свою работу.
И если каждый из нас задастся такой целью и будет стремиться к ней, выигрывают в конечном счете, не только дети, но и сами учителя- они станут действительно творческими личностями