Доклад на тему Формирование лексических навыков на уроках английского языка
Г.А. Королёва, преподаватель английского языка ГАПОУ АО «Каргопольский индустриальный техникум» Слово – это то, благодаря чему и с помощью чего мы выражаем себя и вещи. философ Поль Рикёр Формирование лексических навыков на уроках английского языка - формирование продуктивных (обусловливающего развитие умений говорения и письма) и рецептивных (как условие осуществления рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования) лексических навыков 1.Показать некоторые приёмы формирования лексических навыков на уроках английского языка.2. Рассмотреть этапы работы по формированию лексических навыков. Занимает важное место в системе обучения иностранному языку, так как отражает отношение между классами слов и обобщает полученную информацию. Лексика индивидуализирует высказывание и придаёт ему конкретный смысл. – это синтезированное действие по вызову лексической единицы адекватно коммуникативной задаче (или ситуации общения) и ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами. Автоматизированность, гибкость и устойчивость данного сложного действия обеспечивают ситуативное использование слова в речи. – синтезированное действие по распознанию графического или фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова с его значением. Формирование и совершенствованиенавыков лексических навыков грамматических навыков Развитие умения Развитие монологической речи Развитие диалогическойречи Развитие умения читать Ознакомление с функцией слова его значением, формальными признаками;первичное закрепление;развитие умения использовать навыки в различных видах речевой деятельности. Упражнения в дифференциации и идентификации:определить на слух (найти в тексте) слова, относящиеся к одной теме (синонимическому ряду, к одной словообразовательной модели и др.);сгруппировать слова по указанному признаку;найти в тексте (подберите на память) антонимы к словам, данным на доске;просмотреть список речевых формул; назвать ситуации, в которых они могут использоваться, и др. 1.Рассказ с элементами беседы. 2. Предъявление лексики в отдельных ситуациях(в отдельных предложениях, отдельным списком слов). 3. Презентация новой лексики в процессе чтения текста. 4.Соотношение русского и английского варианта и др. Упражнения для обучения прогнозированию:•назвать слова, которые могут сочетаться с данными существительными (прилагательными, глаголами):найти окончание каждого предложения из вариантов, приведенных ниже;прочитать ряд предложений, относящихся к одной теме, заполнить пропуски словами и словосочетаниями, подходящими по смыслу; Это этап тренировки и создания прочных речевых связей в заданных пределах речевых ситуациях 1.Назвать изображённые предметы2. Выбрать слово, соответствующее данной ситуации3. Исключить из ряда слов одно, не соответствующее данной ситуации 4. Образовать с выделенным словом предложение по образцу5. Дополнить предложение подходящими словами ( слова даны отдельно)6.Соотнести слова из правой и левой колонки Развитие умений использовать навыки в различных видах речевой деятельности Включает в себя применение и умение использовать навыки в различных видах речевой деятельности.Требуется использовать слова в высказываниях, в диалогической и монологической форме, понимать текст на аудировании,понимать новые слова при чтении текста.Содержание работы составляют условно-речевые, подлинно-речевые, лексически направленные ситуативные и контекстные упражнения. 1. Составить диалог по теме на основе ключевых слов.2. Составить монологическое высказывание на основе плана3. Ответить на вопрос, используя изученную лексику4. Составить сообщение по данной теме.5. Рассказать, используя предложения по образцу.6. Написать ответ на вопрос Урок формирования лексических навыков На первом этапе, когда студенты еще не знают, какой текст они будут читать (слушать) на следующем уроке, преподаватель отбирает из текста новые слова, подлежащие усвоению. И если к концу урока обучающиеся усвоят значения новых слов, будут понимать их в высказываниях преподавателя, смогут записать эти слова и, главное, употребить их в своих репликах — считайте, что цель первого этапа достигнута. Намечается обычно три главных вида работы:речевая зарядка либо речевая подготовка, вводящие в атмосферу иноязычного общенияОзнакомление с новыми словами, с их значениями (семантизация)автоматизация лексических единиц. Речевая подготовка - активизация материала предыдущих уроков, необходимая для лучшего восприятия разговорного текста.Чтение (слушание) разговорного текста (конечно, с определеннойречевой задачей).Упражнения с материалом разговорного текста (комбинирование,перефразирование, трансформация). Это основная часть урока. У речевой зарядки и речевой подготовки много общего: и то и другое направлено на создание в начале урока атмосферы иноязычного общения и может быть одинаковым по содержанию и технологии проведения. Однако у речевой подготовки есть один существенный, обязательный признак - ее материал (слова, модели) всегда связан с материалом урока: напоминание его студентам необходимо для успешной работы. Разговорный текст - это не просто материал для дальнейшей активизации и тем более не конечная цель. Он выполняет три функции: 1) является стимулом для общения; 2) является основой, базой для создания ситуаций; 3) служит речевым образцом, равняясь на который, ученик будет затем высказываться сам. Учебники по английскому языку для учреждений НПО и СПОАвторы: Г.Т. Бескоровайная и А.П. Голубев ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БУДЕТ УСПЕШНО, ЕСЛИ ВСЕ ЕЁ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ БУДУТ УЧТЕНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. ГАПОУ АО «Каргопольский индустриальный техникум»