Урок литературы в 6 классе с использованием технологии групповой поисковой деятельности на основе метафорического мышления «Изучаем японские трехстишия хокку»


Урок литературы в 6 классе
с использованием технологии групповой поисковой деятельности на основе метафорического мышления
Урок литературы в 6 классе
Тема: «Изучаем японские трехстишия хокку»
Цель урока: Познакомить учащихся с японской поэзией, в частности, с хокку.
1. Первоначальная постановка творческой задачи.
Сочинить хокку на заданную тему.
2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации.
Как сочинить хокку? Что это такое? Что характерно для этой поэзии?
Как нужно и как нельзя читать такие стихотворения?
Сообщение учителя: «Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым». (Девиз японского искусства).
И. Эренбург писал: «Сила японского искусства - в его необычайной простоте, наготе, в пренебрежении ненужными подробностями, в лирическом, взволнованном подходе…Украшательство, пышность, внешняя эффектность чужды японскому духу». За окном - последний день зимы, и у меня в руках - веточка цветущей сакуры, японской вишни. Пусть не живая, не настоящая, но она напоминает нам о наступающей весне, об оживающей вновь природе, о чувствах прекрасных и добрых, которые пробуждает в нас весна, любовь, поэзия.
Обо всём этом - о зиме, о весне, о красоте природы и поэзии – наше сегодняшнее занятие, которое мы посвятим японской лирике, а точнее, её так называемому «малому» жанру – хокку.
Чтобы говорить о японской поэзии, надо прежде сказать о главном – об отношении японцев к природе. Ибо природа, искусство и жизнь – понятия для жителей Японии неразделимые. Они и страну свою называют очень поэтично: Страна восходящего солнца или Страна огнедышащих гор.
Стремление к гармонии с природой есть главная черта японского искусства, т.к. природа, все предметы и явления окружающего мира изначально были одушевлены (обожествлены): деревья, реки, озёра, луна над спящим садом; лотос, цветущий в трясине; радуга после грозы… Японцы всегда поклонялись природе, но не из страха перед грозными, непостижимыми силами, а из чувства благодарности за ласку и щедрость. Поэтому в японцах, где бы они ни жили, развито чуткое отношение к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью и радоваться её многоликой красоте.
Всё это нашло отражение в японском искусстве, в том числе в самом распространённом и любимом жанре лирики - хокку.
Хокку - это трёхстишие с пятисложным и семисложным чередованием слогов. Очень строго количество слогов соблюдается в хокку одного из известнейших японских поэтов - Мацуо Басё.
Хокку - это лирическая миниатюра, заключающая в себе одну поэтическую мысль и адресованные одному из 4-х времён года. Оно передает определенное настроение посредством подтекста, намёка. В хокку часто используется прием антитезы или сравнения.
Художественные особенности хокку:
- лирическая миниатюра - одна поэтическая мысль;
-единый художественный образ, созданный из более мелких, «приземлённых»
( понятие об образности);
- единение с природой;
- намёк на одно из времён года;
- любование красотой, созерцание её;
- красота обыденности;
- художественные приёмы (антитеза, сравнение, метафора, олицетворение);
- мастерство намёка, недоговорённость, недосказанность;
- идея недолговечности;
- создание настроения.
Далее следуют сообщения учащихся о темах японских трехстиший. (О философском характере стихотворений, об особо почитаемых в Японии цветах, деревьях, которые очень часто становятся ключевыми образами в японской поэзии).
Особую роль в таких лаконичных, но ёмких строках играет недоговорённость, недосказанность, которая 6удит воображение читателя и дает возможность увидеть и пережить увиденное по-своему, позволяет осознать недолговечность, мимолётность происходящего и научиться радоваться жизни во всех её проявлениях, т.е. идеи сливаются воедино.
3. Поиск способов решения проблемы.
Практическое задание 1. Прочитайте хокку (написано на доске), и постарайтесь ответь на вопросы. (П, К)
Бабочки полёт
Будит тихую поляну
В солнечном цвету.
-Сколько здесь отдельных, образов? ( Два: 1 – тихий, неслышный полёт бабочки; 2 – тихая поляна, залитая солнечным светом)
- Каков единый поэтический образ, идея в этой лирической миниатюре? ( Тишина, спокойствие, внутренняя гармония…)
- Найдите слово, определяющее идею недолговечности. ( ПОЛЁТ – символ движения и самой жизни…)
Здесь, как и во многих хокку, мотив созерцания, любования тем, чего нельзя потрогать руками - самой жизнью…
Практическое задание 2. На каждой парте несколько рисунков и листы с японскими трехстишьями. Ученики должны к каждому рисунку подобрать хокку и объяснить свой выбор. (П, К)


4. Переформулирование проблемы.
Практическое задание 3. На партах даны листочки с недописанными последними строчками стихотворений, ребята должны дописать их.
Ребята читают свои работы и сравнивают их с оригиналом. (П, К)
Учитель подробно комментирует эти варианты, поясняет, почему они не подходят.
5. Совместный выбор одного из переформулированных вариантов проблемы.
Совместный поиск подходящих строчек для завершения хокку с комментарием учителя.
6. Выдвижение образных аналогий.
Учитель побуждает группу к поиску ярких, образных, «метафорических» аналогий для заложенных в проблемной ситуации явлений.
Практическое задание 4: прослушайте хокку, попытайтесь уловить настроение в хокку, объясните, какие слова определяют это настроение. (П, К)

1. На голой ветке
Ворон сидит одиноко,
Осенний вечер.
2. Опала листва.
Весь мир одноцветен.
Лишь ветер гудит.
3. По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко
Фиалки в густой траве.
Ответьте на вопрос: на какие философские размышления (т.е. размышления о жизни) наводят эти поэтические миниатюры? Что такое наша жизнь? Какое хокку написали бы вы о жизни? Какие представления о жизни в нем были бы отражены?
Практическое задание №5 (итоговое). Представьте себя человеком какой-нибудь профессии и напишите свое хокку на тему «Вареный рис». В миниатюрном сочинении должен быть отражен философский подтекст. Отразятся ли особенности вашей профессии на вашем хокку? Обоснуйте свой ответ. (Л, П, К)
В скобках указаны группы формируемых УУД.