Наркотики — свобода или зависимость, полет или падение?

Сценарий диспута «Наркотики - свобода или зависимость, полет или падение?»
Цели:
способствовать формированию у учащихся отрицательного отношения к наркотикам;
организовать обучение учащихся пониманию и осознанию влияния наркотиков на будущее человека.
Предварительная подготовка
Учащимся класса предлагаются различные задания, которые они выполняют в зависимости от собственного интереса и желания.
Задание для всех учащихся - продолжить предложения, предложенные в анкете.
Продолжи предложение:
а) Существует мнение, что наркотики - это...
б) Есть мнение, что наркотики положительно влияют на ...
в) Есть мнение, что наркотики отрицательно влияют на...
г) Существует мнение, что ты не станешь наркоманом, если...
д) Существует мнение, что ты станешь наркоманом, если...
е) Существует мнение, что с наркотиками нужно бороться...
ж) Существует мнение, что с наркотиками нельзя бороться... Анализ ответов становится основой для подготовки классного часа.
Результаты ответов учащихся на вопросы должны быть оформлены в виде плаката и могут быть использованы для анализа и подготовки к участию в обмене мнением в ходе классного часа.
Учащимся также предлагается составить список причин, в результате которых человек становится наркоманом. Классный руководитель анализирует список и с помощью ребят готовит слайд «Наиболее частые причины наркотической зависимости человека».
Учащиеся разбиваются на пять групп и выполняют следующие задания:
Поиск статистики негативного влияния наркотиков на организм человека.
Поиск в художественной литературе описания состояния человека в период принятия наркотиков и после принятия наркотиков.
Разработка мер по профилактике наркотической зависимости в социуме.
Создание рекламных роликов «Молодежь против наркотиков».
Подготовка вопросов для обсуждения.
Ход классного часа
I. Вступительное слово ведущего.
Слово «наркотики» прочно существует в словаре XXI века как одно из самых употребляемых слов. Готовясь к сегодняшнему разговору, было интересно узнать, как реагируют люди на это слово чисто внешне. Улыбаются, морщатся, машут руками, крестятся и т. д.
Опрос на улицах города дал следующую статистику: из 30 респондентов:
люди пожилого возраста- 12 человек,
люди среднего возраста 10 человек,
молодежь и школьники - 8 человек.
Реакция пожилых людей:
испуг 4 человека,
недоумение, непонимание - 3 человека,
безразличие - 3 человека,
озлобленность и агрессия - 2 человека.
Реакция людей среднего возраста:
страдание - 4 человека,
испуг - 3 человека,
агрессия - 3 человека.
Молодежь:
интерес к теме разговора - 5 человек,
испуг - 3 человека.
О чем говорит эта небольшая статистика? О том, что проблема нар-котиков на слуху у всех членов общества. Все о ней знают или слышали, все пытаются существовать с этой проблемой параллельно. А какую статистику внутри класса по данной проблеме мы получили?
II. Учащиеся знакомят всех присутствующих со статистикой и анализируют ее.

Ш. Выступление специалистов.
В широком понимании наркомания - это болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния. Для этого используют разные вещества, например такие подлинные сильнодействующие наркотики, как опий, морфий, героин, и слабодействующие - кокаин, марихуана.
Похожее действие оказывают также некоторые лекарственные препараты, не отнесенные к разряду наркотических. Злоупотребление ими можно называть лекарствоманией.
Все применяемые одурманивающие вещества (как настоящие наркотики, так и другие препараты растительного происхождения или получаемые химическим путем) - сильные яды, т. е. токсины, поэтому стремление к одурманивающему состоянию с помощью ненаркотических веществ следовало бы называть, как уже принято, токсикоманией.
Поскольку слова «наркомания», «наркотики», «наркоманы» широко распространены, то ими можно пользоваться и в том случае, когда речь идет о токсикомании. Это тем более оправдано, что подлинная наркомания среди молодежи встречается редко, ибо настоящие наркотики дороги и труднодоступны. Молодые люди, пристрастившиеся к наркотическому дурману, обычно употребляют более доступные вещества или же готовят кустарным способом разные наркотические препараты из мака.
Не имеет существенного значения, как называть эту беду - привычкой или болезненным пристрастием к наркотикам, хотя вредную привычку победить все-таки легче, нежели болезненное пристрастие.
Привычка. В этом случае человек, хотя и ощущает сильное желание принять наркотик, не испытывает еще непреодолимой физической потребности в наркотическом дурмане. Ему еще не надо увеличивать дозу принимаемого наркотического вещества. В этом случае еще нет физической зависимости от наркотиков: лишение человека препаратов не вызывает у него симптомов так называемого абстинентного синдрома, а прием их, хотя и отрицательно влияет на психику и общее состояние здоровья, не оказывает пока серьезного влияния на поведение в быту и в общественной жизни.
Привычка к наркотическому дурману через некоторое время перерождается в болезненное влечение, пристрастие. В этом случае присутствует сильная потребность в приеме наркотических веществ, вызванная психической и физической зависимостью от них, возникает необходимость постоянно увеличивать дозы, отравляя организм.
Наркотический дурман. Все наркотические вещества вызывают одурманивающее состояние. Затем постоянно нарастающий наркотический голод, свидетельствующий о возникновении зависимости; по мере употребления наркотиков прогрессирует физическое и психическое истощение организма, которое в итоге ведет к преждевременной смерти.
Люди, принимающие наркотики, по-разному воспринимают их одурманивающее действие.
В зависимости от принятого препарата наступает возбуждение или торможение активности. У возбужденного человека возникает чувство свежести, легкости, физической ловкости, ему кажется, что он полон сил, способен на небывалые творческие свершения. Разумеется, все это лишь иллюзия, игра воображения, вызванная воздействием наркотика.
Торможение же обычно ощущается как расслабленность и полное безразличие ко всем жизненным невзгодам и превратностям судьбы.
Наркоман в состоянии возбуждения своим поведением напоминает подвыпившего человека, который, как говорится, навеселе, а заторможенный наркоман становится похожим на очень пьяного, причем это впечатление усиливает бессвязность речи.
Наркотические средства вызывают различного рода расстройства сознания.
Некоторые наркоманы испытывают подавленность, необъяснимый страх, иногда переходящий в панику, или их мучают какие-то страшные видения.
Наркотическая зависимость. Обычно у человека уже после нескольких приемов наркотических веществ развивается сильное, неодолимое влечение к одурманивающему состоянию, называемое психической зависимостью от наркотиков.
Есть и иная, значительно более глубокая зависимость, называемая физической. Заключается она в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, вследствие этого возникает привыкание, и наркотики становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма.
После образования физической зависимости отсутствие наркотиков вызывает у человека так называемый абстинентный синдром (синдром отмены). Наркоман вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы вызвать состояние дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастающие раздражительность, нервозность, трудности в сосредоточении внимания, утомляемость. Появляется сильное беспокойство, постепенно страх становится невыносимым, ведет к отчаянию, чувству безнадежности, а нередко к мысли о самоубийстве.
Человек, испытывающий абстинентный синдром, не в состоянии чем-либо заняться, выполнять какую-либо работу. Его единственное желание: любой ценой раздобыть наркотик. На этом концентрируются все его мысли и поступки, зачастую наркотик для него становится важнее пищи. Такому состоянию сопутствуют телесные недомогания: сильные головные боли, нервная дрожь, онемение конечностей, мышечные судороги и др.
Таковы симптомы начала психической и физической зависимости человека от наркотиков. Именно тогда он и становится их рабом.
Последствия. Употребление наркотиков, помимо психической и физической зависимости, всегда приводит к необратимому грубому нарушению жизнедеятельности организма и к социальной деградации наркомана. Именно эти последствия составляют наибольшую опасность для здоровья и жизни человека.
Во-первых, хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к необратимым изменениям в нервной системе, распаду личности. В результате наркоман теряет некоторые высшие чувства и нравственную сдержанность. Появляются наглость, нечестность, угасают жизненные устремления и цели, интересы и надежды. Человек теряет родственные чувства, привязанность к людям и даже некоторые естественные влечения. Это особенно трагично, когда речь идет о лицах молодого возраста. Наркотическое одурманивание и серьезные недомогания, абстинентный синдром делают невозможным учебу и работу, поэтому наркоманы обычно тунеядствуют.
Под влиянием общественного мнения наркоман вынужден скрывать свой порок. Он ищет поддержку в какой-либо группе, которая приняла бы его. Обычно это отбросы общества: присоединяясь к ним, наркоман сам исключает себя из прежнего коллектива.
Во-вторых, развившийся или только еще развивающийся порок требует все более частого приема наркотиков во все увеличивающихся дозах. Необходимость постоянного их добывания толкает наркоманов на путь преступления: множатся кражи, взломы аптек, подделки рецептов, разврат, даже убийства.
В-третьих, наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и заметному упадку физических сил. Кожа становится бледной и сухой, лицо приобретает землистый оттенок, появляются также нарушения равновесия и координации движений, что ошибочно можно принять за проявление алкогольного опьянения (обычно наркоманы избегают алкоголя, хотя это и не является правилом).
Отравление организма становится причиной болезни внутренних органов, особенно печени и почек.
Дополнительные осложнения происходят от внутривенных инъекций наркотиков грязными иглами и шприцами. У наркоманов часто встречаются гнойные поражения кожи, тромбозы, воспаление вен, а также разные инфекционные заболевания, например гепатит.
Подростки и наркотики. Средний возраст впервые попробовавших наркотики - это 13-14 лет. Причем для подростков характерно употребление недорогих и легких наркотиков, а также препаратов седативного действия. Употребление недорогих наркотиков связано с материальной зависимостью подростков от родителей. К недорогим наркотикам, которые распространены в подростковой среде, относятся мак и конопля.
95% «севших на иглу» употребляли так называемые легкие наркотики - это конопля и ее производные. Именно они являются частью молодежной субкультуры. Сегодня изображение листа дикорастущей конопли можно увидеть на элементах одежды, аксессуарах и других предметах, вещах подростков. Внешне он похож на кленовый лист, однако, это именно лист конопли. Он считается легким наркотиком, так как его употребление не вызывает ярко выраженной и быстрой зависимости. Однако это не так. Следует напомнить о том, что после 5-7 «косяков» наступает психологическая зависимость. «Косяк» - это папироса, набитая мелкоизмельченными высушенными листьями конопли. Часто для фасовки используется спичечный коробок. Термин «пробивает на ха-ха» означает эффект действия на организм, который проявляется в безудержном, беспричинном смехе. В зависимости от происхождения «товара» конопля может вызывать «думки» - рассуждения, не имеющие смыслового значения.
Анализ слайда «Наиболее частые причины наркотической зависимости человека».
Обмен мнением по теме «Наркотики - свобода или зависимость, полет или падение?»
VI. «Если бы я был президентом...» - разработка учащимися мер по преодолению наркотической зависимости молодежи.
Проблемные вопросы для обсуждения:
Как можно избежать наркотической зависимости?
Куда нужно обращаться, если тебе предлагаются наркотики?
Нужно ли бороться с наркотиками, если ты убежден, что тебя это не коснется?
- Должен ли быть наркоман в изоляции? VII. Подведение итогов классного часа.
Заголовок 115