Программа курса внеурочной деятельности: Юный эколог.


Филиал МОУ Богородской СШ Нестиарская ОШ
 
Программа курса внеурочной деятельности.
 Кружок
 « Юный эколог»
Направление: общеинтеллектуальное.
Срок реализации: 1 год.
 
Составитель: Чибисова В.Е.
2015/2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
•        Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
•        Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г.
•        № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
•        Конвенция ООН о правах ребенка
•        Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
•        Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
•        Закон Нижегородской области «Об образовании».
•        Устав школы.
•        Локальные акты школы.
Назначение программы:
 «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Кружок «Юный эколог»  имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Люди планеты столкнулись с целым рядом природных катастроф  (землетрясения, парниковый эффект и т.д.), вызванных их деятельностью и обеспокоены состоянием природы. Учащиеся должны понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места проживания, отдыха.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Возрастная группа  учащихся, на которых ориентированы занятия:
 программа рассчитана на учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы.
Объём часов, отпущенных на занятия:
Срок реализации программы – 1 год, занятия проводятся один раз в  неделю.
 Всего за  год обучения – 34 часа.Продолжительность одного занятия: 1 час.
Цели:формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
 
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы
      3.   Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,  дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Кружок работает в течение учебного года, один раз в неделю, всего 34 занятия. Продолжительность одного занятия – 45 мин. План. Программа кружка разработана для обучающихся 5-7 классов.
            
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
К дальнейшему углублению знаний в сфере интересов.
К формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение.
К воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
5. Ожидаемые результаты.
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
  
1.Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2.Проявлять  интерес, доброту к природным явлениям и объектам.
3.Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться  к природе, проявлять  творчество.
              
Структура курса.
Раздел программы Количество часов УУД
Вводное занятие. Познавательные: закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экология леса 3 Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы под руководством взрослых. Регулятивные: в    сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта). Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Экология рек. 2 Познавательные: осознанное и речевое высказывание собственного отношения к окружающему миру. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий. Коммуникативные: умение работать в группе; использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала.
Растения и животные Нижегородской области. 4 Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: участвовать  в диалоге при выполнении заданий; умение работать в паре.
Домашние животные. 3 Познавательные: умение наблюдать природу, анализировать, задавать вопросы об окружающем мире. Регулятивные: выполнять учебные действия в умственной форме. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Мой дом. 5 Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что предстоит узнать, осуществлять поиск существенной информации  (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)  при выполнении заданий и подготовке проекта. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта), учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Тематическое планирование.
Дата Кол-во часов Раздел Тема Описание содержания
1 Вводное занятие. Что  такое экология.   Почему мы часто слышим  слово «Экология»?                               Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
1 Зеленая Россия. Акция: «Зеленая Россия». Посадка деревьев на территории школы.
1 Веселое путешествие в природу. Беседа, просмотр презентации.
2 Пр.зан. Творческая мастерская. Изготовление поделок из природного материала.
1 Беседа «Экологическая ситуация в области». Беседа, просмотр презентации.
1 Игра «Почемучки». Экологическая викторина.
1 Экологическая безопасность. Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»
2 Экология леса. Природа  в наших ощущениях (звуки леса, голоса животных). Знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2 Экология леса. Ситуации в поведении людей в природе (обсуждение ситуаций).
1 Викторина «В мире животных» Беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?».
2 Экология рек. Экология рек (охрана). Формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес, бережное отношение и заботу.
1  Игра – путешествие «Подводное царство» 1 Животные, обитающие в реках Просмотр видеофильмов.
2 Растения и животные Нижегородской области. Животные нашей области. Знакомить детей с животными нашей области. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на их жизнь.). Развивать интерес к наблюдениям за животными.Активизировать словарь детей.  Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.
1 Лекарственные растения нашей области. Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.
1 Загадки, ребусы, стихи о растениях и животных. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.
1 Охрана растений и животных. Красная книга. Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о растениях и животных  с опорой на план, игра – имитация. Знакомство  с Красной книгой Нижегородской области.
2 Домашние животные Домашние животные Рассказ о своих питомцах, фотографии.
1 Игра-путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.
1 Турнир всезнаек природы. Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.
1 Мой дом. Акция «Создаём уют в школе» (посадка, полив комнатных растений) Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.
2 Устный экологический журнал «Земля – наш дом родной» Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
1 Экология нашего посёлка (экскурсия). Проблема бытового мусора (обсуждение, пути решения).
1 Практическая работа Участие в мероприятиях по уборке территории посёлка
1 Праздник друзей природы Выставка сочинений, рисунков.
1 Итоговое. Подведение итогов работы кружка.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
открытые занятия в игровой форме;
участие в массовой внеучебной деятельности;
Информационно-методическое обеспечение.
1. Художественная и научная литература.
2. Интернет ресурсы.