Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный эколог»
муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № ____
Принята Утверждена
на заседании МО учителей приказом по средней школе №__
от №
протокол от № руководитель МО: / Согласована
заместитель директора по УВР
/
дата, подпись, расшифровка
Рабочая программа
п ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭКОЛОГИЯ»
Духовно-нравственное направление
наименование учебного предмета (курса)
в в 1 «___» классе К
(ФИО учителя)
2015-2016 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология» составлена на основе следующих документов:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 от 17.12.2010)
Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Основная образовательная программа начального общего образования (утверждена приказом по школе №76 от 28.08.15 № 498/01-02).
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Способствовать расширению кругозора обучающихся.
Развивать мотивацию к познанию окружающего мира.
Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся.
Обучать младших школьников работе с различными источниками информации.
Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Актуальность и новизна программы.
Актуальность программы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2010 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Общая характеристика программы.
Программа реализуется в рамках одного из приоритетных направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания.
Ценностные установки, заложенные в программу, соответствуют ценностным установкам ООП и ее раздела – программы духовно-нравственного развития и воспитания, а именно:
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение; уважения достоинства человека, ответственности, равноправия; заботы, помощи и честности;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи, коллектива и образовательного учреждения, и стремления следовать им;
формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с окружающим миром.
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование умения уважать результаты труда других людей.
Занятия курса побуждают к активной мыслительной деятельности, учат понимать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывают собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференции.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие разделы:
1. Введение.
Обзор основных тем курса.
2. Тайны за горизонтом.
Дети познакомятся с географическими открытиями в древности, небосводом, перемещением солнца на небосводе. Получат представление о форме Земли в древности, земном шаре.
3. Загадка смены времен года.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
4. Тайны круговорота веществ в природе.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
5. Загадки круговорота воды в природе.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
6. Загадки под водой и под землей.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
7. Загадки растений.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
8. Планета насекомых.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
9. Что такое НЛО?
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
10. Заключение.
Что мы узнали и чему научились за год.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и методы работы:
игры; беседы;
работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
проекты;
выставки;
викторины;
работа в компьютерном классе;
экскурсии;
дискуссии, круглые столы.
Описание места программы по внеурочной деятельности.
Курс «Экология» представляет систему обучающих и развивающих занятий для обучающихся 1-х классов.
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. В первом классе – 33 занятия.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.
Результаты первого уровня: приобретение новых знаний, опыта решения поставленных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми взаимозависимости природы и человека
Результаты второго уровня: позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к самообразованию. Результат проявляется в умении оценивать правильность поведения людей в природе.
Результаты третьего уровня: получение школьниками самостоятельного социального опыта, умение моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– умение выражать свои эмоции;
– умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения природе;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, умение делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Мета предметные результаты освоения курса
Регулятивные
У обучающегося будут сформированы:
– умение определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
– умение проговаривать последовательность действий во время занятия;
– умение учиться работать по определенному алгоритму;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- принятия и сохранения учебной задачи;
- умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия;
- умение различать способ и результат действия;
- умение высказывать свое предположение (версию);
- умение отличать верно выполненное задание от неверного;
- умение совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные
У обучающегося будут сформированы:
– умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умение проводить рефлексию способов и условий действия;
- умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;
- умение структурировать знания;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- умение овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные
У обучающегося будут сформированы:
–умение оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя);
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умения задавать вопросы;
- умения контролировать действия партнёра;
Предметные результаты
У обучающегося будут сформированы:
умения называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
умения объяснять, как люди помогают друг другу жить;
умения называть живые и неживые природные богатства, и их роль в жизни человека;
умения называть основные особенности каждого времени года.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание программы.
Учебное занятие программы «Экология» состоит из следующих этапов:
- ознакомительный
на этом этапе, учитывая потребности и возрастные особенности обучающихся, используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме;
- формирования экологической проблемы
на данном этапе особую роль приобретает самостоятельная деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.
- этап теоретического обоснования
познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Во время экскурсий дети получают экологические знания и нормы экологического поведения.
При реализации программы применяются образовательные технологии: развивающее обучение. проблемное обучение, исследовательские, проектные методы обучения, технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровье сберегающие технологии. Учебный материал максимально адаптирован соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся. Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.
Показателями высокой экологической культуры детей следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене;
- потребность в физической активности;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Форма организации деятельности Всего, час
1 Введение 1 Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы». 1
2 Тайны за горизонтом 2 Географические открытия в древности. Небосвод. Экскурс в историю географических открытий минисеминар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный». 4
3 Перемещение солнца на небосводе. Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. 4 Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Изготовление модели Земли из цветного пластилина 5 Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. 3 Загадка смены времен года 6 Вращение Земли вокруг своей оси. Заочная экскурсия в обсерваторию 6
7 Движение солнца над горизонтом. Игра: легенды и сказки о Солнце, их инсценировка. 8 Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Проектная деятельность
Составление режима дня 9 Загадки. Год и времена года. Круглый стол 10 Названия месяцев на Руси. Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение 11 История происхождения названий дней недели. Составить название дней недели из букв разрезной азбуки 4 Тайны круговорота веществ в природе 12 Круговорот веществ в природе. Просмотр учебного фильма 4
13 Живая и неживая природа. Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. 14 Цепи питания. Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. 15 Обитатели почвы. Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе;
изучение знаков, норм и правил поведения в природе. 5 Загадки круговорота воды в природе 16 Загадки о состояниях воды. Дети учатся составлять свои загадки 4
17 Наблюдение в природе за водой Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. 18 Природа дождевого облака Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду 19 Природа снежного облака Учимся рисовать снежинки, оформление выставки 6 Загадки под водой и под землей 20 Как изучают подводный мир. Просмотр учебного фильма 5
21 Киты, дельфины, акулы. Рисунки детей по теме занятия 22 История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков обитателей океанов 23 Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Рисунки детей по теме занятия 24 Жизнь в темных глубинах океана. Просмотр учебного фильма 7 Загадки растений 25 Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. 3
26 Сказка о цветке-недотроге. Ролевая игра. 27 Образование плода. Многообразие плодов. Просмотр учебного фильма 8 Планета насекомых 28 Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. 4
29 Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Выполнение зарисовок 30 Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Выполнение зарисовок 31 Охрана насекомых. Проектная работа 9 Что такое НЛО? 32 Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Круглый стол. 2
10 Повторение 33 Что мы узнали и чему научились за год. Привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой. Итого 33
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения программы
Учебно-методические материалы
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - изд. Детство-пресс, 2004.
Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.ект». – М.: Издательство РОСТ, 2014.
Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей. - М.: Прометей,2003.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/(09.03.11)
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:
персональный компьютер
мультимедийный проектор
интерактивная доска
Печатные пособия
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, плакаты.)