Методические аспекты подготовки к государственной итоговой аттестации
Методические аспекты подготовки к государственной итоговой аттестации
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - формат экзамена, ставший обязательным стандартом для всех выпускных экзаменов учащихся 11-х классов. ЕГЭ имеет строго установленный порядок проведения и оценивания результатов, в разработке материалов экзамена задействован федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Особую важность ЕГЭ придает тот факт, что по его результатам происходит зачисление абитуриентов в ВУЗы. Высокие баллы, набранные в результате ЕГЭ, открывают возможности поступления абитуриентов в самые престижные ВУЗы России.
Подготовка к ГИА или ЕГЭ - ответственное мероприятие, к которому нужно отнестись со всей серьезностью, ведь на карту поставлено многое. В случае неудовлетворительных результатов ГИА не более чем по двум предметам имеется возможность однократной пересдачи экзамена; при повторной неудаче ученик либо остается на второй год, либо получает справку об обучении (данный вопрос остается на усмотрение родителей). В случае неудовлетворительных результатов ЕГЭ сразу по двум обязательным предметам (русский язык, математика) учащийся не допускается к пересдаче в резервные дни и может повторно сдавать ЕГЭ только в следующем году. При этом ученик не сможет поступить в ВУЗ и получит лишь справку об обучении в школе.
Залогом успеха на экзамене является именно комплексный подход к подготовке, в котором в качестве составляющих можно выделить три важных момента:
Организационный. Как правило, подготовка к ГИА или ЕГЭ занимает у учащихся достаточно много времени и требует, кроме умственных усилий еще и решения множества связанных вопросов, начиная от подачи заявлений на сдачу экзаменов по выбранным предметам в установленные сроки и заканчивая подбором литературы для подготовки, планированием занятий. Для этого целесообразно составить план подготовки, в котором нужно отразить ее основные этапы и сроки их реализации.
Образовательный. Безусловно, самое главное в процессе подготовки к экзаменам - получить необходимые знания, умения и навыки по предмету. Школьная учебная литература достаточно полно раскрывает тематику предмета, но также нужно использовать и дополнительную литературу, отражающую специфику предстоящего экзамена. К ней относятся контрольно-измерительные материалы (КИМ-ы), методические разработки, учебные пособия, электронные учебные курсы и пр. КИМ-ы для ГИА и ЕГЭ включают, помимо самих вариантов заданий, так называемые кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся. В них содержится перечень элементов содержания (тем), на которые составлены экзаменационные задания, а также требования к уровню подготовки обучающихся по предмету. Это дает возможность согласовывать объем уже имеющихся и необходимых для экзамена знаний, умений и навыков.
Психологический. ГИА и ЕГЭ отличаются непривычным для учащихся форматом проведения. Продолжительность экзамена по отдельным предметам может доходить до четырех часов, все бланки экзаменационных документов должны заполняться специальным образом, существуют определенные правила поведения на экзамене, при невыполнении которых организаторы могут удалить участника с экзамена. Всё это, в совокупности с большим значением результатов экзамена для выпускника, может обусловливать излишнее волнение на экзамене и, как следствие, потерю сосредоточенности, ослабление уверенности в своих силах из-за страха совершить ошибку и пр. Поэтому при подготовке к ГИА или ЕГЭ очень важно уделять внимание изучению процедуры проведения экзамена, правил заполнения бланков и периодически практиковаться на экзаменационных материалах прошлых лет в условиях, приближенных к реальному экзамену.