Читательская конференция Детство, опаленное войной (по повести В. Быкова Обелиск)


Читательская конференция
по повести В. Быкова «Обелиск»
Цель: раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной
войне;
- развивать умение целостного анализа художественного произведения,
- развивать связную монологическую речь.
- воспитывать духовно - нравственную личность, умеющую сострадать, помнить
героическое прошлое своего народа
Оборудование: портрет В.Быкова, выставка книг о Великой Отечественной
войне, иллюстративный материал, аудиозаписи песен « От героев былых
времен», «За того парня», фрагмент из кинофильма «Обелиск»
Ход мероприятия
Организационный момент.
Звучит песня « За того парня »
Введение в тему
Участники конференции по строчке читают отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского
Песню свою отправляя в полет,
Помните о тех,
Кто уже никогда не споет,
Помните!
Во все времена
Бессмертной  земли
Помните!
К мерцающим звездам
Ведя корабли,
О погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли !Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди земли
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните
Но о тех,
Кто уже не придет никогда,
Заклинаю, помните!
Ведущий:    У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны немало детских лиц.До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне со взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет. И не согнулись, показали, какими огромными могут быть сила духа и мужество, когда в сердцах горят священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и братьями. На переднем крае, как сыны полков. В тылу…Трагическое, но и героическое время чеканило характеры детей и подростков решительно и жестоко. В суровые дни войны вместе со взрослыми Родину защищали мальчишки и девчонки.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Стихотворение «Ой, Мишка, как же страшно мне!»
Оборванного мишку утешалаДевчушка в изувеченной избе:“Не плачь, не плачь… Сама недоедала,Полсухаря оставила тебе…
Снаряды пролетали и взрывались,Смешалась с кровью черная земля…Была семья, был дом… Теперь осталисьСовсем одни на свете — ты и я…”
А за деревней рощица дымилась,Поражена чудовищным огнём,И Смерть вокруг летала злою птицей,Бедой нежданной приходила в дом…
“Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,И мне дадут на фронте автомат.Я отомщу за то, что слезы прячу,За то, что наши сосенки горят…”
Но в тишине свистели пули звонко,Зловещий отблеск полыхнул в окне…И выбежала из дому девчонка:“Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..”.
Молчание. Ни голоса не слышно.Победу нынче празднует страна…А сколько их, девчонок и мальчишек,Осиротила подлая война?!..
Ведущий:Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.
Звучит песня «От героев былых времен»
Выступление учащихся.
 1 учащийся:       
Горнили «К бою» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
 2 учащийся:
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать, а побеждать.
 3 учащийся:
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков страны.
 4 учащийся:
…А нам не довелось играть в войну,
Не мы в неё – она играла с нами:
На фронт мы  убегали пацанами,
С вагонов крыш смотрели на страну. 
Ведущий: Сегодня мы проводим читательскую конференцию по повести Василя Быкова «Обелиск».   При подготовке к читательской конференции мы с вами познакомились с замечательнымпроизведением этого автора. Эпиграфом к нашей конференции пусть будут слова поэтессы Нины Гребельной:
Дубрава человечности полна:
Героям павшим кланяется низко.
Сейчас от нас минувшая война
Во времени и далеко и близко.
Известные погибших имена
Записаны на гранях обелиска,
Но есть другие, и не их вина,
Что выпали безвестные из списка.
Выступление библиотекаря.
Ведущий:Сегодня мы будем говорить о войне. Война - это слово на устах всех народов мира, оно выжжено огнем и пулями в душе каждого человека, кого коснулось это страшное событие. Война - это горе и страдания, плач и слезы, гибель десятков миллионов  людей. Она стучится в каждый дом, приносит беду. Война – это когда у народа один враг, который топчет родную землю, убивает женщин стариков, детей. Война не щадит никого. Но нужно найти в себе силы противостоять врагу, защитить себя и своих близких. Сегодня мы будем говорить с вами о том, как ведет себя человек на войне.
На доске цитаты о войне.
«Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его  чести, оклеветать, вывернуть и переломить его душу. А он стоит. А он все выносит»
«Речь идет не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой».
Эти слова о войне принадлежат белорусскому писателю В. Быкову.
Знакомство с автором повести «Обелиск»
Рассказ учащегося о писателе.
1 учащийся:
Василий  Владимирович  Быков  родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, Быков обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Девятнадцатилетний младший лейтенант отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии.
Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза». В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.
За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.
2 учащийся:
Василь Быков - автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.
Ведущий: Тема войны - основная тема в творчестве талантливого белорусского прозаика Василя Быкова. Но первые военные рассказы он создает только в 1956-1957 годах и остается верным военной теме и в последующих своих произведениях. «Журавлиный крик», «Фронтовая страница», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая», «Знак беды». Это далеко не полный перечень его произведений о войне.
Сегодня на нашей конференции мы познакомимся с повестью В. Быкова «Обелиск». Мы проследим мотивы поступков и выбора его героев, мы все вместе еще раз прочитаем, как те же проблемы, что волнуют нас, решил для себя простой сельский учитель Алесь Иванович Мороз много лет тому назад.
Краткое содержание повести (изложение одним из учеников)
Повесть «Обелиск» - одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Апеся Ивановича Мороза? Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а  не  рассуждать  о   заблуждениях  классиков, как рекомендовала школьная программа. «А Мороз не ворошил толстовские заблуждения - он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж... Был молод, да еще начальник», - рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районе. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.
5. Беседа по вопросам
Какие проблемы поставлены в повести?
Автор исследует истоки подвига, раскрывает проблему долга перед Родиной, товарищами, проблему выбора в определенной жизненной ситуации. Я думаю, что повесть «Обелиск» обращена к нашим дням каждой своей мыслью, напоминая о том, каким должен быть человек, о его достоинстве, напоминая о тех принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.
Какое значение имеет место действия?
Кому и как жить в народной памяти и как отзовется наша жизнь на судьбе потомков, мысль о силе благородного примера – основная идея этойповести. Долгие годы бился учитель Миклашевич, чтобы имя погибшего учителя Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Мороз учительствовал в Западной Белоруссии, на Гроднищине, он открыл в бывшей панской усадьбе школу на четыре класса. Вместе с Морозом работала пани Подгайская, пожилая женщина, жившая тут при пане Габрусе. Русским языком она почти не владела, белорусский немного понимала. Поначалу пани Подгайская противилась новым методам педагогического воспитания, которые ввёл Мороз, наряду с агитацией не ходить в костел. Даже жаловалась в районе.
Началась Война…. Мороз продолжал учить ребят. В тайне от учителя ученики задумали убийство ненавистного полицая. 14-летние обречены на муки, молчали под пытками. Мороз узнал и поступил, как диктовала ему совесть. Добровольно сдался, потому что не мог поступить иначе.
3.О каких нравственных принципах говориться в повести?
Мороз признался Ткачуку, что с наркоматовскими программами в школе действительно не все в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие плохо справляются с белорусской грамматикой. Но главное в том, чтобы они постигли национальную и общечеловеческую культуру. Он хотел сделать из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей. А это в методиках не очень-то разработано. Достичь такого можно только личным примером учителя. Мороз учил ребят душой понимать нравственные постулаты. Прививал и грамотность, и доброту. Подобрали где-то школьники трехлапую собачонку, да слепого кота, и Мороз разрешил их поселить в школе. Потом появился скворец, осенью отстал от стаи, так ему смастерили клетку.
Ведущий:Когда началась война Мороз принял решение продолжать учить детей стал говорить, что не будем учить мы — будут оболванивать немцы. А он не для того два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили.Он ещё за них поборется.
4.Что сделало героем Алеся Ивановича Мороза?
Личность Мороза героическая. Он всю свою жизнь и даже смерть отдал главной цели – служению людям, детям, в которых будущее страны. Не явись Мороз к арестованным, вера детей в благородство, мужество и порядочность были бы растоптаны, человеческое было бы “расчеловечено”, чего Мороз допустить никак не мог. Удалось уберечь Миклашевича , он продолжал дело учителя Мороза. Смысл и цель жизни Алеся Ивановичавошли в новые судьбы. Прав Ткачук: «Такое не пропадает. Прорастет. Таких людей не забудут»
Ведущий:Школа. Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений.
6. Работа с текстом.
- Какие «часы ученичества», полученные ребятами в школе вы можете назвать?
-Это уроки доброты и нравственности: Алесь Иванович решил поселить в школе, подобранных детьми больных щенков и по очереди за ними досматривать, а потом в школе появился больной скворец и слепой кот.
Помимо школьной программы, устраивал чтения произведений Л. Толстого, будучи больным.
Заботился об учениках как о своих детях, забрал Павлика Миклашевича у его отца и оставил жить у себя, потому что отец избивал мальчика, чтобы дети могли учиться покупал им обувку и провожал после школы до дома так как дорога была дальней. Что у кого было трудного или хлопотного, со все к нему шли в школу, всем помогал и не за деньги, и не по обязанности – просто так. По призванию сельского учителя.
- Докажите, в чем прочность родства детей и учителя.
-После неудачного покушения на полицаев ученики Мороза остались верны своему делу, никто не предал друг друга. Преданы они были и своему учителю. Ребята сидят в амбаре, немцы допрашивают их и бьют. И ждут Мороза. Матери лезут во двор к старосте, просят, унижаются, а полицаи их гонят. Поначалу ребята держались твёрдо: ничего не знаем, ничего не делали. Их стали истязать, и первым не стерпел Бородич, взял все на себя, и думал, что остальных отпустят. И в эту самую пору является Мороз. Рано утром, когда село еще спало, шагнул он во двор к старосте. Теперь вся «банда» оказалась в сборе. Хлопцы еще в амбаре упали духом, когда услышали за дверьми голос Алеся Ивановича. До самого конца никто из них не думал, что учитель пришёл добровольно. Считали, что схватили его где-то. И он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал.
- Какие качества и как воспитывал Мороз в своих учениках?
-Мороз воспитывал в своих учениках благородство, мужество и порядочность. Он хотел сделать из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей. А это в методиках не очень-то разработано. Достичь такого можно только личным примером учителя. Мороз учил ребят душой понимать нравственные постулаты. Прививал и грамотность, и доброту. Подобрали где-то школьники трехлапую собачонку, да слепого кота, и Мороз разрешил их поселить в школе. Потом появился скворец, осенью отстал от стаи, так ему смастерили клетку.
7. Просмотр фрагмента из кинофильма «Обелиск»
8. Дополнительные вопросы:
-На что рассчитывали фашисты, когда говорили, что отпустят учеников? Что им было выгоднее: чтобы Мороз пришел или нет?
Когда в 44-м выбили немцев, в Гродно остались кое-какие бумаги: документы полиции, гестапо. И нашли одну бумагу касательно Алеся Ивановича Мороза. Обыкновенный листок из тетрадки в клетку, написано по-белорусски, — рапорт старшего полицейского Гагуна Федора, того самого Каина, своему начальству. Мол, такого-то апреля 42-го команда полицейских под его началом захватила главаря местной партизанской банды Алеся Мороза. Эта ложь была нужна Каину, да и немцам. Взяли ребят, а через три дня поймали и главаря банды — было о чём рапортовать.
-Почему Мороз сделал именно такой выбор?
Для Мороза надо было идти. Он не мог не откликнуться на материнское горе. « …Сходи. Он умный, он учитель», просили родители связную с партизанским отрядом. Решение умереть с учениками не было для него порывом. Это итог его убеждений прожитой жизни. В последний час думает не о себе, спасая любимого ученика Миклашевича.
9. Закрепление
Обсуждение.
- Каким мы видим обелиск в повести? На какие детали вы обратили внимание?
Это было приземистое — чуть выше человеческого роста — бетонное сооружение с оградой из штакетника. Выглядел обелиск бедно, но был ухожен. Журналист удивился, увидев на черной металлической табличке новое имя — Мороз А.И., выведенное над остальными белой масляной краской.
-Кому и за что ставят обелиски?
Обелиски ставят для того, чтобы увековечить память о людях, отдавших свою жизнь за светлое будущее последующих поколений.  Обелиск – это наша память, она должна быть увековечена не только в монументах, но и в душе каждого человека.
- Почему повесть названа «Обелиск»?
Долгие годы бился учитель Миклашевич, чтобы имя погибшего учителя Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Я думаю, что повесть “ Обелиск” обращена к нашим дням каждой своей мыслью, напоминая о том, каким должен быть человек, о его достоинстве, напоминая о тех принципах, которым мы должны верны в любых обстоятельствах.
 Запомните слова: «Пускай на всем, что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты»
10. Обобщение
«Вам памятник, учителя,
Я высек бы из красного гранита,
Установил бы на просторе,
Большое человеческое сердце»
Эти слова принадлежат поэту А.Дусенбиеву.
-Какой бы вы памятник поставили учителю Морозу?
Так что заслужил Мороз: забвения или памяти?
Поступок Мороза должен быть увековечен не только в граните, но память о нем должна жить в наших сердцах.
- Что совершил при жизни? Какой след он оставил?
- Прослеживается ли связь поколений, в чем она?
Мороз отдал жизнь за своих учеников, так подсказала ему его совесть, Миклашевич всю жизнь боролся за то, чтобы имя учителя оказалось на Обелиске Мороз — Миклашевич- нравственная преемственность поколений. «Мороз не был отцом Миклашевичу, но преемственность была. Просто на диво. Всем: и характером, и добротой, и принципиальностью похож Миклашевич на своего учителя. И после него это останется, прорастёт, не пропадёт, не может не прорасти»
- Какие человеческие качества дают силу выстоять Морозу и его ученикам?
Мужество, благородство, принципиальность.
10. Итог конференции
Ведущий:Обелиски... Обелиски... Много их на моей родной земле. Для меня они - символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих.
Обелиск – это наша память, она должна быть увековечена не только в монументах, но и в душе каждого человека. Память не имеет права быть успокоенной, музейной. Память – не абстрактное понятие, она в конкретных делах во имя будущего, в бережном отношении к прошлому, потому что, действительно, «если мы войну забудем, вновь придет война». «Обязанность быть человеком не кончится вместе с войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми.
Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Родины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну, в "детях войны", которые вырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
1 учащийся:
У обелиска.
Средь берез, под синим небом лета, –Обелиск, увенчанный звездой…….Ты погиб, чтоб я шагалПо свету,В том бою спасенный, молодой…Если вновь война раздаст нам каски,Буду насмерть биться с той войной,Только жил бы после без опаскиПаренек, идущий вслед за мной .Лягу.Ни наград, ни обелиска – Ничего себе не попрошу,Лишь бы он шагалТропой росистойИ дышал, как я сейчас дышу
2 учащийся:
Песню свою отправляя в полет,
Помните о тех,
Кто уже никогда не споет,
Помните!
Во все времена
Бессмертной  земли
Помните!
К мерцающим звездам
Ведя корабли,
О погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди земли
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните
Но о тех,
Кто уже не придет никогда,
Заклинаю, помните!
Звучит песня «Я не видел войны»