Методическая разработка по теме «Экспериментальные проекты социально значимой направленности»


Ляхова Зинаида Дмитриевна, учитель начальных классов,
средняя школа №7, г. Костанай
Методическая разработка по теме «Экспериментальные проекты социально значимой направленности».
Одна из актуальных, решаемых проблем в образовательном сообществе Республики Казахстан, создание условий для поэтапного перехода к модели 12-летнего обучения, основные принципы которой преемственность и непрерывность в единой системе образования.
Создание и реализация экспериментальных проектов социально значимой направленности одно из средств, способствующее обновлению содержания образования на основе запросов общества, социума.
Предлагаемый материал содержит информацию о видах экспериментальных проектов, разработанных педагогом в условиях для поэтапного перехода к модели
12-летнего обучения.   
Разработанные экспериментальные проекты относятся к следующим типам проектов:
По способу деятельности: информационный, учебный, адаптационный, коррекционный, творческий.
По предметно-содержательной характеристике: Монопроект (один предмет).
естественно-научный, экологический, языковый, творческий, культуроведческий.
По количеству участников работа: индивидуальная, парная, коллективная.
По продолжительности работа: краткосрочная, средняя, долгосрочная
По характеру контактов учащихся в процессе выполнения проекта:
внутриклассная, внутришкольная.
Экспериментальные проекты нацелены на  социальные интересы участников проекта, продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Темы проектов самые разнообразные, актуальные и социально значимые по улучшению социальных вопросов в образовательном учреждении. Реализация проектов осуществляется с использованием технологии метод проекта.
Технология составления и реализации проектов имеет свою особенность:
наличие структурных компонентов:
Цель проекта:
Задачи, решаемые в ходе реализации данного проекта:
Основное содержание проекта:
Проект предполагает деятельность:
Участники проекта:
Кадровое обеспечение проекта:
Примерные виды экспериментальных проектов в условиях
для поэтапного перехода к модели 12-летнего обучения.
Проект «Психологическое здоровье»
Цель проекта: разработать эффективную программу пропаганды общественных ценностей (здоровья, семьи, прав человека) и национальных ценностей (согласие, дружба); коррекция эмоционально-волевой сферы и развитие коммуникабельности.
Задачи, решаемые в ходе реализации данного проекта:
распространение знаний в области медицины, семейного и гражданского права;
развитие творческих способностей учащихся, умения и готовности работать;
развитие коммуникативных способностей школьников;
Воспитание личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других; саморазвития и самореализации своих потребностей
Основное содержание проекта:
Проект предполагает формирование валеологического образования, пропаганду здорового образа жизни посредством активного вовлечения самих учащихся в деятельность, связанную с самореализацией ребенка: практикумы, тренинги, конкурсы, акции, интерактивные игры, встречи с представителями государственных и общественных организаций.
Проект предполагает:
Информационно-методическую работу с младшими школьниками, выразившими желание принять участие в данном проекте;
Проведение практикумов, тренингов, конкурсов, акций, интерактивных игр, встреч с представителями государственных и общественных организаций;
Создание и реализация программы «Школа психологического здоровья», факультативного курса «Здоровье», с использованием мультимедийных технологий;
Проведение занятий факультативного курса «Здоровье», деятельность «Школы психологического здоровья» посредством психологических тренингов, практикумов, психокоррекционных технологий.
Участники проекта: учащиеся начальных классов.
Кадровое обеспечение проекта:
Руководитель проекта – зам. директора по УВР
Координатор программы «Школа психологического здоровья» - психолог
Координатор информационно-методической работы. – зам. директора по УВР
Специалист интерактивного оборудования – учитель информатики
Проект «Социальная адаптация»
Цель проекта:
Создание условий для успешной адаптации младших школьников в социуме;
Содействие формированию жизненных навыков, правовой культуры, становлению гражданственности и проявлению патриотизма у учащихся.
Деятельность социально-педагогической службы, факультативного курса
«Граждановедение», направленная на становление и социализацию личности.
Руководитель: классный руководитель, социальный педагог.
Проект «Юный Эколог»
Цель проекта: Формирование экологической культуры, экологически развитого сознания, осознание личностью себя, как частицы природы.
Деятельность экологической площадки «Юный Эколог» для учащихся начальных классов.
Руководитель: руководитель экологической площадки.
Проект «Культурное и историческое наследие»
Цель проекта: формирование креативных навыков, обеспечение уважения к
культурному и историческому наследию, народным традициям.
Деятельность мини-кинотеатра «ТЮЗ», «Музыкальной гостиной».
Руководитель: учитель музыки.
Проект «Дошкольник»
подготовительные курсы «Волшебники знаний»
Цель проекта: Обеспечение непрерывности и преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Основное содержание проекта:
Проект предполагает создание:
1. условий для самореализации и успешной адаптации к школе детей старшего дошкольного возраста.
2. создание и реализацию программы подготовительных курсов «Волшебники
знаний» (предшкольная подготовка).
Участники проекта:
Дети, посещающие класс предшкольной подготовки.
Кадровое обеспечение проекта:
Руководитель проекта – зам. директора по УР
Координатор информационно-методической работы - воспитатель