РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины История специальность 050144 Дошкольное образование
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Мариинский педагогический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
История
специальность
050144 Дошкольное образование
2013
ОДОБРЕНА
Цикловой
комиссией естественно-экономического цикла
Протокол № 1
от «27» августа 2013 г.
Председатель цикловой комиссии
_____________/Ковтунова О.Д./
Составитель (автор): Ерохина Ю.В.,преподаватель истории ГОУ СПО Мариинский педагогический колледж
Разработана на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта по специальности среднего
профессионального образования
050144 Дошкольное образование
(углубленная подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 ноября 2009 г. № 530
примерной программы учебной дисциплины
История для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию (24/1 от «27» марта 2008г)
Заместитель директора по учебной работе
_____________/Рыженкова Т.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
20
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
23
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
44.02.01 Дошкольное образование. Программа учебной дисциплины «История» является частью общеобразовательной подготовки обучающихся в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «История» для специальностей гуманитарного профиля. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дополнительные общеобразовательные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: общеобразовательные дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «История» обучающийся должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 267 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;
самостоятельной работы обучающегося 72 часа, практической работы обучающегося 75 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
267
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
195
в том числе:
практические работы
75
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
72
в том числе:
Работа с основной и дополнительной литературой. Работа со справочным материалом. Подготовка докладов по изученным материалам. Подготовка к отчетам по практическим работам.
72
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ( Обществознание (ВКЛЮчая экономику и право)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический источник. Проблема фальсификации исторических знаний. Принципы периодизации исторического процесса.
2
Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества
Содержание учебного материала
16
1
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция.
4
2
2
Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
2
Практические работы:
1. Современные концепции происхождения человека и общества.
4
Самостоятельная работа.
1. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека.
2. Мифологические и религиозные версии происхождения древнейшей истории человечества.
8
Тема 1.2. Цивилизации Древнего мира
Содержание учебного материала
24
1
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.
12
2
2
Архаичные цивилизации Африки, Азии, Америки - географическое положение, материальная культура. Мифологическая картина мира.
2
3
Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека.
2
4
Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.
2
5
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура.
2
6
Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности.
2
Практические работы:
2. Принципы периодизации древней истории. Историческая карта древнего мира.
4
Самостоятельная работа.
3. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
4. «Великие переселения народов».
8
Тема 1.3
Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Содержание учебного материала
30
1
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
10
2
2
"Великое переселение народов". Формирование христианской средневековой цивилизации в Европе. Православие и католицизм.
2
3
Социальная этика, отношение к труду и собственности, правовая культура, духовные ценности в православной и католической традициях. Особенности хозяйственной жизни, социальной структуры и государственно-правовой организации в европейском средневековом обществе.
2
4
Культурное и философское наследие Средневековья. Динамика и характер развития европейской средневековой цивилизации. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв.
2
2
5.
Социально-психологические, природно-климатические, экономические предпосылки процесса модернизации. Характер международных отношений в средние века.
2
Практические работы:
3. Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира.
4. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества.
8
Самостоятельная работа.
5. Западноевропейский и восточноевропейский регионы цивилизационного развития. 6. Изменения в мировосприятии европейского человека.
7. Арабские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов.
12
Тема 1.4
История России с древнейших времен до конца XVII века
Содержание учебного материала
66
1
История России - часть всемирной истории. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металла и его влияние на первобытное общество.
38
2
2
Индоевропейцы. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Родовая и территориальная община. Город.
2
3
Возникновение государственности у восточных славян. "Повесть временных лет".
2
4
Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. "Русская Правда". "Лестничный" порядок наследования власти.
2
5
Причины распада Древнерусского государства. Княжеская власть и боярство в русских землях и княжествах. Монархии и республики. Русь и Степь.
2
6
7
Княжеские усобицы. Особенности культурного развития русских земель.
Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
2
2
8
Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город.
2
9
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
2
10
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба "иосифлян" и "нестяжателей". "Москва - третий Рим".
2
11
Формирование русского, украинского и белорусского народов. Установление царской власти. Создание органов сословно-представительной монархии.
2
12
Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
2
13
Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.
2
14
Рост международного авторитета Российского государства. Культура Российского государства во второй половине XV - XVII вв.
2
15
Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий.
2
16
Социальные движения в России в начале XVII века. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
2
17
Ликвидация последствий Смуты. Восстановление самодержавия. Система крепостного права.
2
18
Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол.
2
19
Русская традиционная (средневековая) культура. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
2
Практические работы:
5. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства.
6. Влияние Византии и народов степи.
7. Великое княжество Московское в системе международных отношений.
8. Складывание идеологии самодержавия.
9. Старообрядчество.
20
Самостоятельная работа.
8. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
9. Роль церкви в консолидации русских земель.
10. Ереси на Руси.
11. Дискуссия о причинах смуты. Феномен самозванства.
8
Тема 1.5
Новое время: эпоха модернизации
Содержание учебного материала
25
1
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
14
2
2
Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
2
3
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Становление гражданского общества. Кризис сословного мышления.
2
4
Буржуазные революции XVII - XIX вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Философско-мировоззренческие основы Просвещения.
2
5
Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.
2
6
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Культурное и философское наследие Нового времени.
2
7
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв.
2
Практические работы:
10. Конфессиональный раскол европейского общества.
11. Классические доктрины либерализма, социализма, консерватизма, анархизма. Марксизм.
5
Самостоятельная работа.
12. Формы абсолютизма.
13. Модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах.
14. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока.
6
Тема 1.6.
Россия в XVIII – середине XIX вв.
Содержание учебного материала
33
1
Петровские преобразования. Северная война. Провозглашение империи.
13
2
2
Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата.
2
3
Дворянство - господствующее сословие. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации.
2
4
Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
2
5
Кризис традиционного общества. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота и его последствия.
2
6
7
Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война и ее последствия для страны.
Практические работы:
12. Россия в период дворцовых переворотов.
13. Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.
14. Политическая идеология во второй половине XVIII - первой половине XIX вв.
15. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв.
16
Самостоятельная работа
15. Русское Просвещение
16. Превращение России в мировую державу. Россия в системе международных отношений в XVIII - первой половине XIX вв.
4
Тема 1.7.
От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества
Содержание учебного материала
14
1
Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. Формирование монополистического капитализма. Переход к смешанной экономике.
8
2
2
Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства в конце XIX - середине XX вв. Изменения в социальной структуре индустриального общества. "Общество потребления".
2
3
Формирование социальной идеологии солидаризма, народничества, анархо-синдикализма. Эволюция либеральной, консервативной, социалистической идеологии.
2
4
Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства.
2
Практические работы:
16. Кризис классических идеологий на рубеже XIX - XX вв. и поиск новых моделей общественного развития.
2
Самостоятельная работа.
17. Основные этапы научно-технического прогресса в конце XIX - середине XX вв.
18. Концепция Христианской демократии.
4
Тема 8. Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
Содержание учебного материала
28
1
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х - 1870-х гг.
22
2
Политика контрреформ. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Роль государства в экономической жизни страны.
3
Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
4
Революция 1905 - 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.
5
Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
6.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX - XX вв. Русско-японская война.
7
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя.
8
9
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание.
Гражданская война и интервенция. Цели и идеология противоборствующих сторон.
10
Политика "военного коммунизма".Итоги Гражданской войны.
11
Переход к новой экономической политике. Первые успехи НЭПа.
Практические работы:
17. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.
2
Самостоятельная работа.
19.